Н.И. Урбанская
Результативный опыт взаимодействия
учителя русского языка и литературы с учащимися с патологией зрения в условиях
ШДО
Категория лиц с дефектом зрения достаточно велика: она составляет
около 40 млн. человек в мире, около 2 млн. - в нашей стране.
На сегодня в Школе дистанционного образования осуществляется
обучение детей с патологией зрения: дети с остаточным зрением, тотально
незрячие.
Сетевые педагоги активно используют инновационные методики
преподавания, информационные ресурсы, повышают уровень квалификации, имеют
возможность ознакомления с результатами и рекомендациями врачей и
преподавателей. Наряду с проведением компетентной предварительной диагностики с
целью выявления уровня социально-бытовой реабилитации и последующей коррекцией
индивидуальной образовательной программы. Каждому педагогу, начинающему
работать с учениками с патологией зрения, рекомендовано пройти консультацию
тифлопедагога, психолога. Действенное изучение учебного материала с использованием
ИКТ позволяет сетевым педагогам творчески подходить к изучаемым процессам и
явлениям.
Благодаря использовнию всеми участниками образовательного процесса
специализироанного компьютерного технического оборудования: брайлевской
клавиатуры, брайлевского экрана, брайлевские принтеры и сканеры, брайлевская
доска, брайлевская строка, расширяются возможности освоения информации и
взаимодействия ученика и учителя. В ходе продуктивной образовательной
деятельности проявились устойчивые тенденции взаимодействия сетевых педагогов с
учащимися с патологией зрения, отмечены положительные результатами
образовательной деятельности, связанные с формированием у учащихся ценностной ориентации, способности
формировать нравственные суждения; развивать мышление, навыки коммуникативного
общения; воспитывать доброжелательность на фоне
- отсутствия взаимопонимания на основе пространственного
мышления;
- ложных моделей и/или отсутствием представлений о нормах
социо-культурного общения;
- низкого уровня освоения навыков бытовой реабилитации.
В связи с этим, нами выработаны рекомендации для сетевых
преподавателей гуманитарных дисциплин, основанные на социально-психологических,
педагогических и бытовых особенностях восприятия окружающего мира, конкретных способах
восприятия информации учащимися с патологией зрения, а также с учетом
генеральной линии коррекционного воздействия.
На уроках русского языка и литературы предложено в рамках развития
письменной речи активное использование техники сочинений на темы описания
домашнего интерьера, пейзажа, путешествий по родному краю, в целом развивающих
пространственное мышление и ориентацию в пространстве.
С целью развития социокультурных навыков используется техника
освоения речи в рамках изучения коммуникативного взаимодействия главных героев
классической литературы, с учетом развития сюжета, изучением внутренних и
внешних монологов, расширяется практика чтения диалогов и полилогов. Используются
стихотворения «Очень вежливый индюк», «Вредные советы» Б.Заходера, «Кошкин дом»
С. Я. Маршака и др.
Освоение и закрепление навыков бытовой реабилитации, решения
нравственных задач и привития норм гигиены детей с
патологией зрения происходит на основе развития познавательной активности при
знакомстве с такими произведениями как «Федорино горе», «Мойдодыр»,
«Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В.
Маяковского и др.
Основываясь
на положительных результатах обучения детей с патологией зрения, отмечено повышение
уровня эффективности образовательного процесса в поурочном взаимодействии при
условии опоры сетевого педагога на мобилизацию здоровых сил и поиске адаптивных
путей воздействия на сохранные и резервные возможности ребенка, способствующих
коррекции и компенсации отклонений в его развитии.
Таким образом, применение в практике обучения рекомендаций по
улучшению взаимодействия сетевых педагогов с учащимися с патологией зрения,
позволяет обеспечить максимальный уровень коммуникационного пространства, что,
в свою очередь, расширит возможность освоения и усвоения учебного материала, и
обеспечит возможность реализации учебно-тематического плана и социальной
адаптации.
ЛИТЕРАТУРА:
- Адлер А.
Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека.
Киев: Наука жить, 1997.
- Ассаджиолли Р.
Психосинтез: теория и практика. M.: «REFL-book», 1994.
- Бьюдженталь
Дж. Искусство психотерапевта- СПб.: Питер, 2001.
- Бюлер К.
Духовное развитие ребенка. М.: Педагогика, 1924.
- Василюк Ф.Е.
Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).- М.:
Педагогика, 1984.
- Выготский Л.С.
Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.
- Земцова М. И. Пути
компенсации слепоты. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
- Леви В.Л.
Нестандартный ребенок. 3-е изд.— М.: Знание, 1989.
- Литвак А.Г.
Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. - М.:
Просвещение, 1985.
- Подколзина
Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением
зрения // Дефектология.– 2001 –№ 2.– С. 84-88.
- Солнцева Л.
И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста.
М., Полиграф Сервис, 1997
- Солнцева Л.
И. Тифлопсихология детства. М., Полиграф Сервис, 2000
Сведения об авторе:
Наталья Игоревна Урбанская, Екатеринбург, учитель
русского языка и литературы, социальный педагог.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.