Курс
«ОРКСЭ. Основы православной культуры»»
Родительское собрание: «Традиции
и культура христианской семьи»
Выполнила:
Рубцова Людмила Михайловна
учитель
начальных классов
МОУ «Куриловская гимназия»
«Сего
ради оставит человек отца своего
и
матерь и прилепиться к жене своей,
и
будет два в плоть едину» ( Быт.2, 24)
Задачи:
1.Проблемы современной семьи.
2.Дать определение понятиям «Семья»,
«Христианская семья».
3.Познакомить родителей с традициями и
культурой христианской семьи.
Форма проведения: лекция учителя.
Ход собрания
Проблем, с которыми сталкиваются
современные семьи, достаточно. На разных стадиях жизненного цикла семьи
проблемы различны. Разрушение института семьи, потеря духовности и
вседозволенность, быстротечный ритм жизни, смешение культур, увеличение
количества больных детей и другие моменты характеризуют сегодня ячейки
общества. Следует лишь помнить, что все проблемы не фатальны и решаемы.
По последним статистическим данным
сегодня в России насчитывается около 42 миллионов семей. Половина из этого
количества не имеет детей, у большинства - один ребенок, количество же
многодетных семей варьирует в районе от 3 до 5%. Большая часть - семьи
современного типа, оставшаяся же - семьи патриархального (традиционного) типа,
в которых ведущая роль принадлежит отцу семейства. Если в кризисе институт
семьи, то и все общество, и государственный строй находятся в кризисе. Потому
проблемы современной семьи и пути их решения очень важны.
В начале давайте попробуем определить: что
же такое «семья».
Семья - это группа живущих вместе близких родственников
(словарь русского языка С.И. Ожегова).
Семья –
это союз двух людей (мужчины и женщины), основанный на любви и
взаимопонимании. Отличительный признак семьи – это любовь, которая лежит в
основе ее; семья – зримое воплощение любви нескольких людей друг к другу.
Семья в христианском понимании
есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои
отношения на основе закона любви.
То, что понятие "семья" имеет и
нравственную, и духовную природу подтверждают религиозно-философские и
богословские исследования.
Семья начинается с брака, брак же в
христианской традиции, "есть таинство, в котором при свободном обещании
верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения
и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении».
Иоанн Златоуст о христианском браке:
Все благополучие брака основывается на
взаимной любви, на взаимном доверии и уважении, и отсюда происходящем согласии
супругов. "Нет ничего драгоценнее того, как быть любиму женою и любить ее.
Когда муж и жена между собою согласны - это мудрый полагает в числе
блаженств". "Где есть это, там есть всякое богатство, всякое счастье;
а, напротив, если нет сего, то другое ничто не помогает, но все превращается,
все полно неприятности и расстройства. Итак, сего станем искать преимущественно
пред всем".
Полноценной любви человек добивается всю
свою жизнь. Это дар Божий, который дается по благодати. Чтобы достичь такой
любви, нужно стяжать благодать
и хранить ее. И когда человек живет в браке целомудренной чистой жизнью, то это
путь стяжания благодати и путь возрастания любви.
По слову святителя Иоанна Златоуста, брак
стал для христиан "таинством любви", в котором участвуют супруги, их
дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в
духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг
другу.
Существует порядок, установленный Богом
для семьи
Муж живет, подчиняясь авторитету Христа и
ответственен перед Ним за руководство своей семьей и за заботу о ней. Жена
подчиняется во всем авторитету мужа и ответственна перед ним за ведение
хозяйства и заботу о детях. Дети в семье подчиняются авторитету обоих
родителей. Таким образом, в структуре семьи, созданной Самим Богом, четко
прослеживаются линии авторитета и ответственности. Важно принять эту структуру
от самого ее начала; между тем, в наши дни в ней слабо разбираются и еще менее
склонны осуществлять ее на практике. А ведь благосостояние и счастье семьи
Бог поставил в абсолютную зависимость от соблюдения того порядка, который Он
указал свыше.
Существуют заблуждения у большинство
людей, далеких от Церкви, считают, будто бы Церковь утверждает, что женщина
ниже мужчин, что она существо второго сорта. Такое ощущение может сложиться у
тех, кто что–то слышал о церковных обычаях, но сути явлений не понимает. Со
стороны может показаться, что это действительно так. Женщина не может принимать
на себя священный сан, женщинам запрещен вход в алтарь, а во время Венчания
чтец читает «страшные» слова из Послания апостола Павла: «Жена да боится своего
мужа» (Еф. 5, 33). На самом деле только христианство разрушило
пренебрежительное отношение к женщине, которое царило во всем мире. Именно
христианство заявило о том, что женщина такой же человек, как и мужчина, что
человеческая природа едина для мужчин и женщин, ибо, как говорит апостол Павел:
«Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3,
28). Но в то же время Церковь не молчит о тех различиях, которые есть между
мужчиной и женщиной.
Особенности
душевных сил в контексте семьи становятся достоинствами. Например, разная
чувствительность мужчины и женщины просто необходима. Они дополняют друг друга
в семье, друг без друга им было бы тяжело.
Настоящую семью можно изобразить следующим
образом. Отец — это внешний круг, он отвечает за все связи семьи с внешним
миром. Это его обязанность. В любых сложных ситуациях разбираться в них идет
муж. Мать — это круг, почти полностью охватывающий детей, она вся в семье и в
детях. Жена — хранительница домашнего очага. От нее зависит обстановка в доме.
Для каждого из своих членов семья является
школой любви, как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них,
оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская
любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и
сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события
семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.
Смысл брака в том, чтобы приносить
радость. Подразумевается, что супружеская жизнь - жизнь самая счастливая,
полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве. Долгом в
семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое "я",
посвятив себя другому.
Святая страстотерпица
государыня Императрица Александра Федоровна
В православной традиции, семейная жизнь
понимается как "путь ко Спасению», восхождение по которому связано с
несением "креста" повседневных обязанностей взаимных забот,
сотрудничества, понимания и согласия.
По апостолу Павлу человек трехсоставен:
имеет тело, душу и дух. Освященный Церковью брак объединяет все три составляющие
человеческого естества. Современное православное богословие так определяет
сущность брака и его роль в преображении человека:
- "Христианин призван, уже в этом
мире, иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для
него в браке. Таким образом, брак перестает быть только лишь удовлетворением
временных естественных побуждений... Брак - это уникальный союз двух существ в
любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую
природу и быть соединенными не только "друг с другом", но и "во
Христе" .
- "В браке происходит преображение
человека, преодоление одиночества и замкнутости, расширение, восполнение и
завершение его личности".
Духовному возрастанию мужа и жены в браке
помогает супружеская любовь, распространяющейся на детей и согревающей всех
окружающих.
Особая роль семьи - "домашней
Церкви" в христианской культуре - заключается в исполнении исконной
функции - духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви
"чадородие" (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание
детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как
случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и
"приумножать", содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка,
возводящих его к добродетельной христианской жизни.
В воспитании детей семья не может быть
заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная
роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек
учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое
хорошо и что такое плохо".
В семье рождается чувство живой
преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа,
прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Добрая семья дарить человеку два священных
первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:
- первообраз чистой матери, несущей
любовь, милость и защиту;
- и первообраз благого отца, дарующего
питание, справедливость и разумение.
Испокон века воспитание доброго нрава
ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом
жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый
пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность
формироваться как личность. Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:
- святитель Василий Великий: "Если
хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге";
- святитель Феофан Затворник: "Отец и
мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут
благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу
дитяти";
- святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь
к матери маленькой девочки: "Знай, что паче всех твоих наставлений
словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери";
- священник Александр Ельчанинов:
"Для воспитания детей - самое важное, чтобы они видели своих родителей
живущими большой внутренней жизнью".
Об этом свидетельствует в пословицах
мудрость православного русского народа: "Мать праведная - ограда
каменная", "Отец сына не на худо учит" и много других
примеров...
Традиционный уклад семейной жизни и
современные проблемы духовно-нравственного воспитания в семье:
Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь
дать детям истинное христианское воспитание, сообщая им одни христианские во
всем понятия, приучая к христианским правилам жизни, возгревая любовь к Церкви
Божией и всем порядкам церковным...
Святитель Феофан Затворник
Отцовская и материнская линии поведения в
русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном
укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление
детской души и укрепление семейных связей.
Традиционный семейный уклад помогал
ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь
по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев
семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности.
Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и
необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая
особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей,
понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в
семье.
Призыв формулируется к родителям в одной
фразе, которую находим в послании Павла к Ефесянам 6,4: «И вы, отцы, не
раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем».
Воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости - важнейшие
нравственные качества детей. Создание в семье здоровой нравственной атмосферы,
не допускающей лицемерия, лжи, нечестности, фальши в отношениях. Преодоление
иждивенческой эгоистической позиции ребёнка в условиях достатка, высокого
материального благосостояния семьи. Воспитание у детей скромности и вместе с
тем негативного отношения к хвастовству, зазнайству, высокомерию. Формирование
у детей выдержки, скромности, терпимости к отдельным человеческим слабостям и
непримиримости к злу, зависти, подлости, презрение ко всему недостойному.
Научить ребёнка понимать душевное состояние другого человека, его боль и
тревоги, оказывать бескорыстную помощь и поддержку, быть чутким и внимательным,
отзывчивым и сердечным. Пробудить у детей потребность заботиться о других,
приносить им пользу, радоваться их успехам.
Современный порядок жизни совсем другой,
он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для
женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной
области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни
физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не
воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
За счет чего традиционный строй семьи,
давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их,
делиться ими с немощными ближними?
Ответить на этот вопрос поможет нам
краткая характеристика составляющих семейного уклада. Традиционный семейный
уклад включает в себя пять компонентов:
1. Обычаи (установившиеся, привычные
формы поведения),
2. Традиции (переходящий из поколения в
поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни
семьи),
3. Отношения: сердечные чувствования и
настроения,
4. Правила (образ мыслей, нормы поведения,
обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни,
5. Распорядок (установленный порядок в
течении дел) дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот
распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных
богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.
Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и
не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции,
отношения, правила, распорядок есть и в жизни современной семьи. Осознанное
наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет
действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном,
непостоянном и агрессивном мире.
Восстановление традиционного уклада жизни
поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного
воспитания. Смысл этой задачи заключается, по мнению И.А. Ильина, в том
"чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его
духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его
сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление
Божественного в мире и в людях".
И.А. Ильин обозначает и средства духовного
воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где
"Дух Божий дышит, зовет и раскрывается":
- природа во всей ее красоте, величии и
таинственной целесообразности,
- истинное искусство, дающее возможность
испытать чувство благодатной радости,
- неподдельное сочувствие всему
страдающему,
- действенная любовь к ближним,
- блаженная сила совестного акта,
- мужество национального героя,
- творческая жизнь национального гения с
его жертвенной ответственностью,
– непосредственное молитвенное обращение к
Богу, "Который и слышит, и любит, и помогает» .
Интересно сравнить (и убедиться в их
созвучии) перечни средств духовно-нравственного воспитания И.А. Ильина и
известного пастыря Церкви середины XX века, протоиерея Сергия Четверикова. Отец
Сергий размышляет о том, что благоприятствует возвращению утратившей веру души
к религиозной жизни он называет следующие средства:
- религиозные воспоминания детства,
- влияние природы,
- влияние художественной литературы,
- встречи с действительно религиозными
людьми,
- посещение центров религиозной жизни
(монастырей, старцев, святых мест),
- чтение религиозной литературы .
В современной ситуации осознание
действенности названных средств особенно важно, так как речь идет не об
отдельных душах, но о поколениях, утративших или так и не успевших обрести
веру. Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания
является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в
педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно
к самим себе). Им придется решать двойную задачу:
1. становиться носителями той
духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить
детям;
2. создавать и непрерывно поддерживать в
семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой
формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному,
святому и доброму.
Сложностями на пути решения этих задач
являются
1) современное секуляризованное социокультурное
окружение,
2) скудость общественного опыта освоения
традиций православного воспитания,
3) отсутствие четких, систематизированных
представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической
культуры и недостаточность личной духовной опытности,
4) отсутствие системы
духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и
духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей,
5) духовная немощь сегодняшних детей и
родителей.
В обществе, идеалом которого является
успех, процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее
как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям
предстоит на личном опыте с большим трудом
– обретать сущностное понимание отцовства
и материнства,
- осваивать свое родительство как
терпеливое и милосердное служение Богу и ближним,
- учиться реагировать на проблемы,
возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным
неприятием, а, наоборот, ее увеличением терпения и любви. Духовную нищету
ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной
родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей
стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.
А теперь предлагаю Вам посмотреть
фотографии, сделанные в нашем гарнизонном храме. Участие некоторых наших детей
в праздничных концертах
2. Дискуссия родителей на тему
родительского собрания.
3. Подведение итогов.
1. Закон
Божий. Издание Московского Подворья Свято – Троицкой Сергиевой Лавры, 2008
2. Розина
О.В. Духовные основы русской культуры. – Москва «Наука и Слово» 2009
3. Один раз
на всю жизнь. Священник Илья Шугаев. Изд. 5-е. М.: Издательский Совет Русской
Православной Церкви, 2007.
4. О семейной
жизни по учению святителя Филарета, митрополита Московского. – М.: Благовест,
2013.
5. О семье и
воспитании. Санкт – Петербург. Москва. 2002.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.