Родительское
собрание
Тема: «Чтение
с увлечением!»
Автор: Трещенко Елена Геннадьевна
Декабрь, 2014 г., 1 класс
Цель: оказание
помощи родителям в воспитании у детей интереса и любви к чтению,
познакомить родителей с результатами развития читательских умений
учащихся класса.
Задачи:
-
Познакомить родителей с читательскими интересами их детей.
-
Дать полезные советы родителям, как вызвать у детей интерес к чтению.
Ход собрания:
1. Анализ
техники чтения учащихся класса.
Добрый вечер,
уважаемые родители! Сегодня наш разговор пойдет о книгах, о чтении. Чтение в
жизни каждого человека занимает важное место. Не только в школе, но и дома, в
семье мы учим детей любить книги. Но, едва научившись читать в начальной школе,
дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения,
теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной
деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают
его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они
должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и
выразительно читать.
Чтение – основной
инструмент обучения.
По данным
статистики любят читать младшие школьники – 43%, а учащиеся старшей школы уже
только 17%.
Норма темпа чтения
в 1 классе
20-30 слов в
минуту – период обучения грамоте,
30-35 слов в
минуту – конец учебного года.
Существуют разные
точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В
программе начальных классов она составляет 90–100 слов в минуту.
Не скрою, что в
нашем классе все дети читающие, все выполнили норму чтения 1 полугодия. Из 34
учеников нашего 1 Б класса две трети учащихся читают 30-40 слов, остальные
40-50 слов и 5 человек 78-100 слов.
Это хороший
задел на будущее. И наша задача – научить ребенка полюбить книгу.
На вопрос, нужно
ли читать, все дети ответили утвердительно.
А на вопрос, любишь
ли ты читать: да – 20 чел, нет-8 чел., не знаю – 6 чел.
Причиной нелюбви к
чтению дети называют неинтересные книги, отсутствие картинок в некоторых
книгах, родители заставляют читать, а хочется играть и так далее.
2. А сейчас мы поработаем в группах
и попытаемся вместе «докопаться» до причин недостаточного интереса
наших детей к чтению
Перед вами
– «дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас обсудить в группах вопрос
«Почему у наших детей снижается интерес к чтению?» Значимые на ваш взгляд
причины записываете на подготовленных на столах «листьях», а по выполнении
задания прикрепляете их на доске, комментируя свой выбор. Время на работу-8 -
10 минут.
По
завершении работы лидеры групп комментируют выбор, а помощники прикрепляют
«листья».
Возможные
причины участники групповой работы могут представить, например, следующим
образом:
1.Недостаточная
усидчивость, неустойчивое внимание.
2.Недостаточное
умение читать и понимать текст.
3. Недостаточные
словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.
4.Несформированность
настойчивости, целеустремлённости, терпения, аккуратности, организованности.
5.Неумение
сравнивать, находить аналогии.
6.Отсутствие в
учении опоры на желания и мотивы школьника.
7.Однообразие
учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.
8.Авторитарная
позиция взрослых в побуждении к читательской деятельности.
9.Низкая
самооценка школьника.
Этот этап деловой игры завершается комментариями завершается
комментариями каждой группы и обобщающим выступлением ведущего.
3.Какие советы
можно дать?
- Побуждайте
своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте
для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в
этом удовольствие.
- Читайте для
развлечения, релаксации, отдыха. Или, как говорят дети, «чтобы посмеяться». Эту
потребность хорошо удовлетворяют комиксы или детские журналы, которых в
настоящее время выпускается большое количество и разной тематики. Их функция —
позабавить ребенка.
Психологи
установили: критерий «смешная книга» часто олицетворяется у младшего школьника
с любимой книгой. Любимая — значит смешная. А смешная — значит любимая. К таким
книгам для младших школьников относятся произведения Д. Хармса, Г. Остера,
многие рассказы Э. Успенского, О. Григорьева, В.Драгунского, В. Голявкина и
других известных авторов.
Любимой книгой
многих поколений, с которой можно весело провести время, остается «Мюнхгаузен».
- Много
времени учащихся занимает познавательное чтение. Опросы детей показывают, что
книга для них, главным образом, источник знаний. «Читаю, чтобы больше
знать»,-говорят дети. Здесь на первое место в последние годы вышли
энциклопедии, которые издаются в огромном количестве. Они становятся
настольными книгами во многих семьях. При всей важности такого чтения, в нем
есть опасность — информированность читателя, лишенная души.
- Очень полезно
сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть
читает взрослый, часть — ребенок. Способен разжечь любопытство ребенок такой
метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель.
На самом
интересном месте он останавливается (Нет времени!).Заинтригованный ребенок
вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.
- Ребенка
следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему.
- Хорошие
результаты дает чтение перед сном.
- Начинать
выполнение
уроков следует с чтения, так как основу любого предмета составляет чтение.
- Обсуждать с
ребенком прочитанное.Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал?
Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и
выражения запомнились? Чему научила книга?
4. Обсуждение
организационных вопросов
Показ
образца читательского дневника.
Ознакомление
с правилами ведения читательского дневника.
Знакомство
с памятками и их обсуждение.
5. Решение
родительского собрания:
Поставить себе
цель – читать с ребёнком каждый день.
Обсуждать
прочитанное.
Во время чтения
использовать физминутки, отдых..
Покупать книги, детские
журналы.
Памятка
для родителей
«Как
воспитать читающего ребенка?»
·
Первые
книги у ребёнка должны быть красочно оформлены, тогда они ещё до чтения
заинтересуют. В то же время они не должны состоять только из иллюстраций, тогда
их смысл будет понятным уже после просмотра, и желание читать пропадёт.
·
Лучше,
если в книге есть разбивка на небольшие главы или она состоит из небольших
законченных рассказов
·
Взрослые
должны помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребёнка. Обязательно
поговорите о прочитанном. Похвалите, даже если не всё было «гладко».
·
Если
начал, дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со
страницы на страницу, и не заглядывая в конец. Обратите внимание ребёнка на
выразительность письма, на яркий образный язык.
·
Взрослым
не стоит прекращать читать ребёнку вслух.
·
Дети
должны видеть родителей читающими. Их естественная подражательная способность «сработает»
в такой ситуации на результат.
·
В
доме обязательно должна быть детская библиотечка, которая периодически
пополняется. В нее должны входить как художественная литература, так и
энциклопедии и словари.
·
.
Расскажите ребёнку о тех книжках, которые вы любили и читали в детстве.
Поведайте о том, какую роль они сыграли в вашей жизни.
·
Заведите
« читательский дневник», куда ребенок будет коротко записывать своё впечатление
о прочитанном.
Литература
для родителей по детскому и семейному чтению.
1.
Аникин
В.П. русская народная сказка. – М., 1984.
2.
Гладких
Л.П. Воспитание сказкой.
3.
Иванова
С.Ф.Введение в храм слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. – М.,
1994.
4.
Ильин
и.А. Путь духовного обновления. О национальном воспитании. – М., 1993.
5.
Ильин
И.А. Духовный смысл сказки. – М.: Лепта, 2000.
6.
Крячко
А.А. Сказка в домашнем театре. – М., 2003.
7.
Пришли
мне чтения доброго … Хрестоматия для семейного чтения. – М., 2001.
8.
Русские
поэты – детям. – М., 1980.
9.
Ушинский
К.Д. родное слово. – Новосибирск, 1994.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.