Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Родительское собрание на тему: «Роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей»

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей»

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Тема: «Роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей»

«Любя своих детей, учите их любить Вас, не научите –  

будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна

из самых мудрых истин материнства и отцовства».    

 В.А. Сухомлинский

 

Задачи: обсудить с родителями роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей; способствовать формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности. 

Форма проведения: круглый стол.

Ход собрания

  1. Орг. момент.

  2. Вступление в тему собрания.

Уважаемые родители, когда я готовилась к сегодняшнему собранию, я в сети интернет нашла Притчу о Путнике Вечности, с которой я хочу Вас познакомить.

                               Притча

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

Не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

Где же обещанный Путник Вечности?

А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

3.Основная часть.

- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

- Ведь именно ему жить в будущем.

И от нас с вами зависит, каким он будет и какую жизнь он проживет.

Сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье.

Дети дошкольного возраста очень любят фантазировать. Вместе с нами, воспитателями, они часто отправляются в воображаемые путешествия. Вот и мы сегодня с вами, дорогие родители, отправимся в путешествие. Оно будет особенное.

Представьте себе мир, в котором они жили наши предки. Не было городов, высоких домов, машин, электричества. Избы были большими и просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья.

Так и нас, всех собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьей. Для наших детей школа становится вторым домом. Мы, педагоги, стараемся заменить родителей. Выходит, что на эти годы, проведенные вместе мы «сродняемся», живем общими заботами и радостями.

- Итак, вся семья в сборе! Как говорится: «Сядем рядком, да поговорим ладком! »

Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома.

А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него хорошего, доброго, достойного человека. Каждый из нас хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

Но, прежде чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта, честность, вежливость и другие понятия.

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Мораль - нравственные нормы поведения, отношения с людьми, а также сама нравственность».

Представьте себе, что это ваш ребенок (модель ребенка). Каким вы хотите его видеть? Какими чертами характера он должен, по-вашему, обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?

У вас на столах лежат сердечки, на которых написаны черты характера. Выберите то качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка, и прикрепите на доске. - Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

К сожалению, не все дети обладают такими чертами характера и духовно-нравственными ценностями.

Конечно же, мы с вами, взрослые являемся примером для подражания. Дети повторяют все ошибки, когда-то допущенные нами.

Пусть каждый из вас вспомнит и запишет 3 ошибки в воспитании, которые он когда - либо совершал (мало внимания уделяется детям, излишняя опека, проявляем грубость -  крик,  равнодушие к действиям и т.д.).

Современные педагоги выделяют следующие ошибки родителей в воспитании:

Непонимание позиции ребенка.

Проявление равнодушия к проблемам детей.

Навязывают свое мнение.

Кричат, читают нотации.

Вашему вниманию предлагаются результаты анкетирования учащихся: «Идеальные родители»

Понимают своих детей ( )

Любят своих детей ( );

Помогают решать проблемы ( );

Не кричат на своих детей ( );

Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей ( );

Не читают нотации ( );

А теперь давайте посмотрим, совпадает ли ваше мнение с мнением детей.

Тест.  Вашему вниманию предлагаются фразы, которые мы часто говорим своим детям. За каждую выбранную фразу поставьте себе один балл.

1.                  Сколько раз тебе повторять!

2.                  И в кого ты такой уродился?

3.                  Я в твое время!

4.                  Какая ты у меня умница!

5.                  А как ты считаешь?

6.                  Ты моя опора и помощник!

7.                  Все дети как дети, а ты...

Если вы набрали:

2-3 балла – вы живете с ребенком душа в душу.

4-5 баллов – свидетельствуют о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком.

А сейчас поговорим о Правилах общения в семье

Установлено, что нравственность подростка зависит от того, как его воспитали, что заложили в его душу от рождения до 10 лет. Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи. Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Если мы, например, плохо относимся к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей.

Давняя притча рассказывает: «Сын схватил старенького отца и потащил на съедение к крокодилам. Сын сына побежал за ним. «Зачем? » - спросил отец. «Чтобы узнать дорогу, по которой придется тащить тебя… »

В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ведь вежливость – лишь внешнее проявление культуры. Речь идет о нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего ее уровень виден на детях. Глядя на пятилетнего ребенка, можно ясно представить, какие у него родители, как и о чем они разговаривают друг с другом, какой микроклимат в семье. Не зря слово «культурный» имеет синоним «воспитанный».

Предлагаю вам следующее практическое задание

«Загибаем лист»

Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Ребенок зеркало нравственной жизни родителей. Не будем ссылаться на улицу, перекладывать вину на школу. Заглянем внутрь себя: какие мы, такими вырастут и наши дети, несмотря на запреты, беседы, наказания, одергивания.

Скажите честно, а вы много читаете? Сколько часов в день? Книги — или только газеты и журналы? Имеет значение даже, когда читаете.

Есть семьи, в которых телевизор работает почти постоянно - что ж, наверное, можно и так жить. Только тогда требование к ребенку — «Читай!» надо снять. Предвижу реплики: «Так что же, нам самим и не смотреть совсем телевизор, если ребенок в комнате?» Удивительно, родителей раздражает сама мысль, что надо чем-то поступиться ради ребенка, в чем-то себе отказать! Поверьте, не такая уж это большая жертва — иногда выключить телевизор.

Итак, если вы хотите, чтобы в воспитании сына или дочери вы могли опереться на литературные примеры, еще раз проанализируйте свою жизнь, свои взаимоотношения с книгой, и, если можно изменить к лучшему, измените.

Вывод: «Читайте сами! Читайте с ребенком! Читайте всей семьей!»

И еще, не злословьте, не позволяйте себе, хотя бы в присутствии детей говорить о людях плохо. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а наоборот, отмечайте их положительные качества, чаще хвалите окружающих. Если пойти по такому пути, то неудач в воспитании будет меньше.

В процессе подготовки к собранию я предложила детям известный тест «Нарисуй человека». Задание предполагало, что в течение короткого времени, не задумываясь, не стараясь, дети должны изобразить позу, выражение лица, жесты, направленность движений тела человека. Я раздаю рисунки вам, а вы, пользуясь моими комментариями, попробуете по его деталям оценить помыслы и действия вашего ребенка.

Комментарий к тесту «Нарисуй человека»

При интерпретации каждая часть тела носит символический характер: например, лицо — символ сферы общения. Если на рисунке черты лица нечеткие, то ребенок может ощущать сложности в общении. Если все детали лица прорисованы хорошо — это знак высокой заинтересованности в самом себе. Большие, с прорисованными зрачками глаза — признак агрессии.

Если на рисунке есть шея, значит, ребенок способен контролировать свои поступки. А уши свидетельствуют о соотношении между физическим и духовным.

Руки символизируют активность в общении. Если, напри мер, руки спрятаны, прижаты к телу, в кармане, за спиной — это говорит о замкнутости, необщительности. Если расставлен в стороны — об общительности. Тело, нарисованное без рук обозначает пассивность.

Что бы вы хотели бы исправить в рисунка ваших детей? Почему? Объяснило ли вам что-нибудь изображение ребенка в причинах поступков и реакций по отношению к другом, человеку, его боли, страданиям? Идет обсуждение.

Вывод: По завершении этой части собрания «выводится» следующее правило нравственного воспитания «Любите людей! Говорите о них хорошее!»

И если ребенок становится непослушным, до него не доходят добрые слова. В таких случаях надо посмотреть прежде всего на себя. Где – то есть трещинка, вначале маленькая, незаметная.  
 «Раскаяние отца» (У. Ливингстон Ларнед) 
Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кровати с сознанием своей вины.
Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.
За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намаз хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»

Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих штанах были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня.  Штаны дорого стоят — и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!
Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, — робко с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?» — резко спросил я.
Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твое сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ногами вверх по лестнице.
Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать — такова была моя награда тебе за то, что ты  мальчик.
А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кровати в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!
ВОПРОСЫ
1. Какое отношение к теме  собрания  имеет этот фрагмент?
2. Какие родительские ошибки вы увидели в этом откровении?
3.Какие чувства вы пережили, прослушав текст?
4.Какое правило нравственного поведения в семье вы можете сформулировать?
Вывод: «Не критикуй! Бойся ранить словом!» 
А сейчас попробуем решить следующие ситуации в группах

Ситуация1
 Один мальчик увидел у своего сверстника игрушечную машину, которую ему давно хотелось иметь. Использовав удобный случай, он забрал ее и принес домой. Машина ему очень нравилась. Родители спросили у мальчика, откуда у него игрушка. Мальчик ответил, что машинку дал на время друг.
 
Ситуация2
 Ребята подрались, в результате драки одному мальчику стало очень плохо, пришлось вызывать врача. Тот, кто затеял драку, не признался, что он виноват, и сбежал домой. Ребята долго думали, как поступить в такой ситуации, и решили рассказать обо всем родителям мальчика, затеявшего драку. Родители ответили ребятам: «Сами подрались, сами разберутся».
Двое мальчиков подрались. Взрослые сгоряча наказали обоих, а потом стали выяснять причины драки.
Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?
( ничего нельзя делать сгоряча, нужно разобраться в ситуации, выяснить причины драки.Не бывает, что виноват только один. Нужно, чтобы ребята успокоились, самим быть выдержанными.И только потом принимать решение. Разгневанная мать может наказанием обидеть ребенка, а позже выяснится, что можно было и не наказывать, а ограничиться замечанием.)


Ситуация3
 «Оставьте проблему за дверью, станьте образцом подражания и восхищения для своего ребенка» (разыграть)
Паша (с радостью). Папа, идем кататься на каток! Смотри, Ваня со своим папой уже там. Ты же мне вчера обещал.
Папа (проблемы на работе). Отстань! Ну и что, что обещал. Мне сейчас не до тебя.
Паша (настаивает). Ну, пожалуйста...
Папа (отталкивает Пашу). Какой же ты бестолковый, займись своим делом!

-  Какую ошибку допустил папа? (Толкнул ребенка, оскорбил, не сдержал слово.)
-  Как нужно поступить? (Пообещать, что пойдем на каток завтра, предложить ребенку пойти одному.)

Ситуация4 4
Семья состоит из пяти человек: отец, мать, бабушка и двое детей- мальчик 6 лет и девочка 4 лет. Однажды, в четверг, мама сказала, что в субботу к 16 часам придут гости: дядя и тётя с пятилетней дочкой. Вечером того же дня мама испекла торт для гостей. В субботу пришли гости, подарили детям коробку шоколадных конфет, которые они тут же начали делить.
Сели за стол. Мать пошла за тортом, но оказалось, что от него остался только небольшой кусочек. Бабушка объяснила маме, что торт съели дети - "недоглядела". Мать молча взяла оставшийся кусочек торта на блюдечко и поставила перед девочкой-гостьей, извинившись перед её  родителями  за случившееся.
В начале двенадцатого ночи гости ушли. Мать, укоризненно взглянув на бабушку, сказала: "Нехорошо получилось, стыдно перед гостями". Бабушка обиделась: "Вам жалко торта для детей?" Тогда отец сделал замечание детям за то, что они съели торт. Дети расплакались, бабушка приласкала их. Мать прикрикнула на детей за то, что они до сих пор не спят, и ушла в свою комнату, расстроившись. Отец включил магнитофон, закурил сигарету и стал прослушивать записи.
Кто какие ошибки допустил в воспитании?
Мать, раз ух так случилось, не должна была подавать оставшийся кусочек торта на стол, извинение в данном случае не помогает делу.
Торт можно было приготовить в пятницу или в субботу утром - гостей-то ждали к 16 часам. Кроме того, детям не объяснили, что торт будет подан на стол, когда придут гости.
Мать напрасно прикрикнула на детей за то, что они не спят. У них не выработана привычка ложиться спать в определённое время, и виновата в этом в первую очередь она сама.
Отец не прав, что сделал замечание детям. Они не научены соблюдать определённый порядок, в этом есть и его вина. Отец напрасно так поздно включил магнитофон, закурив к тому же сигарету. Стол остался неубранным, посуда немытой. Плохой пример для детей.
Ситуация5
Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.
Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

Вывод: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

Ситуация6
Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
Вывод: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

- Дорогие родители, сегодня мы выяснили, какую роль играет семья и любовь родителей в воспитании детей. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, нравственно зрелую личность, ребятам необходим родительский пример. Им нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью.

Мы увидели, что воспитание может быть плодотворным только тогда, когда оно озарено любовью родителей. Вашу любовь можно сравнить с теплом солнечных лучей.

У вас на столах лежат лучики солнца, запишите на них ответ на вопрос: Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь? (часто обнимаю, улыбка, доброта, похвала)

Посмотрите, какая красивая картина получилась - идеальный ребенок согретый любовью родителей.  Это и есть мечта каждой семьи, каждого родителя…

Однако в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает.


Анкета «Мой стиль воспитания ребенка в семье»

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а) дадите ребенку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;

б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;

в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор;

б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

в) пристыдите ребенка за несобранность.

4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;

б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному… ”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя… ”;

в) накажите ребенка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.


Вывод: Если:

1. Ребенка постоянно критикуют, он учится. (ненавидеть) .

2. Ребенок живет во вражде, он учится. (быть агрессивным) .

3. Ребенок живет в упреках, он учится. (жить с чувством вины) .

4. Ребенок растет в терпимости, он учится. (понимать других) .

5. Ребенка хвалят, он учится. (быть благородным) .

6. Ребенок растет в честности, он учится. (быть справедливым) .

7. Ребенок растет в безопасности, он учится. (верить в людей) .

8. Ребенка поддерживают, он учится. (ценить себя) .

9. Ребенка высмеивают, он учится. (быть замкнутым) .

10. Живет в понимании и дружбе, он учится. (находить любовь в мире) .

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего мы – родители,

А все остальное – потом!

Удачи вам, дорогие родители!


  • Другое
Автор Янбухтина Алена Флоридовна
Дата добавления 16.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 732
Номер материала MA-073650
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы