«Ох, уж эти экзамены!»
Цель – формирование
представлений о внутреннем мире и жизненных планов учащихся выпускных классов.
Продолжительность
30-40 минут
План родительского собрания:
1.
заблаговременное анкетирование учащихся выпускных классов (составление
диаграммы);
2.
вступительное слово педагога-психолога, учителя;
3.
анкетирование родителей (результаты остаются у родителей);
4.
ознакомление родителей с результатами анкетирования детей;
5.
притча-айкедо;
6.
рефлексия.
I. Анкета "Что чувствует и думает учащийся
выпускного класса о предстоящих экзаменах?" (Колесникова С.В.,
Краснобрыжая О.Н.)
В предложенной анкете выпускник
выбирает готовые варианты ответа в скобках и отвечает на вопросы. Вопрос № 10
разработан на основе цветового теста Люшера (бланк см. приложение № 1).
1.Какие
чувства вызывает предстоящая сдача ЕГЭ (ГИА)? (страх, тревогу; радость;
спокойствие уверенность).
2.Что,
по Вашему мнению, скажут (сделают) родители в случае неудачной сдачи ЕГЭ (ГИА)?
__________________________________________________________________
3.
С кем в первую очередь Вы готовы поделиться результатами ЕГЭ (ГИА), если они
положительные?
__________________________________________________________________
4.
С кем в первую очередь Вы готовы поделиться результатами ЕГЭ (ГИА), если они
отрицательные?_____________________________________________________
5.
В случае провала на экзамене, какую помощь (поддержку) Вы хотели бы получить от
родителей? __________________________________________________________________
6.
В случае непоступление в ВУЗ в данном году, что Вы будите делать? (пойду
работать; буду готовиться с репетитором к следующему году; ничего не буду
делать; пойду служить; другое____________________________________________________________)
7.
Как Вы считаете, готовы ли Вы к новому этапу в вашей
жизни?____________________________________________________________
8.
В случае неудачной сдачи экзамена сможешь ли ты уйти добровольной из жизни?
(да; нет; не знаю).
9.
В случае успешного сдачи ГИА или ЕГЭ вы самостоятельно выберете учебное
учреждение или доверитесь мнению родителей? (самостоятельно; выберут родители).
10.
Выберите цвет наиболее комфортный для Вас в данный момент и закрасьте
человечка.
II. Вступительное слово:
Экзамены для учащихся – это всегда
стрессовые ситуации. Единый государственный экзамен – новая форма проведения
итоговой аттестации выпускников и вступительных экзаменов в ВУЗ. Все новое,
неизвестное всегда является дополнительным источником тревожности.
Следовательно, единый государственный экзамен может стать достаточно сильным
стрессом для выпускников и их родителей. Необходимо помнить, что страх перед
неизвестностью в условиях «информационного голода» ведет к расстройству психики
и даже суициду. Доктор педагогических наук, президент Всероссийского фонда образования
Сергей Комков считает, что Единый госэкзамен вполне способен подтолкнуть
подростков к самоубийству. Именно в этой ситуации выпускник так сильно
нуждается в психологической помощи и поддержке родителей. Психологическая
поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка
в сдаче экзамена. Поощрение, поддержка, реальная помощь, беседы, а главное –
спокойствие взрослых помогут подростку успешно справиться с собственным
волнением.
В экзаменационную пору основная
задача родителей – создать комфортные оптимальные условия для подготовки
ребенка и... не мешать ему. Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о
сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а
только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о
том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что всё у него (неё) в жизни
получится! Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании
способностей, возможностей – положительных сторон старшеклассника. Именно в
этом возрасте оценка старшего по возрасту очень ценна для подростка. Вера в
успех, уверенность в своём ребёнке, его возможностях, стимулирующая помощь в
виде похвалы и одобрения важны для него, ведь "от хорошего слова даже
кактусы лучше растут".
Уважаемые
коллеги, не забудьте проинформировать и распечатать на отдельном листе памятку
о полезных сайтах для родителей и выпускников: http://gia.edu.ru/ и
http://ege.edu.ru/. Это официальный информационный портал государственной
итоговой аттестации, где предоставляются сведения о расписании, экзаменационных
материалах, критериях оценивания, о правилах подачи апелляции и многое другое.
III. Анкета для родителей выпускников (см. приложение
№ 2).
IV. Ознакомление родителей с результатами
анкетирования детей.
V. Притча-айкедо.
Уважаемые родители, предлагаю вашему
вниманию поучительную притчу–айкедо. Я прошу вас
правильно отнестись к предстоящему испытанию, которое ожидает Вас и вашего
подростка. Зачитывается притча.
Дорогие
мама и папа!
С
тех пор как я уехала в колледж, я была небрежна в написании писем. Сожалею о
том, что была невнимательна и не писала до сих пор. Я сообщу вам сейчас обо
всем, что произошло, но перед тем как вы продолжите чтение, пожалуйста, сядьте.
Вы не будете читать дальше, пока не сядете, хорошо? Ну, сейчас я чувствую себя
вполне хорошо. Перелом черепа и сотрясение мозга, которые я получила, когда
выпрыгнула из окна своего общежития в тот момент, когда оно загорелось (вскоре
после моего приезда сюда), теперь почти вылечены. Провела две недели в больнице
и теперь могу видеть почти нормально, и головные боли бывают только раз в день.
К счастью, пожар в общежитии и мой прыжок увидел дежурный оператор газовой
станции, расположенной рядом с общежитием, и именно он позвонил в пожарный
отдел и вызвал «скорую помощь». Кроме того, он навещал меня в больнице, и
поскольку мне негде было жить после пожара, он любезно предложил разделить с
ним его комнату. В действительности это полуподвальная комната, но она довольно
мила. Он чудесный парень, мы влюбились друг в друга и собираемся пожениться. Мы
пока не назначили точную дату, но свадьба будет до того, как моя беременность
станет заметной.
Да,
мама и папа, я беременна. Я знаю, что вы мечтаете стать дедушкой и бабушкой и
что вы радушно примете ребенка и окружите его той же любовью, преданностью и
нежной заботой, какими окружали меня в детстве. Причина задержки заключения
нашего брака состоит в том, что мой друг подхватил незначительную инфекцию,
которая мешает сдать добрачные анализы крови, а я неосторожно заразилась от
него. Я уверена, что вы встретите моего друга с распростертыми объятьями. Он
добрый и хотя не очень образованный, но зато трудолюбивый. Теперь, после того
как я сообщила вам, что случилось, хочу вам сказать, что пожара в общежитии не
было, у меня не было сотрясения мозга и перелома черепа, я не была в больнице,
я не беременна, я не помолвлена, я не инфицирована и у меня нет друга. Однако я
получаю низкие баллы по обществознанию и математике и хочу, чтобы вы смотрели
на эти оценки мудро и снисхождением.
Ваша
любящая дочь Настя.
Родители, помните, что всё в этом
мире относительно. Любите своего ребенка и принимайте его таким, каков он есть.
VI. Рефлексия.
Примерные
вопросы для рефлексии:
1.
Понравилось ли Вам собрание? Что нового узнали?
2.
Какой момент собрания вас эмоционально затронул?
3.
Что приобрели в результате участия в сегодняшнем собрании?
4.
Возможно ли перенести полученный опыт в повседневную реальность?
Литература:
Ковпак
Д.В. 111 баек для психотерапевтов. – СПб.: Питер, 2014.
Тимофеев
В.И., Филимоненко Ю.И. Цветовой тест Люшера диагностика нервно-психического
состояния. Методическое руководство. Издание – 2. – СПб.: ИМАТОН, 2007.
Приложение
№ 1.
10.
Выберите цвет наиболее комфортный для Вас в данный момент и закрасьте
человечка.
Предлагаемые
цвета:
-состояние покоя, потребность в отдыхе,
эмоциональная стабильность, душевная
привязанность в отношении к партнеру,
умиротворение, гармония, удовлетворенность.
притязаний, стремление к самовыражению, успеху
и власти, деловитость, настойчивость, уверенность
в себе, энергичная защита свои позиций.
-энергичная активность, стремление к успеху через
борьбу, возбужденность, потребность действовать
и расходовать силы, лидерство, инициативность.
-надежда на легкость, радость, расслабление,
стремление к новому, освобождение, оптимизм,
раскрепощение, восприимчивость, расширение
возможностей.
-впечатлительность, эмоциональная
выразительность
чувствительность, интуитивное понимание,
зачарованность, мечтательность, восхищение.
-комфорт
телесных ощущений, физическая легкость,
Сенсорная удовлетворенность.
- отрицание, окончание, отказ, отречение, неприятие,
протест, небытие.
- нейтральность, неучастие, социальная
отгороженность, свобода от обязательств.
Приложение
№ 2.
Анкета
для родителей выпускников (Колесникова С.В., Краснобрыжая О.Н.).
1.Какие
чувства у Вас вызывает предстоящая сдача ЕГЭ (ГИА) вашим ребенком?
(страх,
тревогу, спокойствие, уверенность, радость и др.).
__________________________________________________________________
2.Что
Вы скажите (сделаете) вашему ребенку в случае неудачной сдачи ЕГЭ (ГИА)?
__________________________________________________________________
3.Как
Вы считаете, с кем в первую очередь поделится ваш ребенок результатами ЕГЭ
(ГИА), если они положительные?
__________________________________________________________________
4.Как
Вы считаете, с кем в первую очередь поделится ваш ребенок результатами ЕГЭ
(ГИА), если они отрицательные?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Какую
помощь Вы могли бы предоставить вашему ребенку, в случае неудачи на экзамене?
__________________________________________________________________
6.Ваши
действия, в случае непоступления вашего ребенка в высшее учебное заведение в
данном году?
__________________________________________________________________
7.При
выборе высшего учебного заведения, отдадите ли вы предпочтение желанию вашего
ребенка или примите решение самостоятельно?
__________________________________________________________________
8.Как
Вы считаете, в случае неудачной сдачи ЕГЭ (ГИА), могут ли возникнуть у вашего
ребенка мысли о добровольном уходе из жизни?
__________________________________________________________________Благодарим
за искренние ответы!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.