РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В
ФОРМИРОВАНИИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА
«ОТСТОИМ
ПРАВДУ ИСТОРИИ!»
(защита
от фальсификаций памяти о Великой Отечественной войне)
Хон Ольга Владимировна,
преподаватель ФГБОУ ВПО Южно-Сахалинского
педагогического колледжа
Сахалинского государственного
университета,
г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Современная
система образования направлена на формирование творческой, коммуникабельной
личности с сознательной гражданской позицией [6; 7].
Федеральный
институт развития образования в примерной программе по «Истории» (23 июня
2015 года) подчеркивает:
1.
Одной из главных задач дисциплины должно быть духовно-нравственное становление
молодежи.
2.
Основой содержания является ориентирование студентов на осознание базовых
национальных ценностей российского общества, формирование российской
гражданской идентичности, воспитание гражданина, в том числе через темы о
Великой Отечественной войне.
3. Среди личностных
результатов освоения дисциплины указывается уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России.
4.
Неотъемлемой частью образовательного процесса является выполнение проекта.
Создание проекта
позволяет качественно оценить уровень Общих Компетенций учащихся, прежде всего:
«ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами» и «ОК 3. Принимать решения в нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность».
В мае 2015 года праздновалась
одна из самых торжественных дат нашей истории: исполнилось семьдесят лет со дня
Победы. В честь этого юбилея наш коллектив разработал и реализовал проект,
чтобы привлечь внимание молодежи к проблемам искажения информации о событиях
Войны 1941-1945 годов [1; 2; 3, с. 473-503; 4; 5].
1.
Цель: формирование сознательной гражданской позиции, российской идентичности, патриотизма
у сахалинской молодежи (как у выступающих, так и у аудитории).
2.
Задачи:
- способствовать
пониманию современного значения памяти о Великой Отечественной Войне;
- сформировать
у молодежи критическое отношение к попыткам фальсификации сведений о Великой
Отечественной Войне;
- способствовать
пониманию ключевой роли СССР в разгроме Германии и ее союзников;
- развить
чувство гордости за подвиги советского народа.
3.
Методы: проведено мероприятие с использованием различных форм работы с
аудиторией:
-
выступления студентов («Ведущих») на основе научных сведений, включая архивные источники,
фрагменты писем, мемуаров, где максимальное внимание уделялось методам
фальсификаторов;
-
видеофрагменты выступлений политических деятелей и интервью широких групп
населения Европы и Америки, что показали катастрофическую ситуацию с
сбережением памяти о причинах, событиях и итогах Второй мировой;
-
театральная постановка (пьеса-миниатюра о планах фальсификаторов и роли памяти
о Великой Отечественной Войне в современной России);
-
мультимедийная презентация, которой были иллюстрированы доказательства о
подвигах советского народа; данные о преступлениях фашизма; также были
продемонстрированы диаграммы (к примеру, о действительной роли поставок по
ленд-лизу в Победе, и так далее), документы времен Второй мировой войны и многое
другое [2; 3, с. 473-500; 4; 5];
-
клипы, сделанные студентами, в том числе в сочетании с декламацией
стихотворений;
-
художественное чтение поэзии о годах Великой Отечественной Войны.
4.
Результаты:
-
опрос и эссе выступавших ребят и аудитории показали, что каждая сторона научилась
новому – речь идет не только об информации, но и о личном общении (умение
тактично вести дискуссию), о командной работе (ответственность за свой сектор
проекта, взаимная помощь, совместный поиск решения организационных вопросов и
многое другое);
-
опрос и эссе показали, что учащиеся осознают современную роль памяти о Великой
Отечественной Войне, так как эта память, по их мнению: сплачивает россиян; поддерживает
и вдохновляет в самых тяжелых ситуациях; остается лучшей основой для воспитания,
показывая примеры мужества, стойкости, верности, гуманизма, упорства; помогает
сохранять связи в СНГ и ближнем зарубежье; гарантирует поддержку нашего
международного статуса. Студенты подчеркнули: исказив память о Великой
Отечественной Войне, враги России сделают ее изгоем мировой политики, отнимут
возможность развития как единого государства - лишат нашу страну будущего.
Таким
образом, результаты нашего проекта для защиты памяти о Второй Мировой войне и
Великой Отечественной Войне максимально соответствуют требованиям ФГОСа.
Готовность студентов участвовать в проекте и их высокая ответственность на
репетициях и выступлениях, а также внимание и интерес аудитории в самых
различных городах Сахалинской области говорят о правильном формировании как
общих компетенций, так и личностных результатов освоения дисциплины «История».
Командная
работа студентов и преподавателей при создании подобных проектов направляется
на то, чтобы помочь нашей молодежи – как организаторам, так и аудитории - обрести
твердую, обоснованную гражданскую позицию, быть патриотами своей страны и
гордиться своей Родиной.
Список
использованных источников
1.
Ильинская И.А. Проблемные ситуации и пути их
создания в процессе обучения. М.: Наука, 2014. 312 с.
2.
Кравчук М.И., Погребинский М. Б. Проверенная
войной. М.: Политиздат, 2012. 173 с.
3.
Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. Учебное
пособие. М.: Проспект, 2013. 592 с.
4.
Сидоров П.В., Быстрова М. А.
Информационная война: поле битвы – память // Россия сегодня. М.: Опал, 2015. №
17.
5.
Юрьев В.А. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.:
ключевые проблемы истории в вопросах и ответах. // Военное право: сетевой журн. 2010. URL:dpgaidar.
ru/key_problem_history.doc (дата обращения: 29.03.2015).
6.
Федеральный государственный образовательный
стандарт (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 44.02.03
- Педагогика дополнительного образования (приказ Минобрнауки РФ от 13 августа
2014 г. № 998; зарегистрирован в Минюсте РФ от 25 августа 2014 г. № 33825). С.
4-5.
7.
Федеральный государственный образовательный
стандарт по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание
в начальных классах (приказ Минобрнауки РФ от 27 октября 2014 г. № 1353;
зарегистрирован в Минюсте РФ от 24 ноября 2014 г. № 34864). С. 4-6.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.