1.
Седлецкая Марина Николаевна, учитель
начальных классов
высшей категории МБОУ средней школы №1 г. Рославля
Смоленской области.
Урок
математики во 2 классе по теме «Решение задач на увеличение и уменьшение чисел
в несколько раз
(по курсу Т.В. Юдачевой, В.Н. Рудницкой)»
Тип
урока: комбинированный.
Форма
урока: урок.
Цели:
познакомить с решением задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз;
формировать умение решать задачи; развивать мышление младших школьников, умение
анализировать и сравнивать; воспитывать положительное отношение к процессу
познания.
Оборудование:
учебник, тетради, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
Ход
урока
1. Организационный
момент.
Формируемые
УУД.
Личностные:
положительное отношение к учению, наличие элементов познавательного интереса.
Регулятивные:
самостоятельно организовывают свое рабочее место.
В
класс пришел, не хмурь лица,
Будь
веселым до конца.
Не
ленитесь, улыбайтесь,
Всем
законам подчиняйтесь.
А
закон у нас такой:
Все,
что надо, под рукой.
2.
Актуализация опорных знаний.
Формируемые УУД.
Личностные:
осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего
успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные:
извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, дополняют и расширяют
имеющиеся знания о новом изучаемом предмете, находят закономерности,
самостоятельно продолжают их по установленному правилу.
Учитель показывает
Незнайку.
У.: У нас в гостях
сегодня Незнайка. Он пришел к нам по дорожке.
На доске:
Она состоит из …
(Ответы детей.) А какое общее название у всех этих фигур?
Молодцы! Знаете
геометрические фигуры.
Незнайка хочет
посмотреть, как вы научились решать задачи и примеры, и познакомить с новым
видом задач. А за правильные ответы вы будете получать жетоны. Посмотрите, у
него в руках знаки. Знаете ли вы их:
а) +; б) -; в) *; г) : .
А что означает знак
+? (Ответы учащихся.)
Как называют
числа, которые складывают? (Ответы учащихся.)
Найдите сумму
чисел 12+27, 35+8, 47+53.
А что это за знак
– ?
Какое действие
выполняет этот знак? (Ответы учащихся.)
Как называются
числа при вычитании? (Ответы учащихся.)
Уменьшаемое 38,
вычитаемое 19. Чему равна разность чисел? (Ответы учащихся.)
Чему равна
разность чисел 45 и 18?
Вычитаемое 32,
разность 40. Чему равно уменьшаемое?
Как называют
компоненты умножения? (Ответы учащихся.)
Чему равно
произведение 7 и 8, 9 и 6, 5 и 4? (Ответы учащихся.)
Как называются
компоненты деления? (Ответы учащихся.)
Найдите частное
чисел 18 и 3, 27 и 9, 42 и 6. (Ответы учащихся.)
Молодцы! Знаки
знаете, примеры решаете.
А хорошо умеете ли
вы решать задачи?
а)
К серой цапле на урок
Прилетело
100 сорок,
А
из тех лишь 33
Приготовили
уроки.
Сколько
лодырей сорок
Прилетело
на урок?
б)
Было утром у Иринки
20
персиков в корзинке.
А
потом пришли друзья:
Таня,
Вова и Илья.
На
скамейке посидели,
Вместе
персики все съели.
Я
услышать бы хотел,
Сколько
фруктов каждый съел?
в) На полянке в
Цветочном городке цвело 18 ромашек, а колокольчиков на 13 больше. Сколько
колокольчиков было на полянке?
У.: Какое действие
мы выполняем при решении этой задачи?
Д.: Сложение.
У.: Почему?
Д.: Потому что у
нас колокольчиков на 13 больше.
Учитель делает
вывод на доске «Увеличить на …» (Слайд)
У.: А что мы
делаем, когда нам нужно «Уменьшить число на несколько единиц»?
Д.: Мы вычитаем.
Учитель делает
вывод на доске «Уменьшить на …» (Слайд)
Увеличить
на … +
Уменьшить
на … –
У.: Закройте
глаза. Я посчитаю до 3. Вы откроете глазки и скажите, что изменилось.
Увеличить
в … ?
Уменьшить
в … ?
(Слайд)
3. Сообщение
темы и целей урока.
Формируемые УУД.
Личностные:
устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные:
определяют тему и цели урока.
Коммуникативные:
умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
У.: Что означает
данное выражение и какие действия вы должны выполнять?
Дети сообщают
варианты ответов, а учитель фиксирует на доске цели урока.
У.: А как мы
сформулируем тему нашего урока? (Ответы учащихся.)
Запись на доске:
Решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз.
Физминутка.
Зайцы скачут: скок
– скок – скок!
Да на беленький
снежок
Приседают,
слушают,
Не идет ли волк.
Раз – согнуться,
разогнуться,
Два – нагнуться,
потянуться,
Три – в ладоши три
хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки
шире.
Пять – руками
помахать.
Шесть – опять за
парты сесть.
4. Объяснение
нового материала.
Формируемые УУД.
Познавательные:
умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы
на основе изучения данной темы, а также круг своего незнания, отвечают на
простые и сложные вопросы учителя, наблюдают и делают простые выводы,
устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные:
определют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Коммуникативные:
участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают собственную точку
зрения.
У.: Откройте
учебник на с.74.
Задача. В ящике
лежат мячики: 4 зеленых, а красных в два раза больше, чем зеленых. Сколько в
ящике красных мячиков?
У.: Что это
значит?
Д.: Красных
мячиков 2 раза по столько, сколько зеленых.
У.: Положите на
парту 1 вариант 4 зеленые фишки, а 2 вариант положите рядом по 4 красных фишек
два раза. У ребят второго варианта фишек больше или меньше? А можно сказать,
что их на 2 фишки больше?
Д.: Нет.
У.: Значит, нам
надо употребить другое выражение. Сколько раз по 4 фишки мы взяли?
Д.: Два раза.
У.: Какое это
действие?
Д.: Умножение.
У.: Сделаем вывод.
(Учитель обобщает ответы учащихся и формулирует правильный ответ.)
У.: Мы увеличили
фишки в два раза. Значит, какое действие надо выполнить?
Д.: Умножение.
У.: Если мы
увеличиваем число в несколько раз, то надо выполнять умножение.
Увеличить в … *
(Слайд)
У.: Прочитайте
вторую задачу в учебнике.
На столе лежат 10
слив, а яблок - в пять раз меньше. Сколько яблок?
У.: Нарисуйте в
тетради 10 слив. Под каждыми пятью сливами нарисуйте яблоко. Сколько получилось
яблок?
Д.: Получилось 2
яблока.
У.: Так как яблок
в 5 раз меньше, то на каждое яблоко приходится 5 слив. Что надо сделать, чтобы
узнать ответ без рисунка?
Д.: Разделит на 5.
У.: Запишите в
тетради 10:5=2. Ответ: 2 яблока.
У.: Какое действие
вы выполняли?
Д.: Деление.
У.: Значит, чтобы
уменьшить число в несколько раз надо разделить.
Увеличить
в … *
Уменьшить
в … :
(Слайд)
Физминутка.
На лужайке, на
ромашке
Жук сидел в
цветной рубашке.
Жу – жу – жу, жу –
жу –жу – жу.
Я с ромашками
дружу.
Тихо по ветру
качаюсь,
Низко – низко
наклоняюсь.
5. Закрепление.
Формируемые УУД.
Познавательные:
умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы, сами
задают вопросы, находят закономерности.
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, определяют план
выполнения заданий на уроке, соотносят выполненные задания с образцом.
Коммуникативные:
участвуют в диалоге.
У.: Прочитайте
задачу № 1 в учебнике на с.75.
На столе 4
помидора, а огурцов – в 2 раза больше. Сколько огурцов на столе?
Ученик решает
задачу у доски, закрывшись от детей. А остальные учащиеся решают задачу
самостоятельно в тетрадях.
У.: Кто первый
решит задачу, получит жетон.
Давайте проверим
правильно ли решил Миша задачу. (Ученик объясняет задачу.) Получает жетон.
У.: Решаем задачу
№2.
Брат набрал 12
стаканов смородины, а сестра – в 3 раза меньше. Сколько стаканов смородины
набрала сестра?
Ира работает у
доски. Дети работаю самостоятельно в тетрадях. Методика такая же, как и при
решении задачи №1.
6. Самостоятельная
работа.
У.: Сейчас вы
самостоятельно буде решать примеры из №9 на с.77.
Выполни действия.
38 –
(6*5) (3*2)*4 (32:8):2
(48:6)*8
3*(2*4) 32:(8:2)
1 вариант – 1
строка.
2 вариант – 2
строка.
Проверка самостоятельной
работы.
У.: Назовите
выражения с ответом 1 вариант 24,8,2; 2 вариант 8,64,24.
7.
Итог урока.
У.: Как называлась
тема нашего урока?
Какие цели мы
ставили сегодня на уроке? (Открывается доска после ответов детей.)
Тогда давайте
подведем итог урока.
Продолжите фразы:
- вспомнили …
- закрепили …
- научились…
- удивило нас …
8.
Домашнее задание.
Учебник с.75, №4.
Карандаш стоит 2
рубля, а ручка в 3 раза дороже карандаша. Сколько карандашей можно купить
вместо одной ручки? Сколько будут стоить карандаши?
Учебник с.77, №11
(1 столбик)
Вычисли.
(48 + 36) – 29
93 – (68 – 12)
36 + (20 + 8)
50 – (32 + 18)
63 + (28 – 8)
100 – (60 + 30)
9.
Рефлексия.
Порадуем Незнайку!
Каждый из вас получал за правильные ответы жетоны. У кого больше всех жетонов?
Вы за урок получаете 5, остальные – 4.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.