Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРодительское собрание в 1-м классе "Как помочь ребенку стать внимательным?"

Родительское собрание в 1-м классе "Как помочь ребенку стать внимательным?"

Скачать материал

Родительское собрание в 1-м классе "Как помочь ребенку стать внимательным?"

Цель: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания

Задачи:

·                 познакомить родителей с особенностями внимания детей младшего школьного возраста;

·                 познакомить с понятием "внимание", его свойствами;

·                 изучить упражнения и игры по развитию внимания;

·                 дать рекомендации родителям по развитию внимания у детей.

Вопросы собрания:

·                 Особенности внимания младшего школьника.

·                 Внимание и его свойства.

·                 Диагностика развития внимания.

·                 Психологический практикум.

·                 Итоги собрания.

Подготовительный этап:

·                 проведение анкетирования родителей;

·                 проведение диагностики развития внимания учащихся.

Ход собрания

Особенности внимания младшего школьника.

"Внимание есть именно та дверь, перед которой проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира".

(К. Д. Ушинский)

Часто психологи и врачи слышат: "Мой ребенок - умный мальчик, но ему трудно учиться, потому что он невнимательный и плохо запоминает:" И зачастую это действительно так. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок просто "дрейфует" в безбрежном информационном море.

Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное, основанное на ориентировочном рефлексе. В этом возрасте все еще сильна реакция на все новое, яркое, необычное. Непроизвольное внимание в период обучения ребенка в школе развивается. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности учащихся.

В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. Выявлено, что у детей с различной успеваемостью внимание на протяжении 1-4 классов развивается по-разному. У средне- и хорошо успевающих учащихся внимание развито средне, у отличников - хорошо, а у неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания. От класса к классу у хорошо успевающих учащихся происходит интенсивное развитие произвольного внимания. А у слабоуспевающих показатели внимания в 1 и 2 классах примерно одинаковы и лишь к третьему классу наблюдается небольшой рост. Произвольное внимание развивается вместе с развитием мотивов учения. Воспитание далекой мотивации должно происходить в соответствии с их возрастными особенностями.

Внимание и его свойства.

Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях.

Концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте. Человек с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организацией и, наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.

Объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.

Устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.

Переключение - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Об особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько ребенок быстро переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие.

Распределение - возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающими.

Диагностика развития внимания.

У учащихся первых классов свойства внимания слаборазвиты, что связано с возрастными особенностями.

Для изучения свойств внимания первоклассников были использованы диагностики развития внимания психолога Ларисы Тихомировой.

(родителям выдаются диагностические листы)

Методика "Корректурная проба".

Методика используется для определения объема внимания, его концентрации, устойчивости.

Норма объема внимания для детей 6 - 7 лет - 400 знаков и выше.

Уровень концентрации внимания определяет количество допущенных ошибок. Безошибочное выполнение задания говорит о высоком уровне, 2-3 ошибки свидетельствуют о среднем уровне концентрации, 4-6 - о низком, 7 и более - об очень низком уровне концентрации ребенка.

Устойчивость внимания напрямую связана с работоспособностью: чем выше показатель работоспособности, чем меньше число ошибок, тем более устойчивым является внимание. Так, показатель 300-400 можно считать высоким, 200 до 300 - средним, 100 до 200 - низким, ниже 100 - очень низким.

Методика диагностики переключения и распределения внимания (видоизмененная методика Р.С. Немова).

Если ребенок способен быстро переходить от одного вида деятельности к другому, вовлекаться в работу, может выполнять несколько дел одновременно, то можно говорить о высокий уровне переключения и распределения внимания: показатель - 0,4. Средний результат - 0, 3, низкий уровень - 0,2, очень низкий уровень - 0.

Психологический практикум.

Внимание - это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! И главными помощниками ребенку в этом могут стать его родители. Есть такие игровые упражнения и задания, которые способствуют развитию внимания. С некоторыми из них мы познакомимся, чтобы затем их применять, помогая своим детям.

Группы родителей получают листы с описанием игр, упражнений для развития внимания. Каждая группа знакомится с их содержанием и готовит выступление с демонстрацией для всех остальных родителей.

Упражнения для развития внимания: практикум для родителей.

1 группа

Охота на кота.

Детям предлагаются тексты (одинаковы по количеству слов и длине), вырезанные из журнала, газеты. По команде дети должны вычеркнуть из текста три буквы: К, О, Т, кто сделает это быстрее и с меньшим числом ошибок, тому полагается приз.

Зеркало.

Двое играющих встают друг против друга. Один из них зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.

2 группа

Летит - не летит.

Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т.п. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Тот, кто ошибется, платит фант.

Перед началом игры ведущий разбирает с детьми, кто летает, а кто нет. Отдельно рассказывается о летающих птицах и насекомых ( с показом их на картинках), о летающих предметах, сделанных руками человека (ракета, самолет), о сказочных существах (вспомнить сказки).

Числа.

Дети встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: "Сейчас мы по очереди будем считать от 1 до 30. Будьте внимательны, т.к. числа, содержащие 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибется, выбывает из игры".

Выбирать можно разные числа.

3 группа

Найди различия.

Перед детьми кладут две картинки, кажущиеся на первый взгляд одинаковыми, но имеющие существенные различия. Играющие должны найти эти различия. Выигрывает тот, кто найдет их больше.

Наоборот.

Ребята сидят в кругу. Игра заключается в том. Что ведущий показывает какие-либо движения, а ребята должны делать наоборот. Если ведущий поднимает руки, ребята должны их опускать, если ведущий сложит ладони в кулак, дети должны разжать.

Кто ошибается, становится ведущим.

4 группа

Самый внимательный.

Участники игры встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры.

На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибся, считаются победителями.

Пляшущие человечки.

Нарисуйте на листе бумаги несколько рядов пляшущих человечков трех-четырех видов. Эти рисунки могут чередоваться в любой последовательности. Предложите ребенку в течение 8-10 минут рассматривать ряды пляшущих человечков и отмечать карандашом человечков только одного вида.

Затем вы можете подсчитать количество ошибок, допущенных ребенком, и предложить ему посоревноваться с вами в точности выполнения задания. Несколько ваших проигрышей явно повысят интерес ребенка к игре.

Игру можно усложнить, введя новые типы фигурок или дополнительные детали (шляпы, обувь и т.п.), можно предложить это же задание , но с геометрическими фигурами.

Итоги собрания.

Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: "Сегодня я понял(а), что внимание :"

Рекомендации родителям:

Помогите вашим детям стать внимательными.

Развивайте внимание детей, используя рекомендованные игры и подбирая другие.

Постарайтесь научить играть детей в шахматы и в шашки.

Учите детей быть наблюдательными - умеющими наблюдать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Родительское собрание в 1-м классе "Как помочь ребенку стать внимательным?""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по кредитованию

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского вниманияЗадачи:познакомить родителей с особенностями внимания детей младшего школьного возраста;познакомить с понятием "внимание", его свойствами;изучить упражнения и игры по развитию внимания;дать рекомендации родителям по развитию внимания у детей.Вопросы собрания:Особенности внимания младшего школьника.Внимание и его свойства.Диагностика развития внимания.Психологический практикум.Итоги собрания.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 356 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.10.2020 65
    • DOCX 47 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Татлыбаева Лариса Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Татлыбаева Лариса Ивановна
    Татлыбаева Лариса Ивановна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84912
    • Всего материалов: 232

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 142 человека из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 827 человек

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 51 человек

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Психологические концепции и практики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов