Инфоурок Физика Другие методич. материалыРейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся с использованием коэффициента значимости отметки

Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся с использованием коэффициента значимости отметки

Скачать материал

Берчук Иван Александрович

Невьянский городской округ Свердловской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Цементный

 

Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся с использованием коэффициента значимости отметки

 

Повышение качества образования – одна из главных задач модернизации Российского образования, включающая в себя создание каждым учителем эффективной модели управления качеством обучения. ЕГЭ является одним из направлений улучшения качества образования за счет более объективной внешней экспертизы, но он решает задачи рубежного контроля, цели которого – оценка качества общего образования на заключительном этапе обучения и обеспечение всем желающим равного доступа к высшему образованию.

В практической повседневной учебной деятельности оценивание – явление многоплановое. Оценка может быть и целью и средством. Она может отображать разные свойства принципиально различных направлений образовательной деятельности. Оцениваются приобретенные знания, умения работать с информацией, умения адаптироваться в изменяющихся условиях, активность и инициативность, способность работать индивидуально и в коллективе, интеллект и творчество, навыки адекватного самооценивания и тому подобное. Кроме того, оцениваются разные по объему и уровню сложности виды практических работ школьников: физический диктант, проверочная, самостоятельная и контрольная работа, тестовое задание, лабораторная работа, устный ответ, творческий проект, научно-исследовательская работа и другие. На результат оценивания влияют сроки и качество выполнения задания, формы его представления, творчество и аккуратность выполнения.

Предстоящий переход на старшей ступени средней общеобразовательной школы к реализации ФГОС второго поколения требует не только изменения содержания учебных дисциплин, введения в практику преподавания новых учебных планов и педагогических технологий, внедрения элективных курсов, использования индивидуальных учебных траекторий, но и поиск новых подходов к оцениванию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. В классный журнал из урока в урок проставляется ряд отметок, полученных учащимися по результатам разнообразных видов контроля.  И при этом школьник получает отметку, значение которой при подведении четвертной или полугодовой отметки совершенно одинаковое.

Таким образом, возникает противоречие между значением в определении качества образования различных видов учебной деятельности школьника и однообразным подходом в оценивании его успехов на разных уровнях усвоения материала и при использовании разных способов учебной деятельности. На поверхность всплывает проблема, требующая привести содержание учебного процесса к такому качественному изменению, при котором оценивание многообразных параметров учебной деятельности будет максимально объективным, а подведение итогов деятельности – технологичным.

На протяжении более десяти лет проблему различной значимости разных видов учебной деятельности пытаюсь решить, введя в практику оценивания понятие «Коэффициента значимости отметки» - КЗО. Рейтинговая же система оценивания и мониторинг на базе компьютерных технологий позволяет создать непрерывный процесс оценки качества учебной деятельности как отдельного школьника, так и классного коллектива в целом. При этом максимально повышается объективность оценки общего результата деятельности учащегося, отметка становится дополнительным мотивом для творческой деятельности.

Коэффициент значимости отметки учитывает как уровни усвоения материала и способы учебной деятельности, так и объем учебного материала, который подвергается контролю. При этом в основе КЗО может лежать таксономия, разработанная под руководством американского ученого Б. Блума или любой другой аналогичный подход.

Организуя свою учебную деятельность, школьник знает критерии, на основе которых выставляется отметка по итогам различных видов устного или письменного контроля. Для определения КЗО может использоваться следующая упрощенная таблица.

 

Уровни усвоения материала и способов деятельности

Творческий

к.3

к.3

к.4

к.5

Аналитико-синтетический

к.2

к.3

к.4

к.4

Алгоритмический

к.1

к.2

к.3

к.3

Фактологический

к.1

к.1

к.2

к.3

КЗО

Материал отдельного урока

Материал учебной темы

Материал раздела

Материал учебного предмета

Объем используемого материала

 

Например: результаты выполнения теста по проверке уровня усвоения нового материала, решения задачи по алгоритму, физический диктант по проверке усвоения понятий и формул темы  оценивается отметкой с коэффициентом 1. Развернутый монологический ответ у доски по поставленной проблеме с анализом материала и выводом, решение стандартных задач в рамках темы, физический диктант по материалу целого раздела – отметка имеет коэффициент 2. Аналогичный подход помогает определить КЗО, равный 3 и более.

Данная шкала КЗО позволяет учащимся на этапе усвоения знаний и способов деятельности допускать ошибки без больших последствий для итоговой отметки. На этапе закрепления и применения знаний значимость отметки повышается, на этапе творческого применения знаний отметка достигает своего максимального КЗО, который не ограничивается коэффициентом 5, а может быть и больше. Например, по итогам защиты исследовательской работы на районном, областном уровнях, или  за призовые места в предметной олимпиаде разного уровня.

Отметки выставляются в отдельную тетрадь, колонки которой фиксируют дату, вид проверочной работы и КЗО. При определении среднего рейтингового балла каждого учащегося отметка с коэффициентом 2 учитывается как две отметки, с коэффициентом 3 – как три и так далее. Средний рейтинговый балл рассчитывается в конце каждой недели с помощью программы Excel. В таблице каждая колонка отметок имеет определенный коэффициент значимости, программа просчитывает средний рейтинговый балл с точностью до десятых. Еженедельно заносятся новые отметки, рейтинг изменяется, а с помощью «Мастера диаграмм» строятся графики «Динамика среднего рейтингового балла». Этот рейтинговый балл учащиеся проставляют в свой лист индивидуальных учебных достижений, получая график изменения своего рейтингового балла.

В классный журнал отметка с коэффициентом 4 или 5 ставится двумя отметками, а чтобы легче было сравнивать отметки в журнале и электронной таблице, в ней также используется этот принцип.

 

Рассмотрим примеры создания и заполнения электронных таблиц для расчета среднего рейтингового балла. В программе Excel строится таблица (таблица 1), ячейкам последней колонки задается формула:

=ЕСЛИ(СЧЁТЕСЛИ(C4:AP4;">0")>0;(СУММ(C4:R4)+2*СУММ(S4:AJ4)+3*СУММ(AK4:AP4))/(СЧЁТЕСЛИ(C4:R4;">0")+СЧЁТЕСЛИ(S4:AJ4;">0")*2+СЧЁТЕСЛИ(AK4:AP4;">0")*3);"")

или аналогичная, для расчета среднего балла с учетом КЗО.

 

Приведу пример расчета рейтингов учащихся 11 класса по физике в 1 полугодии 2014-15 учебного года.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся с использованием коэффициента значимости отметки"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по сертификации продукции

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В статье представлены подходы к оцениванию учебных достижений школьников в рамках десятибалльной системы оценивания. 

Предстоящий переход к реализации ФГОС второго поколения по физике требует оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. В статье рассматриваются пути достижения поставленных перед учителем задач в области оценки качества образования школьников в рамках рейтинговой системы оценивания через использование коэффициента значимости отметки.

Коэффициент значимости отметки (КЗО) предполагает ранжирование различных учебных действий школьников и их оценке по уровню усвоения материала и способов деятельности, а также по объему используемого учащимся материала (по объему содержания учебного предмета, подвергающему оцениванию).

Приведены подходы к автоматизированному расчету среднего рейтингового балла и отслеживанию динамики учебных достижений как отдельных школьников, так и класса в целом.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 676 945 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.03.2015 668
    • DOCX 1.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Берчук Иван Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Берчук Иван Александрович
    Берчук Иван Александрович
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 88752
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 575 человек

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 130 человек

Мини-курс

Эмоциональная связь между родителями и детьми

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 160 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 90 человек