Родительское собрание на тему « Первый раз в первый
класс»
(для родителей будущих первоклассников)
Педагог-психолог
МБОУ "СОШ № 8"
Толькова М.С.
Цель:
познакомить родителей будущих первоклассников с особенностями развития
шестилеток, а также проиллюстрировать коротко рекомендации практического
характера по подготовке ребенка к школе.
В период жизни ребенка от 0 до 8 лет наблюдаются три сложных
момента, этапа:
1.
рождение, смена водного
пространства на воздушное;
2.
ребенок научился ходить,
восприятие мира из горизонтального положения меняется на вертикальное;
3.
школа, смена игровой
деятельности на учебную, другой уровень требований и отношений со взрослыми.
Без преувеличения первая адаптация в школе – сложный и
ответственный период не только для самого первоклассника, но и для родителей.
Поэтому остановлюсь на основных рекомендациях, для вас уважаемые
родители, на что необходимо обратить внимание.
1. Принять ребенка в новом статусе «Ученик». Иногда это
бывает трудно в связи с тем, что родитель не знает, какие психолого-педагогические
характеристики и характеристики поведения ребенка важны для его
успешного и всестороннего развития.
А)
Например, это характеристики познавательной сферы, эмоционально-волевого и
мотивационного развития. Вспоминайте, 6 лет – это граница с периодом
«почемучек», когда все окружающее интересно ребенку. Познание детей в этом
возрасте становится глубже и сложнее. Интерес ко всему, желание все узнать, все
запомнить говорит о готовности шестилеток познавать, обучаться. Поэтому,
уважаемые родители, не задерживайте возникшую познавательную активность ваших
детей, старайтесь отвечать на вопросы «почемучек».
Б)
Важно знать родителям, что основными сторонами психологической готовности
ребенка к обучению в школе являются:
- произвольность в общении со взрослыми;
- произвольность в общении со сверстниками;
- адекватно сформированное отношение к самому себе.
Данные характеристики родитель может проверить в игре. Предложив игру,
посмотрите, принимает ли ребенок правила и инструкции взрослого. Понимает ли
условия игры, какой должен быть исходный результат.
Чтобы ребенок адекватно воспринял себя в новом статусе взрослому
необходимо заранее позаботиться. Объясните, чем отличается жизнь школьника от
ребенка, посещающего детский сад, но не запугивайте.
Вместе с ребенком приобретите школьные принадлежности и
организуйте рабочее пространство в комнате. Это немаловажно!
В)
Адаптация в школе будет проходить мягче, быстрее, если ребенок умеет
ориентироваться в пространстве (имеет пространственные представления),
ориентируется немножко во времени, а именно знает примерно, сколько времени
можно затратить на ту или иную деятельность, а также в силах выполнять
элементарные навыки самообслуживания.
Представьте себе, что даже самые незначительные нюансы для
взрослого могут сбить положительный эмоциональный настрой первокласснику.
Например, все ребята класса идут в столовую, а один остался, т.к. не умеет
завязывать шнурки. Или потерялся в школе, не может найти кабинет; или урок закончился,
а первоклассник не успел доделать аппликацию на труде и т.п.
Поэтому уже сейчас учим детей, сколько необходимо потратить времени
на определенные действия. Например, «Я даю тебе три минуты, чтобы ты завязал
шнурки», «Мы играли с тобой в течение 30 минут».
Умение ориентироваться в пространстве – один из необходимых
компонентов общего развития ребенка, его готовности к школьному обучению.
Пространственная ориентировка включает в себя восприятие размеров и формы предметов,
способность различать их расположение в пространстве, понимание различных
пространственных отношений.
Недостаточно развитая пространственная ориентировка приводит к
отставанию в обучении письму и при усвоении лингвистических и математических
понятий и др.
Ребенка просто научить ориентироваться на клеточной бумаге при
выполнении узора с комментарием, причем может задавать инструкцию взрослый или
сам ребенок комментирует свои действия. Главное, чтобы звучали такие слова как:
«вверх, вниз, вправо, влево».
Г) Помимо
психологической готовности к школе выделяют еще и интеллектуальную, которая
определяется уровнем развития нагдядно-образного мышления, связной речи,
развитием мелкой моторики рук и т.д.
Данный компонент готовности предполагает наличие у дошкольника
кругозора, запаса конкретных знаний. Поэтому больше читайте ребенку,
рассказывайте, сочиняйте вместе с ним сказки, сюжетные истории.
Важно, чтобы ребенок владел основными логическими операциями:
анализировал, обобщал, умел выделять существенные признаки предметов,
сравнивать. Но не забываем, что у 6-7 летних детей превалирует
наглядно-образное мышление, поэтому, когда занимаетесь с ребенком, выполняйте с
ним конкретные действия с предметами и их заместителями.
Например, просите описать предмет, пусть ребенок его видит
(яблоко). Или сравнивайте количество чего-то, нарисуйте вместе. И т.д. Но не
забегайте вперед, не старайтесь писать цифры, примеры, а оперируйте предметными
множествами.
Чтобы познавательный интерес и охоту разбираться самому у ребенка
не отбить, исключите из своего лексикона фразы «Не правильно», «Так нельзя»,
замените их на: «Докажи», «Можно ли по-другому, как считаешь?», «Почему так?».
Почему развитие мелкой моторики рук так важно для начала
обучения ребенка в школе, и почему данный компонент входит в
интеллектуальную готовность?
Развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием головного
мозга, с развитием речи. Раньше, когда не было современных новшеств типа
сенсорных ковриков, наши бабушки шили своим детям яркие подушечки и пришивали
на них пуговицы, отличающиеся по размеру, фактуре, цвету. Ребеночек еще не
ходил, а только ползал, еле держал головку, но пытался дотянуться до подушечки,
дотрагивался до пуговиц. Все это, конечно, делалось не просто так, для
развлечения, может и интуитивно, но тем не менее развитие мышления, речи через
движение доказано. Поэтому пусть ребенок больше конструирует, собирает мелкие
детали (пазлы), лепит, рисует, вырезает.
Желаем вам успехов в подготовке детей к обучению в
школе!
Литература:
1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М, 2005
г.
2. Оботурова И.А. Познай дитя свое. - Сыктывкар, 2000г.
3. Родительские собрания в начальной школе (лекции, беседы,
разработки). Выпуск 2/авт.сост. Г.Т.Дьяченко, Е.В. Волкова. - Волгоград, 2007
г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.