РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«Телевизор, компьютер и мобильный телефон в
жизни семьи и ребёнка».
Современная техника
должна быть не целью, а средством.
(из передачи «
Культурная революция).
Задачи собрания:
1.
Обратить внимание
родителей на достоинства и недостатки общения ребёнка с телевизором,
компьютером и мобильным телефоном.
2.
Показать влияние данной
техники на психику ребёнка.
Форма проведения: обмен мнениями.
Ход собрания.
Вступительное слово
учителя.
Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является
стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни; в
школе и дома – современная техника сопутствует нашим детям. Современные дети
способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными
электронными новинками. Но нам нужно, чтобы «общение» с этой техникой не
навредило здоровью детей, чтобы наши дети не попали в зависимость от неё.
Сегодня мы поговорим о телевизоре, компьютере и мобильнике.
Хотим мы того или нет, телевизор уже стал неотъемлемой частью нашей
жизни. Равно, как и компьютер, мобильник и другие элементы современного
человека. А значит и нашим детям придется, так или иначе, иметь дело с этими
достижениями цивилизации.
Вот только в отличие от взрослых, дети еще не могут отдавать себе отчет
в том, сколько времени достаточно проводить с этими новшествами и как их
использовать без вреда для здоровья.
“Ну а чем же так плох телевизор? - спросите вы. - Ведь есть мультики,
много полезных, вполне мирных передач”. Да, это действительно так. Дозированные
порции обучающих, интересных программ пойдут только на пользу. Но именно
дозированные. Скажем, не больше 20 мин в день для малышей, и 1 час для
школьников.
Статистика.
Две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор
ежедневно,
- время ежедневного просмотра телепередач ребёнком составляет, в
среднем, более 2 часов,
- 50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора,
- 25% детей смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд,
- 38% детей в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга своего
времяпровождения на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия
спортом, прогулки на свежем воздухе и общение с семьёй.
Мозг ребенка развивается очень быстро, особенно в ранний период жизни.
И он впитывает информацию об окружающем мире быстрыми темпами, а телевизор
из-за обилия информации (не всегда нужной), быстрой смены кадров и звукового
ряда перегружает мозг ребенка, подавляет логическое и творческое мышление.
Дети и телевизор вполне совместимы между собой. Но важно понимать, что
отношение ребенка к телевизору во многом зависит и от вашей готовности уделять
ему внимание и заниматься его развитием.
Рекомендации психологов.
- совместное
определение и обсуждение телепередач для просмотра на последующую неделю,
- обсуждение
любимых телепередач взрослых и детей после просмотра,
- выслушивание «
за» и «против» детей по поводу взрослых телепередач и мнения взрослых по
поводу детских,
- телевизор не
должен быть значимой частью в жизни родителей , тогда это станет положительным
примером для детей,
- необходимо
помнить о том, ребёнок, который ежедневно смотрит сцены насилия и убийства ,
свыкнется с ними и даже испытывает при этом удовольствие . Необходимо исключить
их из просмотра малышами.
Нам говорят, что телевизор, компьютер, мобильник - это всего лишь
инструменты. При умелом использовании они не причиняют никакого вреда,
наоборот, приносят большую пользу, как скальпель в руках хирурга.
Доказано, что человек, работающий постоянно с компьютером, в 10-15 раз
чаще других подвергается риску онкологических заболеваний, для детей повышается
вероятность заболевания лейкозом.
Это страшное поветрие. Оно способно принесли огромный вред тем, кто не
умеет обращаться с такой техникой. А кто нас этому учил?
В результате аппаратик на ладошке становится подобным наркотику - он
важнее друзей, родных и всего остального, без которого человек себя не мыслит.
Кстати, в Финляндии уже не берут в армию человека, зависимого от
компьютерных игр: он приравнивается к наркоманам. Многие люди потеряли себя в
этих играх и существуют только в их виртуальном мире.
Находясь в социуме, ребенок не может не испытывать на себе его влияние.
Семья – это первая среда, откуда дети берут штампы и модели поведения. Логично,
что они также интересуются тем, что интересно самим взрослым. Ученые и
психологи уже давно бьют тревогу относительно увлеченности детей телевидением,
с его отнюдь недетским форматом, компьютерными играми с вовсе не наивным содержанием,
и говорят о том, что эти плоды прогресса оказывают пагубное влияние на психику
детей и подростков.
Не проходит, по мнению многих ученых, без последствий и воздействие
магнитного поля на растущий организм: повышается риск развития раковых опухолей
мозга, и в любом случае негативному воздействию подвергается работа клеток
мозга. Подростковый период отличается интенсивным развитием многих внутренних
органов, в том числе и мозга. Под действием электромагнитных волн изменяется не
сама его структура, а отмечается снижение активности роста отдельных структур
мозга.
Для психики ребенка такое воздействие не проходит без следа, могут
развиться различные заболевания – от бессонницы до головной боли и неврозов,
нарушается работа вегетативной системы.
Как вы думаете, почему по сведениям Минздрава России только 2% наших
детей считаются здоровыми? Посчитайте, сколько времени ваш ребенок смотрит
телевизор, сидит за компьютером, разговаривает по мобильному и радиотелефону.
Ответ на вопрос получили?
В Англии, Франции, Германии и ряде других стран законодательно
запрещено использовать мобильные телефоны детьми до 16 лет! У нас же мобильные
телефоны рекламируются, как самый престижный молодежный товар…
Сравните своих детей и их ровесников с собой в их возрасте. Сравнение
не в пользу подрастающего поколения и у нас с вами нет времени на ошибки.
Некоторые могут возразить: "Жить вообще вредно, от этого умирают,
что ни возьми - все в нашей жизни губительно действует (быстрее или
медленнее)!" Может быть, но, как говорится, кто предупрежден, тот
вооружен. Лучше знать, что и к чему ведет, и какие последствия ждут в будущем.
А дальше уже дело лично каждого - прислушиваться к советам или оставить все как
есть, тем более, что человек не сразу становится взрослым и умным, обычно этому
предшествует стадия детства, а ребенка не только можно, но и нужно ограждать от
всевозможных воздействий, хотя бы ради его благополучного будущего.
Рекомендации при организации деятельности за
ПК
Памятка для родителей:
■ Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола,
солнечный свет не должен попадать на монитор, так как блики на экране
способствуют утомлению глаз.
■ Следить за чистотой экрана и настройками монитора (яркость,
контрастность и т. д.).
■ Подобрать стол (оптимально использование специального компьютерного
стола с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющего менять позу) и стул
(желательно использование специального крутящегося стула с регулируемой
высотой), чтобы ребенок мог соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз
(50-70см) и взгляд был бы направлен в центр монитора.
■ В процессе работы на компьютере необходимо следить за соблюдением
правильной осанки.
■ Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для
обучающихся, основной школы - 20 минут, старшей школы - 25-30 минут. По
истечении этого времени необходимо прерывать «общение» с компьютером, делать
мини-зарядку и гимнастику для глаз.
■ В комнате, где стоит компьютер, нужно часто делать влажную уборку,
вытирать пыль. Закончив работу за компьютером, желательно умыться холодной
водой.
■ Чтобы снизить нагрузку на психику, следует подбирать более спокойные
игры (развивающие, расширяющие кругозор игры), заострять внимание на
возможностях компьютера (компьютер не только для игр и развлечений,
использование текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и других
подобных программ приносит много пользы).
■ Нужно постараться максимально оберегать психику ребенка от
воздействия жестоких сцен в играх (если ребенок все же очень увлечен именно
«стрелялками», нужно стараться отвлечь от таких игр, найдя другое интересное
занятия, или хотя бы договорится о сокращении времени, проводимого за этими
играми), в реальной действительности ребенок должен быть востребован, он
должен чувствовать свою значимость, ощущать любовь близких людей (если ребенок
«уходит» в виртуальный мир, значит, ему чего-то не хватает в окружающей
действительности). В жизни должно быть больше «живого» искреннего общения, нужно
общаться, обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует.
Приложение 1. Анкета для учащихся.
1. Есть ли у вас дома компьютер?
2. В каком возрасте вы начали работать за компьютером?
3. Сколько времени в день в среднем вы проводите за компьютером?
4. Как вы думаете, сколько времени в день можно работать за компьютером?
5. Сколько по времени может продолжаться непрерывная работа за компьютером?
6. Какую роль в вашей жизни играет Интернет?
а) пользуюсь по мере необходимости (для выполнения конкретных заданий),
б) люблю «гулять» по страницам Интернета, когда отдыхаю,
в) часто ищу информацию и общаюсь,
г) не представляю жизни без него.
7. Что вас больше интересует (чему вы отдадите предпочтение):
а) компьютер или чтение книги,
б) компьютерная или спортивная игра,
в) прогулка на свежем воздухе или компьютер,
г) непосредственное «живое» общение с другом или общение с помощью
компьютера?
8. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?
9. Делаете ли вы при работе за компьютером гимнастику для глаз?
10. Устают ли у вас при работе за компьютером спина, шея, руки?
11. Делаете ли вы физминутки в перерывах при работе за компьютером?
12. Какова рода деятельностью вы занимаетесь за компьютером? Из предложенных
вариантов выберите один или несколько вариантов, на которые приходится
большая часть времени, проводимого за компьютером:
а) готовитесь к урокам, ищете «учебную» информацию (материал к докладам,
рефератам, презентациям и т.п.),
б) ищете в Интернете «внеучебную» информацию (музыку, изображения,
интересные ролики, гороскопы, прогнозы погоды и т.д.),
в) общаетесь (в режиме on-line, по электронной почте, на форумах и т.д.),
г) смотрите фильмы, читаете электронные книги, слушаете музыку,
д) играете в компьютерные игры.
13. Играете ли вы хоты бы иногда в компьютерные игры? Если «да», ответьте на
следующие вопросы:
а) В какие игры вы любите играть (логические или ролевые игры, симуляторы,
«стрелялки», «бродилки» и т.д.)?
б) Сколько времени в день в среднем проводите за компьютерными играми?
в) Легко ли вы отрываетесь от игры?
г) Можете ли вы «заигравшись» забыть поесть, почистить зубы и т.д.? Есть ли
у вас постоянное желание играть?
Приложение 2. Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3.
Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль
(считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за
медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх
и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести
взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону,
столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет
1-6. Повторить 1-2 раза.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.