Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Роль развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в решении триединой задачи образования

Роль развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в решении триединой задачи образования

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Акмолинская область

Жаркаинский район

Омурлыкская основная школа











ДОКЛАД



Роль развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в решении триединой задачи образования







Учитель русского языка и литературы

Алмуханбетова К.Ж.



















2017 год, август

В своем Послании  народу Казахстана  «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»  Президент РК Нурсултан Назарбаев указывает: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией.  В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Необходимо  уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Уроки русского языка и литературы, являясь одними из ведущих предметов гуманитарного цикла,  призваны развивать функциональную грамотность, способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста (понимания, сжатия, преобразования и т.д.) и в целях передачи такой информации в реальном общении. Отчего у нас так мало людей, пишущих совершенно правильно, отчего даже и в печати так часто появляются ошибки правописания?
Можно ли научить всех, говорить и писать грамотно? Мечта это или реальность? Сделать это трудно, порой очень трудно. Но возможно. Необходимо изменить подходы к обучению, чтобы выпускник школы  обладал определенными качествами, в частности:

-владеть богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний;

-самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;

-самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта,  культурного уровня;

- быть коммуникабельным.

Много веков назад Сократ произнес удивительно емкую фразу: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Действительно, речь –  зеркало человека.

Я выделила основные направления развития учащихся в рамках предмета «Русский язык»:

Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью понимается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста (понимания, сжатия, преобразования и т.д.) и в целях передачи такой информации в реальном общении. Функциональная грамотность - это умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов (гибкость чтения);

  1. Обучение полноценной и правильной читательской деятельности:

  • Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических и функциональных разновидностей речи применительно к активному и пассивному словарю;

  • Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;

  • Овладение орфографией и пунктуацией;

  • Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, ориентировки в тексте, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста;

  • Приобретение и систематизация языковых, прежде всего грамматических знаний о родном языке, с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых навыков и умений, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке;

  • Раскрытие для учащихся культурологического и воспитательного потенциала русского языка, его тесной связи с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа;

  • Формирование общелингвистической компетенции (представления о родном языке как одном из вариантов языка вообще) наряду с конкретно-языковой компетенцией, что необходимо для успешного овладения иностранными языками и другими школьными предметами;

  • Формирование чувства языка (языкового чутья, языковой интуиции, языкового сознания).



Приемы работы по формированию функциональной грамотности.

 Работа учителя-филолога направлена на то, чтобы речь наших детей была богатой, образной, выразительной, насыщенной. Этому во многом способствуют уроки развития речи.    Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках русского языка начинается в среднем звене: изучаются тексты разных типов и стилей. При работе над текстами разных типов и стилей я использую план анализа текста, алгоритм разбора лингвистического текста, алгоритм разбора текста художественного стиля:

Анализ текста.

1.Уточнение темы и основной мысли текста.

2.Определение стиля текста.

3.Определение типа речи.

4.Отношение автора к изображаемому.

5.Анализ средств выразительности.

Алгоритм разбора лингвистического текста

1.Тема текста…

2.Идея…

3 Микро тема…

4.Тип речи…

5.Стиль речи…

6.Изобразительно-выразительные средства…

7.Предложения с однородными членами…

8.Лексическое значение слов(2-3)…

9.Подбор синонимов(2-3)…

10.Различные виды орфограмм…

11.Простые и сложные предложения…

12.Краткий пересказ…

Алгоритм разбора текста художественного стиля

1.Тема текста…

2.Идея…

3.Микро тема…

4.Эмоционально-окрашенные слова…

5.Изобразительно-выразительные средства…

6.Настроение и чувства автора..

7.Предложения по цели высказывания…

8.Характеристика героев …

9.Описание природы…

10.Особенности художественного стиля…

Сотавляющие по обучению функциональной грамотности:

Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение).

Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.

Развитие устной и письменной речи:

- развитие орфоэпических навыков;

- работа по обогащению словарного запаса;

- развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;

- развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;

- развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.



В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:

- определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план;

- прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой урока ;

- вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысль отношения к тексту. Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме использую с целью развития письменной учебно-научной речи, сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста – для развития письменной разговорной речи с элементами художественной и современной художественной речи.

В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются:

- по ходу чтения подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю ;

- подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. В каком стиле будет твой рассказ?;

- из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю;

- подробно изложи текст публицистического стиля ;

- определи тип и стиль текстов.

В 8-9-ом классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают подготовку сообщений в учебно-научном стиле об орфограммах-контактах, используя план и таблицу , определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу .

Таким образом, в течение нескольких лет ведётся целенаправленная работа по формированию у учащихся лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.

На развитие устной речи направлены следующие виды заданий: задать вопросы к тексту, устно составить план рассказа на грамматическую тему, устно пересказать учебно-научный текст подготовить устный развернутый ответ, устное сообщение на лингвистическую тему

На развитие письменной учебно-научной речи направлены такие виды упражнений и заданий, как изложение учебно-научного текста и письменный ответ по изучаемой теме , сочинения-повествования «Что я знаю…»; сочинения-рассуждения о красоте русского языка , о суффиксах и приставках, , о необходимости использования однородных членов, создание собственных текстов: «Характер моего друга» - сочинение с использованием существительных общего рода; «Мое утро» - сочинение-повествование с использованием несклоняемых имен существительных. Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма. Изучающее чтение учебно-научного текста сопровождается следующими заданиями: прочитать, определить количество частей, поставить вопрос к каждой части, составить план ,вычленить из текста новую информацию, сформулировать главную мысль теста.

Учащиеся должны владеть такими понятиями такими понятиями: как диалог, монолог, текст, структура текста, абзац, функции абзаца, способы передачи чужой речи (прямая и косвенная речь, определяют стилистическую окраску слова (слова нейтральные и стилистически окрашенные, книжные и разговорные), стили речи (разговорный, художественный, научный), умеют читать учебно-научный и художественный тексты изучающим чтением, владеют отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста, выделяют в учебно-научном тексте ключевые слова, составляют план. В художественном тексте определяют тему, основную мысль (авторский замысел), пересказывают текст подробно и сжато, понимают основные отличия текстов-описаний, повествований, пишут элементарные тексты этих типов, определяют стиль текста, письменно излагают художественный и учебно-научный текст; пытаются использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксические конструкции (однородные члены предложения, соединенные разными способами, обращения, вводные слова риторические вопросы, бессоюзные и союзные сложные предложения). Последовательно развивают мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делают абзацные отступы; озаглавливают текст, пользуясь разными типами заголовков.

Работа над связным текстом очень важна. Восприятие любого текста- процесс творческий. Научиться понимать тонкости языка - значит грамотно писать. Одним из действенных средств, способных вызвать интерес к уроку и развивать функциональную грамотность, являются дидактические игры или фрагменты. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для детей более доступным, работоспособность увеличивается. Это могут быть такие игры, как: «Четвёртый лишний», «Слабое звено», «Найди лишнее слово», «Закончи предложение».

Развитию функциональной грамотности способствуют и приемы применения технологии критического мышления:

Приём «Синквейн». Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.

Данная форма работы используется как способ синтеза материала, дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве:

1) инструмента для понимания сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности;
4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности.

Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»). Таксономия (от др. греч. — расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. [3]

Стратегия ИНСЕРТ («Условные значки») способствует формированию функциональной грамотности учащихся, умению работать с информацией, критически ее осмысливать. Использую информационно-насыщенные тексты. Обязательно учитываю, что учащиеся должны иметь обладать суммой знаний об объекте или процессе изучения.


Развитию функциональной грамотности способствует и орфографическая грамотность.

Формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс. Поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное место. Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:

- высокий научный уровень преподавания орфографии;

- связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;

- знание орфографических правил;

- знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;

- упражнения, отрабатывающие умения, применять орфографические правила. «Умения связаны с усвоением знаний и их применением на письме» (Н.С.Рождественский).

Работа по орфографии в разных классах имеет свою специфику: в 5-8 классах орфографические навыки совершенствуются при повторении орфографии в начале учебного года в 7 классе и в конце учебного года в 8 классе, в 9 классе при изучении синтаксиса и пунктуации, при подготовке к диктантам , сочинениям , изложениям, в ходе работы над ошибками, допущенными в письменных работах по русскому языку и литературе.

Психологи считают, что для успешного обучения , в том числе орфографии, необходимы:

1.Мотивация учителя на данный вид деятельности

2. Обеспечение условий для формирования мотивационной сферы учащихся.

3. Создание ситуации успеха для каждого ученика.

4.Стремление преподавателя перейти от назидательной педагогики к педагогике сотрудничества.

  • Другое
Автор Алмуханбетова Кульшайра Жусупбековна
Дата добавления 06.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 227
Номер материала MA-073156
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»