Роль
методической службы в условиях
реализации
ФГОС
Черкашин Д.И.
ГБОУ СПО «Новотроицкий
сельскохозяйственный техникум»
ст.Новотроицкая
Развитие системы
образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагога. Современные
требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога
предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся
социально-педагогических условиях, быть профессионалом.
В качестве основной
задачи СПО выдвигается задача организации образовательной среды,
способствующей развитию личностной сущности студента, и наиболее уязвимой
стороной реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
представляется подготовка преподавателя, формирование его дидактической,
методологической, методической, философской позиции.
Ключевое значение
приобретает готовность (стремление) педагогов
к постоянному профессиональному росту. Это
призвано обеспечить реализацию стратегической задачи системы непрерывного
профессионального педагогического образования – формирование нового поколения
педагогов, владеющими современными компетенциями педагогики, психологии,
методологии.
На решение задачи
подготовки преподавателя к работе в условиях новой образовательной парадигмы и
направлена система методической работы в учебном заведении.
Система методической работы ориентирована на повышение
квалификации педагога и других специалистов общего образования,
разработана в соответствии с Концепцией и следующими требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования:
·
к структуре основных образовательных программ общего
образования;
·
к результатам освоения основных образовательных программ;
·
к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных
программ общего образования, в том числе к квалификации педагогических
кадров.
Современные изменения
в сфере образования - внедрение федеральных государственных образовательных
стандартов, изменения в структуре образовательного процесса - требуют от
педагога более полного повышения качества педагогического
мастерства.
Федеральные
государственные образовательные стандарты требуют серьезного
сопровождения педагога в различных направлениях.
o
Нормативное сопровождение:
o
Инструментальное сопровождение (учебные программы, процедуры
оценки, примеры планов и программ, представление и анализ учебных пособий,
учебное оборудование и пр.).
o
Технологическое и информационно-методическое сопровождение
(педагогические технологии, учебные модули, рекомендации по проектированию
учебного процесса).
При этом главным
результатом повышения квалификации педагога следует считать не сумму
единиц усвоенной информации, а необходимые изменения, предполагающие:
- динамику
личностного развития педагогов, осваивающих новый образовательный стандарт,
что предусматривает оценку сформированности их самостоятельности,
ответственности, креативности, структуры интересов и ценностей, умения
самовыражаться и т.п.
- достаточную сформированность
базовых компетентностей и функциональной грамотности педагогов, что
предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в предметном
и метод. предметном планах, то есть не только на основе приобретенных в ходе ПК
знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно-смыслового,
коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной
ситуации.
Для достижения
описанных результатов в учебных заведениях СПО и НПО разработана
Программа повышения качества профессионального уровня и педагогического
мастерства преподавателей. Целью Программы является развитие
профессиональной компетенции педагогов как способности квалифицированно
решать проблемы, возникающие в реальной педагогической деятельности в
период перехода на федеральные государственные образовательные стандарты.
Совершенствование
мастерства преподавателей будет достигаться за счет непрерывного и
систематического повышения их профессионального уровня.
Структура методической работы
Методическая
работа
Педагогический совет
Методический совет
Рисунок 1 Структура
методической работы
Управление работой техникума
ведется через педагогический совет, а главным органом, организующим
и координирующим методическое обеспечение образовательного процесса,
является методический совет (МС).
В условиях реализации
требований Федерального государственного стандарта среднего профессионального
образования (ФГОС СПО) целью методической работы муниципальных методических
служб (ММС) является оказание методической поддержки образовательным
учреждениям и педагогам в реализации ФГОС СПО, освоении принципов системно-деятельностного
подхода, в создании условий для повышения профессиональной компетентности
педагога. Реализация данной цели осуществляется через решение ряда задач:
− анализ и изучение
потребностей педагогов в повышении квалификации по проблеме ФГОС СПО, в том
числе на основе накопительной системы;
− планирование и
организация повышения квалификации педагогов на
краевом уровне;
− организация
сетевого взаимодействия педагогов и образовательных
учреждений по
проблематике ФГОС СПО;
− диссеминация
инновационного педагогического опыта по проблеме
реализации требований
ФГОС;
− проведение
мониторинга реализации требований ФГОС СПО на
краевом уровне.
− разработка
рекомендаций в части учета краевых особенностей реализации ФГОС СПО, в том
числе основной образовательной программы.
Основные направления
методической работы в условиях реализации ФГОС СПО на период 2011 -2015 годы.
В соответствии с
рекомендациями «Об организации деятельности краевой методической службы в условиях
модернизации образования» основными направлениями деятельности методической
службы являются:
1. Аналитическая
деятельность.
2. Информационная
деятельность.
3.
Организационно-методическая деятельность.
4. Консультационная
деятельность.
5. Экспертная
деятельность.
6. Управленческая
деятельность.
7. Образовательная
деятельность.
Список литературы:
1.Кругликов Г.И.
Методическая работа мастера профессионального обучения: учеб.пособие для студ.
Сред. Проф. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 160с.
2.Николаева Т. В.,
«Модель методической работы по переходу на ФГОС» г.Боровичи
3.Сыромятникова Л.М.
Настольная книга завуча: Методическая работа в школе. - Москва. -
«Глобус», 2010.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.