Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыРоль изобразительного искусства в развитии учащихся

Роль изобразительного искусства в развитии учащихся

Скачать материал

Восприятие произведений  изобразительного искусства школьниками

 

Выделяя задачу развития отзывчивости, следует обращать внимание на необходимость воспитания у детей представления об изобразительном искусстве как особом способе познания жизни и мира, на важность объяснения смысла работы художника, который не просто «копирует», а всегда выражает своё отношение к изображаемому, передавая его в формах живописи.

Учащимся важно показать, что искусство волнует, заставляет радоваться, грустить, протестовать, ненавидеть, бороться. Дети узнают, что каждый вид изобразительного искусства имеет своё специфический художественный язык, что содержание его передаётся определёнными средствами выражения, которые художник отбирает соответственно замыслу произведения. Уже первоклассники элементарно осваивают выразительные средства, при помощи которых художник передаёт настроение и характер изображаемого.

В дальнейшем развитие способности художественного восприятия происходит на более сложном образном и конкретно-познавательном материале. Несмотря на возможность эмоционального отклика на произведение искусства, дети в начальной школе не обладают ещё способностью адекватно рассказывать о своих переживаниях, возникших в результате знакомства с искусством (особенно дети I и II классов). Об этом свидетельствует их часто очень скупые, мало развёрнутые по своему содержанию характеристики и оценки произведений. Последние крайне неустойчивы, мало самостоятельны и часто сводятся к суждениям «нравится» или «не нравится», «красиво» или «некрасиво».

Необходима особая методика знакомства  с изобразительным искусством, направленная на развитие разных способов выражения детьми своих мыслей и переживаний по поводу восприятия. Задачи этой методики следующие:

1.     Прежде всего, учитель должен развивать у детей умение рассказывать о произведениях  искусства, откликаясь на выразительные средства.

2.     Следует развивать навыки общения по поводу искусства, способность мыслить в области искусства. Важно, чтобы разговор об искусстве был результатом организованного процесса восприятия, который должен строиться на основе и с учётом возрастных особенностей восприятия детей.

3.     Важно учить детей использовать свои впечатления о наблюдении действительности при рассказе о произведениях, свой собственный художественный опыт.

4.     Важно развивать умение сопоставить произведение искусства с  аналогичными явлениями из области других искусств, элементарно чувствовать их общие связи.

5.     В процессе восприятия важно учить детей «графической речи», т.е. умению рассказывать и передавать впечатление о произведении при помощи изображения. Этот метод имеет прямое отношение к развитию образного мышления, зрительной образной памяти, подвижности реакции восприятия.

Развитие художественного восприятия в школе может происходить на достаточно широком материале произведений искусства: живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, искусства театральных декораций и костюмов (русское, советское и, в ряде случаев, зарубежное искусство). В процессе освоения данного материала у детей накапливается определённый художественный опыт, знания. Так, например, в 1 классе дети уже имеют общие представления о работе художника-живописца, графика, скульптора, об инструментах, которыми они пользуются, о некоторых техниках и художественных материалах изобразительного искусства. Во 2 классе расширяются общие представления обучающихся о работе художника, об особенностях разных исполнительских техник, о своеобразии  работы художника-декоратора, иллюстратора. Учащиеся овладевают большим и более профессиональным словарным запасом.

В дальнейшем происходит знакомство с основными жанрами живописи: пейзажем, портретом, натюрмортом, исторической картиной; дети узнают об истории нашего государства, традициях, природе.

Важно помнить, что для развития ученика необходим с его стороны не просто лёгкий интерес, но преодоление определённых трудностей, работа.

Необходимо помнить, что школьник учится изображать, лепить, конструировать и что созданное им «произведение» имеет, в основном, учебный характер. Только в целях обучения учитель обращается к произведению искусства, художественному образу, выразительность и доступность которого развивает художественное восприятие ученика и помогает тем самым в его практической работе. Учитель показывает детям образцы высокого искусства, совершенного мастерства. Процесс обучения восприятию длительный, разносторонний. Он обязательно должен быть увлекательным для учеников. Только в этом случае возникает необходимый эмоциональный контакт с произведением, возникает сопереживание, которое так важно для развития художественного восприятия.

Наиболее эффективен метод сравнения, посредством которого у ребят вырабатывается собственное отношение к произведению и интерес к его рассматриванию. Особенно помогают указания но соотношение произведения с действительностью. Поэтому нужно, чтобы дети при разборе произведения чаще опирались на свои впечатления об окружающей жизни, природе. Особенно ярко выступают особенности произведений при сравнении разных картин, написанных на одну и ту же тему.

В практике занятий по изобразительному искусству полезна работа по выявлению возможностей и активизации отклика на произведение искусства при помощи музыки, поэзии (краткие поэтические тексты).

Сопоставление картины со стихами помогает детям понять образ произведения изобразительного искусства и выявляет эстетические возможности их восприятия («Два флота» во 2 классе). Подобные задания помогают перевести их в ситуацию, более свойственную этому возрасту, а именно – от словесных ответов к рисованию, деятельности. Они активизируют мышление и восприятие детей при помощи процесса рисования, во время которого дети видят то, о чём они рассказывают, и стараются подражать не словам учителя, а воспринимать произведение искусства. Рисование по памяти даётся для развития образного мышления, образной памяти, подвижности реакции восприятия.

Несмотря на несовершенство детских рисунков, в них всегда передан интерес к состоянию природы, к настроению, композиции, эмоциональному ключу произведения. Для рисунков по памяти и впечатлению можно использовать натюрморт, пейзаж, портрет, сказочные сюжеты, декоративно-прикладное искусство. В процессе такого рисования дети обнаруживают способность к образному мышлению и активной отзывчивости на красоту и поэтичность словесного образа, имеющего яркий зрительный характер.

Не только педагоги, но и родители убеждаются, что дети младшего школьного возраста гораздо больше интересуются изображением действий, событий, чем рисованием с натуры статичных постановок.

Специалисты в области художественного воспитания детей объясняют эти особенности младших школьников «двигательной» установкой психики, «действенным» отношением к действительности. В подростковом возрасте на смену «двигательной» приходит «зрительная» установка психики, наступает период «предметной отнесённости» изобразительной деятельности.

Эти важнейшие психофизиологические особенности развития младших школьников и подростков не всегда принимались во внимание при разработке некоторых программ по изобразительному искусству. Долгое время считалось чуть ли не аксиомой, что задача обучения изобразительному искусству состоит в усвоении школьниками определённого набора правил изображения. Причём, выделяемый в таких случаях набор правил, скорее можно отнести к «техническому рисованию», чем к искусству.

Между тем особенности художественного языка определяются спецификой искусства, о чём известный учёный Симонов П.В. говорит так: «Самое главное в  моделях науки – это информация о том, что собой представляет моделируемое явление. Самое главное в моделях искусства – это информация о том, чем является моделируемое явление для нас. Искусство воплощает отношение человека к воспроизводимым явлениям, но категория отношения возможна только в координатах желательного или нежелательного. Вне этих координат психологический факт отношения невозможен, его просто нет».

Итак, можно сделать вывод о том, что восприятие произведений искусства детьми – интеллектуальная и эмоционально-творческая деятельность, в процессе которой происходит сложное взаимодействие образных компонентов – зрительных, словесных, звуковых. Характер связи этих компонентов важно учитывать при разработке методики уроков изобразительного искусства и организации восприятия произведений изобразительного искусства детьми.

 

Литература

1.     Богатеева З.А.  чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение, 1992 г.

2.     Горсул Н. Образная выразительность детского рисунка и художественный материал//Искусство в школе, № 5, 2001 г.

3.     Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: просвещение, 1991 г.

4.     Искусство в жизни детей/Ершова А.П., Захарова Е.А., Пеня Т.Г и др. М.: Просвещение, 1991 г.

5.     Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества М.: ВЛАДОС, 2004 г.

6.     Кумарин В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы.  М.: Народное образование, 2004 г.

7.     Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги М.: Просвещение, 1991 г.

8.     Основы эстетического воспитания/под ред. Кушаева Н.А. М.: Просвещение, 1986 г.

9.     Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. М.: ВЛАДОС, 2003

10.  Ракитин В.И. искусство видеть. М.: Знание, 1972 г.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Роль изобразительного искусства в развитии учащихся"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-консультант

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В разработке представлен анализ методической литературы по вопросам формирования у обучающихся навыков восприятия произведений изобразительного искусства, методы и приёмы ознакомления детей с различными жанрами ИЗО. Кроме этого, показаны основные возрастные особенности и отличия в характере изобразительной деятельности учащихся, связанные с психофизиологическим развитием. Уделено внимание таким аспектам, как влияние занятий изобразительной деятельностью на развитие различный психический функций.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 189 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по изобразительному искусству "Здание, как сочетание различных объемов.Понятие Модуль "(7 класс)
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля
  • 30.12.2020
  • 526
  • 25
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация по изобразительному искусству "Архитектура.Объект и пространство"(7 класс)
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: От плоскостного изображения к объемному макету
  • 30.12.2020
  • 857
  • 41
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.08.2020 249
    • DOCX 19.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Массорин Владимир Геннадьевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Массорин Владимир Геннадьевич
    Массорин Владимир Геннадьевич
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 65514
    • Всего материалов: 197

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и технология")

Учитель изобразительного искусства и технологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 83 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания МХК в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 301 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 440 человек

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 27 регионов

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 587 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 227 человек