Родительское
собрание «Основные фактор, способствующие укреплению и сохранению здоровья
первоклассника»
Автор:
Головачева Галина Викторовна,
учитель
начальных классов
ГБОУ СОШ
с. Алексеевка «Образовательный центр»
Дата проведения: по выбору классного
руководителя.
Форма проведения: круглый
стол.
Продолжительность:
1
час.
Цель: Ознакомить
родителей обучающихся с факторами, способствующими укреплению и сохранению
здоровья первоклассника в школе и дома.
Задачи:
1. Информировать
родителей о состоянии здоровья учащихся на момент проведения собрания.
2. Создать условия
для осознания родителями некоторых факторов, которые способны пагубно влиять на
здоровье первоклассников, а так же для осознания родителями необходимости
совместной работы школы и семьи для сохранения и укрепления здоровья
школьников.
3. Разработать
программу совместной работы школы и семьи по сохранению и укреплению здоровья
первоклассников.
1.
Подготовительный этап
Классным
руководителем во время подготовки к данному родительскому собранию организуются
следующие мероприятия:
1. Анализ
состояния здоровья учащихся первого класса школьной медицинской сестрой.
Примерный план
анализа:
- общие сведения о
физическом развитии обучающихся класса;
- общие сведения о
заболеваемости детей класса на период проведения родительского собрания;
- сведения о
профилактических мероприятиях по предупреждению инфекционных заболеваний;
- сведения о
режиме работы, меню и качестве пищи в школьной столовой;
- информация о
работе школьной медицинской сестры.
2. Договоренность
с врачом – педиатром о выступлении на родительском собрании.
3. Подготовка
материала по проведению родительского всеобуча по данной проблеме.
2.
Организационный этап
Столы в классной
комнате расставлены в форме круга. Родители рассаживаются. Классным
руководителем сообщается тема, цель и задачи родительского собрания.
На собрание
приглашены школьный психолог, врач – педиатр, медицинская сестра.
В начале собрания
избирается секретарь для ведения протокола родительского собрания.
Родительское
собрание классный руководитель начинает с анкетирования и последующего анализа
этих анкет.
Вопросы
анкеты:
1. Как вы
оцениваете состояние здоровья вашего ребенка?
- хорошее;
-
удовлетворительное;
- плохое.
2.
Изменилось ли состояние здоровья вашего ребенка за период обучения в школе?
Если «да», то изменения произошли:
- в лучшую
сторону;
- в худшую
сторону.
3. Какие
причины, на ваш взгляд, могут влиять на ухудшение здоровья вашего ребенка в
период нахождения его в школе?
4. Какие
факторы, по - вашему мнению, способствуют укреплению здоровья вашего ребенка?
5. На что
классному руководителю нужно обратить внимание при работе с вашим ребенком?
3.
Ознакомление родителей с результатами анализа состояния здоровья учащихся на
момент проведения родительского собрания
Данный анализ
демонстрируется родителям в качестве слайдовой презентации в виде следующих
таблиц.
Таблица 1
№ п/п
|
Список учащихся класса
|
Группа здоровья учащегося
|
Физкультурная группа учащегося
|
Количество дней, пропущенных по болезни
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
Общее
количество дней, пропущенных по болезни, по классу:
|
|
Таблица 2
№п/п
|
Основные виды заболеваний учащихся класса
|
Количество учащихся, подверженных данному
заболеванию, %
|
Количество учащихся, пропустивших учебные занятия по
причине этого заболевания, %
|
1
|
Простудные
заболевания
|
|
|
2
|
Заболевания
зрения
|
|
|
3
|
Заболевания
желудочно – кишечного тракта
|
|
|
4
|
Вегето
– сосудистые заболевания
|
|
|
4.
Выступление врача – педиатра
Доктор
рассказывает родителям о тех заболеваниях, которые в современном мире наиболее
распространены, о методах их лечения и профилактике. Особое внимание врач
уделяет современным лекарственным препаратам, которые можно использовать для
лечения детей в домашних условиях. Выступление заканчивается ответами педиатра
на вопросы родителей.
5.
проведение педагогического всеобуча для родителей
Материал подобран
с опорой на актуальность обсуждаемой проблемы. Информация должна быть
интересной и доступной для родительской аудитории.
Классный руководитель: Здоровье
– это состояние души и тела человека, оно не может совмещаться с хмурыми
мыслями и плохим настроением. Недаром говорят, что всего лишь одна минутка
смеха продлевает жизнь человека. Если верить данным статистики, то современный
взрослый человек в день смеется около 15 раз. А вот ребенок может хохотать не
меньше пятидесяти раз. Это значит, что взрослея, человек теряет восприимчивость
ко многим явлениям, которые в детстве и юности вызывают смех и улыбку. В
организме человека те биологические процессы, которые вызываются смехом,
укрепляют иммунную систему организма человека. Замечено, что оптимисты не
только лучше адаптируются в обществе, но и гораздо лучше учатся. Этот факт
можно проверить экспериментом: всем испытуемым предлагается запомнить несколько
слов. Несколько человек их них в приподнятом настроении; остальные – с плохим
настроением. В ходе эксперимента выясняется, что те, кто испытывал радость,
запомнили 78% слов, а среди тех, кто с плохим настроением – запомнили всего
только 47%. Оптимисты отличаются от пессимистов повышенной реакцией,
способностью гораздо быстрее вырабатывать стратегию решений.
Безопасность
ребенка в школе не в меньше мере зависит и от родителей, и от их участия в
школьной жизни. В данном случае правдивы слова: «Кто предупрежден, тот
вооружен». Аллергия может быть вызвана и самым обычным школьным мелом. Доктора
уже давным – давно говорят о том, что ученики не должны до мела дотрагиваться
руками. Как быть? Все очень просто: кусочки мела необходимо оборачивать
кусочками ткани, или бумаги.
А какая же
опасность таится в старом учебнике? Дело в том, что в старом учебнике могут
жить микробы и инфекция, которые остались от предыдущего ученика. Лучше, если у
вашего ребенка будет свой, индивидуальный набор учебников и необходимых книг. Еще
лучше, если таких комплектов будет не один, а два. Отвечу на возникший вопрос:
почему? Дело в том, что ребенку в ранце ( а именно такие сумки должны быть у
обучающихся начальной школы) можно носить не более 4 кг., в противном случае –
у детей может быть развиться такое заболевание, как сколиоз. Сумка же школьника
обычно гораздо тяжелее того веса, что разрешается. Поэтому сейчас 60%
обучающихся страдают искривлением позвоночника. Второй же набор учебников
освободит портфели от лишних килограммов, а наших деток от болезней. Очень
хорошо завести личные шкафчики для того, чтобы после окончания уроков дети
могли оставлять в них тяжести. Могут спровоцировать искривление позвоночника и
уроки физической культуры. Травмоопасные прыжки через «козла», лыжные гонки вдоль
загазованного шоссе.
Здоровье детей
может навредить и обычный ученический, школьный урок. Сорок урочных минут
вызывают напряжение мышц спины, нагрузку на позвоночник, снижение вентиляции
легких, а все это может привести к серьезным воспалительным процессам. Довольно
быстро послушный ребенок, сидящий за партой не шелохнувшись, начинает зевать,
что является дополнительной вентиляцией легких. Существуют четкие признаки
переутомления детей: они становятся рассеянными, намного хуже понимают
материал, могут грызть ногти, кусать губы. Для того, чтобы избежать подобных
воздействий на организм, в каждой школе, в каждом классе существует продуманная
система мероприятий, которая получила название «здоровьесберегающие
технологии». Необходимо, чтобы родители и дома поддерживали все эти школьные
начинания одним, очень простым, способом – своей заинтересованностью.
Если ребенок,
приходя из школы, жалуется на головную боль, жалуется на сильную усталость,
необходимо проанализировать, что он ест на завтрак дома и в школе. Ведь одна из
причин подобного недомогания – неполноценное, или неправильное питание.
Почему же ребенку
необходим завтрак? В школе дети тратят много умственной и физической энергии,
поэтому им необходимо основательно подкрепиться перед учебными занятиями. В
противном случае дети будут быстро уставать и не смогут усваивать учебный
материал.
Как же лучше
организовать завтрак школьника? Это во многом зависит и от физических данных
конкретного ребенка, от его пристрастий в еде, от биоритмов. Например, у детей
– «жаворонков» - утром аппетит хороший. Дети – «совы» от завтрака часто
отказываются. Родителям необходимо учитывать этот фактор. Не нужно насильно
впихивать еду в ребенка, так как вместо пользы это может привести к развитию у
ребенка невроза в виде стойкого отвращения к еде. Гораздо лучше в этом случае
ребенку дать что – нибудь из еды с собой в школу.
В утреннем меню
школьника непременно должны быть продукты, богатые белками, так как белки,
повышая возбудимость нервной системы, способствуют лучшей адаптации детей к
серьезным школьным нагрузкам. Это могут быть бутерброды с ветчиной, колбасой,
сыром, рыбой. Это может быть и кусок отварного мяса, любая молочная каша,
вареное яйцо, омлет, творог или йогурт. Можно и ограничиться и стаканом молока
или кефира с булкой или пирожком. Кроме белковой пищи на завтрак ребенку
желательно давать что – нибудь из растительной пищи: огурец, помидор, яблоко,
апельсин. Самое важное во всем этом - необходимость по утрам горячим питьем.
Это может быть и чай с лимоном, и ягодные морсы, и какао. Очень важно, чтобы
завтрак ребенка был не только вкусным, но питательным и разнообразным по
составу пищевых веществ – белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных
элементов.
Чтобы правильно
организовать домашний завтрак школьника, необходимо соблюдать следующие
условия:
- индивидуальные
особенности ребенка;
- распорядок и
напряженность дня;
- наличие,
калорийность и качество горячих завтраков в школе.
Случаются и такие
ситуации, когда родители осуществляют гиперопеку над своим ребенком. В
результате ребенок уверен, что мир – это одни лишь угрозы жизни и здоровью.
Конечно, гораздо проще полностью оградить ребенка от внешнего мира, чем научить
его самостоятельно справляться с трудностями. Но, ребенок, который привык
отвечать за свои поступки, имеет свой собственный жизненный опыт, независимый
взгляд на мир, будет иметь оптимистичный характер, а именно это способствует
сохранению и укреплению душевного здоровья.
6.
Подведение итогов
Классный
руководитель предлагает родителям познакомиться с материалом, который
применяется на уроках для снятия мышечного и эмоционального напряжения, для
предупреждения падения остроты зрения.
Решение
родительского собрания секретарем записывается в Протокол родительского
собрания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.