Причины и последствия детской
агрессии
Промедление
может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро,
как добро, так и зло.
Никколо
Макиавелли
Задачи собрания:
1.
Обсудить
с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка.
2.
2.
Формировать у родителей культуру понимания проблемы деской агрессии и путей её
преодоления.
Форма проведения собрания:
беседа.
Вопросы для обсуждения.
- Причины детской агрессии.
- Родительская власть, её виды и пути
влияния на ребёнка.
-Пути преодоления детской
агрессивности.
Подготовительная работа к собранию:
1.
Анкетирование
детей и родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей №1.
- Бывает ли ваш ребёнок агрессивным?
- В каких ситуациях он проявляет
агрессию?
- Против кого он проявляет агрессию?
- Что вы предпринимаете в семье,
чтобы преодолеть агрессивность ребёнка?
Анкета для родителей №2.
Родителям предъявляют 10 качеств
характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее
выражены и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребёнка:
- Доброта
-Сочувствие
- Покладистость
- Терпение
- Сопереживание
-Безразличие
-Упрямство
-Агрессивность
-Нетерпимость
-Эгоизм
Анкета для учащихся:
Чаще всего я радуюсь, когда…
Чаще всего я смеюсь, когда…
Чаще всего у меня хорошее настроение,
когда…
Чаще всего я плачу, когда…
Чаще всего я злюсь, когда…
Чаще всего я обижаюсь, когда…
Мне хорошо, когда меня…
Мне плохо, когда меня…
Тест для учащихся:
Перед вами 10 выражений, которые
характеризуют человека. Выпишите те качества, которые, по вашему мнению, могут
относиться к вам. Их должно быть не более пяти.
Я – добрый
Я – злой
Я – терпеливый
Я – нетерпеливый
Я – упрямый
Я – безразличный
Я – хороший друг
Я – умный
Я – помощник
Я – обидчивый
Ход собрания
I.
Вступительное
слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы, здравствуйте! Сегодняшнюю
встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот
разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в
обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экраном телевизоров,
дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию
проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию
проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской
агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
II.
Обсуждение
анкет учащихся
Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие
школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если
родители постоянно пытаются подчёркивать достоинства своего ребёнка не только
перед другими людьми, но и в первую очередь в своём доме, то, безусловно,
ребёнок будет стараться проявлять те качества, которые подчёркивают родители в
нём. Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка,
особенно перед чужими людьми, то ребёнку как бы уже нечего терять, порог
стыдливости и ответственности преодолён, и можно продолжать повторять делать
плохо. Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств
детей, то они в первую очередь связаны с семьёй.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей
по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение,
сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчёркивать
это – ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки
мастерства в проявлении агрессии.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного
поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе, и по
отношению к собственному ребёнку. Требовательный по отношению к себе родитель
никогда не позволит требовать от своего ребёнка то, что им самим в его
ребёнке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель
способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учётом
складывающейся ситуации.
Однако, родители должны помнить, что требовательность
– это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть
разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана именно
с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования,
абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать
капризам и делать поблажки без нужды.
К примеру, сегодня «лёгкие» уроки, можно в школу не
идти, Я напишу записку учительнице, что тебе плохо. Не надо удивляться
родителям этого ребёнка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и
распишется за отца или мать.
Требовательность по отношению к ребёнку должна быть
разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами,
с физическим и душевным состоянием ребёнка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком
выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении,
иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование,
если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление
любого ребёнка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый
ребёнок будет выражать протест скрыто, а ребёнок не очень покладистый будет
выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в
увлекательной игровой форме. В своих методах воспитания, в предъявлении
требовательности к ребёнку родители должны быть последовательны и едины. Как
только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг
к другу в воспитании ребёнка, это даст возможность ребёнку лавировать между
родителями, шантажировать их, врать им. Если это удаётся длительное время, а
затем налагается запрет, это приводит к проявлению агрессивности со стороны
ребёнка.
III.
Памятки
родителям по предупреждению детской агрессивности.
Памятка №1.
- Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу
открытости и доверия.
- Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не
вселяйте в его душу несбыточных надежд.
- Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было
условий.
- Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на
ребёнка.
- Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете
делать себе.
- Не изменяйте своим требованиям по отношению к
ребёнку в угоду чему-либо.
- Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с
другом.
- Не бойтесь поделиться со своим ребёнком своими
чувствами и слабостями.
- Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в
зависимости от его учебных успехов.
- Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность!
- Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была
реализована в полной мере!
Памятка №2.
Уважаемые папы и мамы! Внимательно прочтите эту
памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые
воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо
своего ребёнка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте
над тем, что можно ещё изменить. Пока ваш ребёнок в первом классе, ещё не
поздно!
Агрессивность проявляется,
если:
- ребёнка бьют;
- над ребёнком издеваются;
- над ребёнком зло шутят;
- ребёнка заставляют испытать чувство незаслуженного
стыда;
- родители заведомо лгут;
- родители пьют и устраивают дебоши;
- родители воспитывают ребёнка двойной моралью;
- родители нетребовательны и неавторитетны для своего
ребёнка;
- родители не умеют любить одинаково своих детей;
- родители ребёнку не доверяют;
- родители настраивают детей друг против друга;
- родители не общаются со своим ребёнком;
- вход в дом закрыт для друзей ребёнка;
- родители проявляют к ребёнку мелочную опеку и
заботу;
- родители живут своей жизнью, ребёнок чувствует, что
его не любят.
Для преодоления детской агрессии в педагогическом
арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность,
честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, чувство
юмора, ответственность, такт.
IV.
Рефлексия
собрания.
Обмен мнением родителей об услышанном в ходе
собрания.
Заканчивается собрание словами: «До свидания уважаемые
родители. До новых встреч».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.