Роль театра в развитии обучающихся начальной школы
Сергеева
Е.Н.,
учитель начальной школы,
ГБОУ
Гимназия № 1570
Сегодня воспитание школьников средствами театрального –
добровольное дело учителя и администрации школы. А между тем методы
театрализации применимы в условиях любого класса, школы, любого детского
коллектива. Играть сценки, представлять кого-то, художественно читать стихи и
прозу, нестандартно, с выдумкой проводить школьные праздники – во всех этих
действиях присутствуют особенности театрального языка.
В какой степени, элементы театрального искусства должны
присутствовать на уроке. Давно известно, что на уроках чтения по ролям читаются
басни, отрывки из детской художественной прозы, заучиваются поэтические
произведения. Эти виды работ постоянно встречаются на уроках в начальной
школе.
В рамках инновационной деятельности в нашем образовательном
учреждении была проведена проектная неделя. Общая тема проектной недели «Школа,
которую построим Мы». Цель данного мероприятия заключалась в повышении
уровня социализации учащихся, а задачами являлись:
развитие
творческого потенциала учащихся; воспитание толерантного отношения к
окружающим; развитие полезных социальных навыков и умений (самостоятельный
сбор, обработка и анализ информации, планирование предстоящей деятельности,
расчет необходимых ресурсов, анализ результатов) и развитие лидерских и
коммуникативных умений учащихся.
Главной
особенностью проектной недели стало создание проектных разновозрастных групп,
куда входили учащиеся 2 – 10
классов. Наша группа получилась творческой. Совместно обсудив тему будущего
проекта, мы пришли к единому мнению, что он будет построен на идеях
театрального искусства. В результате работы был написан сценарий кукольного
спектакля «Потерянное время», на одну из актуальных проблем в социализации
подростков.
Занятия
театральным искусством воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому,
что является прекрасным в окружающем мире. Новизна проекта состоит в том, что учащиеся,
создавая школьный спектакль, решают многие задачи в сфере сотрудничества,
развития самостоятельности и ответственности, развития социальной активности
и коммуникативной компетентности.
В ходе проектной
недели нами было проведено анкетирование участников в начале и в конце
работы. Если в начале почти у всех детей отмечалось состояние неуверенности в
своих силах, в общении с другими участниками проекта, то в конце недели это
состояние исчезло и переросло в дружеские позитивные отношения.
Конечно,
такое мероприятие проводится вне урока, но метод театральной педагогики можно
использовать и на уроках литературного чтения, окружающего мира, а также на
математике и русского языка.
Театр – это искусство для чутких людей, как и искусство
вообще. Чуткость же и деликатность в общении между детьми, в их поведении – те
качества личности, для формирования которых требуются специальные
педагогические усилия. Каждый урок как методическое целое должен стать фактом
педагогической работы. Серьезное отношение к исполнительской театральной работе
должно воспитываться всем ходом работы учителя. На уроке чтения можно
предложить детям сыграть живую картинку, используя иллюстрации к тексту
произведения. В подготовленном классе возможен вариант самостоятельного
выполнения живой картины по тексту без иллюстрации художника. На уроках
природоведения хорошо использовать знания детей о повадках животных, об
особенностях растений. Например, ученик молча показывает движение белки,
особенности ее поведения в лесу летом, зимой, осенью.
Таким образом, привнесение основ техники действий как
элементов театрально-исполнительской культуры и как знакомство с выразительным
языком театра не только возможно, но крайне полезно для осуществления
учебно-воспитательных задач в начальной школе.
Перед учителем на каждом занятии стоит цель увидеть,
почувствовать особое мнение каждого из учеников класса, создать ребенку условия
для высказывания и обеспечить помощь в осуществлении каждым именно своего
замысла. Именно в начальной школе на уроках важно, нужно и можно обеспечить
интерес к мнению каждого ребенка и строить весь урок на пристальном внимании к
индивидуальности. Только тогда занятия обеспечат продвижение каждого ребенка в
интеллектуальном развитии и внесут свой незаменимый вклад во всестороннее
развитие человека.
Литература:
1. Волохов А.В. Социализация ребенка
в детских общественных организациях (вопросы теории и методики). – Ярославль,
2003. – С. 214.
2. Выготский Л.С. Педагогика
подростка. – Москва, 1984.
3. Мирошкина М.Р. Клубные технологии.
Учебно-методическое пособие. - М., 2005 – 238 с.
4. Мудрик А.В. Социализация и
воспитание подрастающего поколения. – М., 1990.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.