208 -279 -208
Родительское собрание-практикум
« Как помочь ребёнку стать внимательным?»
Цель: формирование
понятия о внимании как важнейшей деятельности, необходимой в учебном процессе.
Задачи:
·
изучить в
ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания
у учащихся;
·
повышение
психолого-педагогического уровня развития родителей;
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Подготовительная
работа.
1.
Приглашение родителей на собрание.
2.
Проведение анкетирования родителей.
Анкета для родителей (раздаётся родителям
до начала собрания)
Ø Часто ли
ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий
( подчеркните один из предложенных ответов)?
- Да;
- трудно сказать ( и да, и нет);
- нет.
Ø Можно ли
назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?
- Да;
- Трудно сказать ( и да, и нет);
- Нет.
Ø Что вы
делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?
3. Анализ
результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем
и председателем родительского комитета класса.
4. Подготовка совместно со школьным
библиотекарем выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других
познавательных процессах.
5. Подготовка для игровых групп листов с
описанием игр.
6. Форма проведения: групповая.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) выставка книг, статей из журналов, газет о развитии
внимания, о психологии познавательных процессов личности ребенка;
б) оборудованные игровые места для трёх родительских
групп (столы с синим, красным и зелёными флажками);
в) листы с описанием игр;
г) реквизиты для игр: мяч листы с текстами, карандаши;
д) компьютер для показа презентаций;
е) квадратики для проведения рефлексии;
ж) рекомендации-памятки для родителей.
Ход собрания:
1.Установление
свободной и доверительной атмосферы.
Звучит музыка.
Родители занимают места, за столами с синим, красным и зеленым флажком, в
результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.
2.
Сообщение темы и целей родительского собрания.
- Тема
нашего родительского собрания сегодня: « Как помочь ребёнку стать
внимательным».
Цель
собрания:
1) познакомить
вас уважаемые родители с понятием внимания и его основными свойствами
Задачи:
·
изучить
в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию
внимания у учащихся;
Слайд 1,2
3.Родительским
группам предлагается продолжить следующую фразу: «
Внимательный ребёнок- это …» (Время для выполнения задания- 3 минуты).
4.Представитель
каждой группы читает вслух коллективно предложенную фразу.
Классный
руководитель обобщает мнение участников собрания.
5.Председатель
родительского комитета класса выступает с сообщением о
результатах анкетирования родителей и предлагает более детально разобраться на
этом собрании в том, что такое внимание и как его развивать.
Учитель
приводит результаты выполненных заданий учащимися.
6.Теоретическая
часть.
-Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах
деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть
внимательным.
Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки-
Оказалось это брюки…
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки…
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного
человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе.
Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и
запомнить. В старших классах ему становится труднее, так как поступающая и
требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Что же такое внимание? Внимание – это способность
человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из
окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников
информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но
выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия
правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности
и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым
относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.
Концентрация внимания- умение сосредоточиться на
нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в
проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается
хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого
слабо развито это свойство. Бывает рассеянным, несобранным.
Объём внимания характеризуется количеством
одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей
7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объёме
внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения,
классификации. Если у ребенка недостаточный объём внимания, то ему трудно
одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в
таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.
Устойчивость внимания – это одновременное внимание к
двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или
наблюдения за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому,
легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать
письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой
и наблюдать за окружающим и т. п. легко ли воспринимаются и запоминаются
дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.
Переключение внимания- это перемещение внимания с
одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с
постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях
переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит
от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в
работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается
к нему в своих мыслях или действиях.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание
можно и нужно развивать! Младшему школьнику это сделать очень трудно. Если
необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками
ребёнку могут стать мама и папа.
К
числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов
личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми
из них я предлагаю, познакомиться на нашем родительском собрании.
7.
Практическая часть.
Учитель
группам родителей раздает листы с описанием игр или игровых упражнений для
развития внимания. В течение 10 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их
содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о
том, как проводятся эти игры с детьми.
Одну
из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать
участие члены данной группы или все участники родительского собрания. Для
ознакомления и демонстрации предлагаются игры и игровые упражнения, описание
которых предоставлено в книгах «Занимательное азбуковедение», «Игры-шутки,
игры-минутки», « От игры к самовоспитанию», « От игры к знаниям».
Игра
« ПОВТОРИ БЫСТРО ».
Ведущий
договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только
тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый
диалог-«перестрелка»:
-
Ну начали! Повторите – «стол».
Играющие
повторяют: « Стол».
-
Повторите – «Окно».
Играющие
говорят: «Окно».
-
Скажите – «Улица». Быстро – «кошка» и т. д.
Игра
« НЕ СОБЬЮСЬ».
1.
По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на
3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый
внимательный игрок тот, кто не произнёс запрещённое число и вовремя подпрыгнет.
Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5
или делящихся на Вместо названия говорить слово»гоп» и т. п.
2.Игровые
упражнения.
Даны
напечатанные тексты ( для упражнений дома можно взять старые газеты, журналы).
-
Зачеркните первую букву каждого слова в заданном тексте (1 мин.).
-
Зачеркните только букву «а» в тексте линией в одном направлении (1 мин).
Зачеркните
две буквы «а», «у» в каждом слове линиями в разных направлениях (2 мин.).
Игра
«ПОЛСЛОВА ЗА ВАМИ».
Участники
игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий
громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать
его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон, и т. п. Бросать мяч можно
любому игроку. Отвечать нужно быстро.
Игровое
упражнение «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?».
-
Я предлагаю вам, уважаемые родители, внимательно прослушать сказку «Лисёнок и
лягушонок» Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л».
В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок,
который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала
он лепил лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимончики. Потом слепил слона и
уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и
ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он, что ли?)
приходил, все ломал, да еще и дразнился.
-Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И это
продолжалось до тех тор, пока лисенок не вырос.
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком,
долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не
получалось.
- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато
ты роешь самые хитрые норы.
8.
Заключительный этап.
-
В качестве решения родительского собрания я предлагаю вам следующие
рекомендации («Памятки родителям») (Приложение 5):
- помогите вашим детям стать внимательными;
- приобретайте, читайте и используйте книги, в которых
можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;
- играйте вместе с детьми в различные игры,
развивающие все свойства внимания;
- научите играть в шахматы и шашки, ведь эти игры
называют «школой внимания»;
- не забывайте о спортивных и подвижных играх,
благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание,
воображение, быстроту мышления;
- учите детей быть наблюдательными –
умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в
обычном, незнакомое в знакомом.
9.Оценка.
В заключении собрании я предлагаю
представителям каждой рабочей группы продолжить фразу: « Сегодня на
родительском собрании мы поняли, что внимание…»
10.
Рефлексия.
Родителям
предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех
квадратиков красного, синего, зеленого цвета.
Красный цвет –
«считаю информацию, полученную на собрании полезной»;
синий цвет –
«считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной»;
зеленый цвет – « мне на собрании было не
интересно».
11. Минута
благодарности.
- Уважаемые родители, я благодарю вас за
активное участие в работе собрания и желаю вам успехов в воспитании детей!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.