Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыРодительское собрание: «Традиции и культура христианской семьи»

Родительское собрание: «Традиции и культура христианской семьи»

Скачать материал

 

Курс «ОРКСЭ. Основы православной культуры»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание: «Традиции и культура христианской семьи»

 

 

 

 

 

 

                                     

                                      Выполнила: Рубцова Людмила Михайловна

                                      учитель начальных классов

                                      МОУ «Куриловская гимназия»

 

                                     

                           

                                                                           

                                                        

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Сего ради оставит человек отца своего

и матерь и прилепиться к жене своей,

и будет два в плоть едину»  ( Быт.2, 24)

 

Задачи:

1.Проблемы современной семьи.

2.Дать определение понятиям «Семья», «Христианская семья».

3.Познакомить родителей с традициями и культурой  христианской семьи.

Форма проведения: лекция учителя.

Ход собрания

Проблем, с которыми сталкиваются современные семьи, достаточно. На разных стадиях жизненного цикла семьи проблемы различны. Разрушение института семьи, потеря духовности и вседозволенность, быстротечный ритм жизни, смешение культур, увеличение количества больных детей и другие моменты характеризуют сегодня ячейки общества. Следует лишь помнить, что все проблемы не фатальны и решаемы.

По последним статистическим данным сегодня в России насчитывается около 42 миллионов семей. Половина из этого количества не имеет детей, у большинства - один ребенок, количество же многодетных семей варьирует в районе от 3 до 5%. Большая часть - семьи современного типа, оставшаяся же - семьи патриархального (традиционного) типа, в которых ведущая роль принадлежит отцу семейства. Если в кризисе институт семьи, то и все общество, и государственный строй находятся в кризисе. Потому проблемы современной семьи и пути их решения очень важны.     

В начале давайте попробуем определить: что же такое «семья».

Семья - это группа живущих вместе близких родственников (словарь русского языка  С.И. Ожегова).

Семья –  это союз двух людей (мужчины и женщины), основанный на любви и взаимопонимании.  Отличительный признак семьи – это любовь, которая лежит в основе ее; семья – зримое воплощение любви нескольких людей друг к другу.

Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.

То, что понятие "семья" имеет и нравственную,  и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования.

Семья начинается с брака, брак же в христианской традиции, "есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении».

Иоанн Златоуст о христианском браке:

Все благополучие брака основывается на взаимной любви, на взаимном доверии и уважении, и отсюда происходящем согласии супругов. "Нет ничего драгоценнее того, как быть любиму женою и любить ее. Когда муж и жена между собою согласны - это мудрый полагает в числе блаженств". "Где есть это, там есть всякое богатство, всякое счастье; а, напротив, если нет сего, то другое ничто не помогает, но все превращается, все полно неприятности и расстройства. Итак, сего станем искать преимущественно пред всем".

Полноценной любви человек добивается всю свою жизнь. Это дар Божий, который дается по благодати. Чтобы достичь такой любви, нужно стяжать благодать и хранить ее. И когда человек живет в браке целомудренной чистой жизнью, то это путь стяжания благодати и путь возрастания любви.

По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан "таинством любви", в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.

 Существует порядок, установленный  Богом  для семьи

Муж живет, подчиняясь авторитету Христа и ответственен перед Ним за руководство своей  семьей и за заботу о ней. Жена подчиняется во всем авторитету мужа и ответственна перед ним за ведение хозяйства и заботу о детях. Дети в семье подчиняются авторитету обоих родителей. Таким образом, в структуре семьи, созданной Самим Богом, четко прослеживаются линии авторитета и ответственности. Важно принять эту структуру от самого ее начала; между тем, в наши дни в ней слабо разбираются и еще менее склонны осуществлять ее на практике. А ведь благосостояние и счастье семьи Бог поставил в абсолютную зависимость от соблюдения того порядка, который Он указал свыше.

Существуют  заблуждения у большинство людей, далеких от Церкви, считают, будто бы Церковь утверждает, что женщина ниже мужчин, что она существо второго сорта. Такое ощущение может сложиться у тех, кто что–то слышал о церковных обычаях, но сути явлений не понимает. Со стороны может показаться, что это действительно так. Женщина не может принимать на себя священный сан, женщинам запрещен вход в алтарь, а во время Венчания чтец читает «страшные» слова из Послания апостола Павла: «Жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33).  На самом деле только христианство разрушило пренебрежительное отношение к женщине, которое царило во всем мире. Именно христианство заявило о том, что женщина такой же человек, как и мужчина, что человеческая природа едина для мужчин и женщин, ибо, как говорит апостол Павел: «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28).  Но в то же время Церковь не молчит о тех различиях, которые есть между мужчиной и женщиной.

Особенности душевных сил в контексте семьи становятся достоинствами. Например, разная чувствительность мужчины и женщины просто необходима. Они дополняют друг друга в семье, друг без друга им было бы тяжело.

Настоящую семью можно изобразить следующим образом. Отец — это внешний круг, он отвечает за все связи семьи с внешним миром. Это его обязанность. В любых сложных ситуациях разбираться в них идет муж. Мать — это круг, почти полностью охватывающий детей, она вся в семье и в детях. Жена — хранительница домашнего очага. От нее зависит обстановка в доме.

Для каждого из своих членов семья является школой любви, как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь - жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве. Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое "я", посвятив себя другому.                                                                                                                       Святая страстотерпица государыня Императрица Александра Федоровна

 

В православной традиции, семейная жизнь понимается как "путь ко Спасению», восхождение по которому связано с несением "креста" повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.

По апостолу Павлу человек трехсоставен: имеет тело, душу и дух. Освященный Церковью брак объединяет все три составляющие человеческого естества. Современное православное богословие так определяет сущность брака и его роль в преображении человека:

- "Христианин призван, уже в этом мире, иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке. Таким образом, брак перестает быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений... Брак - это уникальный союз двух существ в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только "друг с другом", но и "во Христе" .

- "В браке происходит преображение человека, преодоление одиночества и замкнутости, расширение, восполнение и завершение его личности".

Духовному возрастанию мужа и жены в браке помогает супружеская любовь, распространяющейся на детей и согревающей всех окружающих.

Особая роль семьи - "домашней Церкви" в христианской культуре - заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви "чадородие" (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и "приумножать", содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Добрая семья дарить человеку два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:

- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;

- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:

- святитель Василий Великий: "Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге";

- святитель Феофан Затворник: "Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти";

- святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь к матери маленькой девочки: "Знай, что паче всех твоих наставлений словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери";

- священник Александр Ельчанинов: "Для воспитания детей - самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью".

Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: "Мать праведная - ограда каменная", "Отец сына не на худо учит" и много других примеров...

Традиционный уклад семейной жизни и современные проблемы духовно-нравственного воспитания в семье:

Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь дать детям истинное христианское воспитание, сообщая им одни христианские во всем понятия, приучая к христианским правилам жизни, возгревая любовь к Церкви Божией и всем порядкам церковным...

Святитель Феофан Затворник

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.

Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.

Призыв формулируется к родителям в одной фразе, которую находим в послании Павла к  Ефесянам  6,4: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости -  важнейшие нравственные качества детей. Создание в семье здоровой нравственной атмосферы, не допускающей лицемерия, лжи, нечестности, фальши в отношениях. Преодоление иждивенческой эгоистической позиции ребёнка в условиях  достатка, высокого материального благосостояния семьи. Воспитание у детей скромности и вместе с тем негативного отношения к хвастовству, зазнайству, высокомерию. Формирование у детей выдержки, скромности, терпимости к  отдельным человеческим слабостям и непримиримости  к злу, зависти, подлости, презрение ко всему недостойному. Научить ребёнка понимать душевное состояние другого человека, его боль и тревоги, оказывать бескорыстную помощь и поддержку, быть чутким и внимательным, отзывчивым и сердечным. Пробудить у детей потребность заботиться о других, приносить им пользу, радоваться их успехам.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

За счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними?

Ответить на этот вопрос поможет нам краткая характеристика составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:

1.  Обычаи (установившиеся, привычные формы поведения),

2. Традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи),

3.  Отношения: сердечные чувствования и настроения,

4. Правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни,

5. Распорядок (установленный порядок в течении дел) дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, отношения, правила, распорядок есть и в жизни современной семьи. Осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире.

Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания. Смысл этой задачи заключается, по мнению И.А. Ильина, в том "чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях".

И.А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где "Дух Божий дышит, зовет и раскрывается":

- природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности,

- истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости,

- неподдельное сочувствие всему страдающему,

- действенная любовь к ближним,

- блаженная сила совестного акта,

- мужество национального героя,

- творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью,

– непосредственное молитвенное обращение к Богу, "Который и слышит, и любит, и помогает» .

Интересно сравнить (и убедиться в их созвучии) перечни средств духовно-нравственного воспитания И.А. Ильина и известного пастыря Церкви середины XX века, протоиерея Сергия Четверикова. Отец Сергий размышляет о том, что благоприятствует возвращению утратившей веру души к религиозной жизни он называет следующие средства:

- религиозные воспоминания детства,

- влияние природы,

- влияние художественной литературы,

- встречи с действительно религиозными людьми,

- посещение центров религиозной жизни (монастырей, старцев, святых мест),

- чтение религиозной литературы .

В современной ситуации осознание действенности названных средств особенно важно, так как речь идет не об отдельных душах, но о поколениях, утративших или так и не успевших обрести веру. Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать двойную задачу:

1. становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям;

2. создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

Сложностями на пути решения этих задач являются

1) современное секуляризованное социокультурное окружение,

2) скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания,

3) отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и недостаточность личной духовной опытности,

4) отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей,

5) духовная немощь сегодняшних детей и родителей.

В обществе, идеалом которого является успех, процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом

– обретать сущностное понимание отцовства и материнства,

- осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним,

- учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, ее увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.

А теперь предлагаю Вам посмотреть фотографии, сделанные в нашем гарнизонном храме. Участие некоторых наших детей в праздничных концертах

 

 

 

 

 

 

2. Дискуссия родителей на тему родительского собрания.

3. Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Закон Божий. Издание Московского Подворья Свято – Троицкой Сергиевой Лавры, 2008

2.     Розина О.В. Духовные основы русской культуры. – Москва «Наука и Слово» 2009

3.     Один раз на всю жизнь. Священник Илья Шугаев. Изд. 5-е. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007.

4.     О семейной жизни по учению святителя Филарета, митрополита Московского. – М.: Благовест, 2013.

5.     О семье и воспитании. Санкт – Петербург. Москва. 2002.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Родительское собрание: «Традиции и культура христианской семьи»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по тяжелой атлетике

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Задачи:

1.Проблемы современной семьи.

2.Дать определение понятиям «Семья», «Христианская семья».

3.Познакомить родителей с традициями и культурой  христианской семьи.

Форма проведения: лекция учителя.

Ход собрания

 

Проблем, с которыми сталкиваются современные семьи, достаточно. На разных стадиях жизненного цикла семьи проблемы различны. Разрушение института семьи, потеря духовности и вседозволенность, быстротечный ритм жизни, смешение культур, увеличение количества больных детей и другие моменты характеризуют сегодня ячейки общества. Следует лишь помнить, что все проблемы не фатальны и решаемы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 181 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 488
    • DOCX 673.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рубцова Людмила Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рубцова Людмила Михайловна
    Рубцова Людмила Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 6
    • Всего просмотров: 26197
    • Всего материалов: 30

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация работы с молодежью

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 171 человек

Курс повышения квалификации

Организация профориентационной работы в школе

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 217 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 555 человек

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 127 человек

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Практические навыки трекинга и менторства

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе