Технологическая карта изучения темы
Тема
|
Задачи на движение. Нахождение времени.
|
Цели
|
Образовательные: создать
условия для развития умений решать задачи с величинами: скорость, время,
расстояние;
Развивать умение устно решать
простые задачи на движение; совершенствовать вычислительные навыки,
Воспитывать культуру
поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: проявление
позитивного отношения к учебному процессу.
- Регулятивные
УУД: определение последовательности
знакомства с новым материалом.
- Коммуникативные УУД: планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Познавательные
УУД:
способствовать развитию внимания, мышления, самостоятельности, активности.
|
Планируемый результат
|
Предметные:
Знать формулы нахождения времени,
скорости, расстояния.
Уметь решать простые задачи на
движение, находить время.
|
Основные понятия
|
Скорость, время, расстояние, путь, движение.
|
Межпредметные связи
|
Окружающий мир, русский язык
|
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
|
Учебник «Математика» авт. В.Н.Рудницкая (УМК «Школа
21 века»);
методические рекомендации к учебному курсу
«Математика» под рук. В.Н.Рудницкой
Интернет-ресурсы:
1. http://udivitelno.com/ - Этот
удивительный мир
2. http://www.it-n.ru/
- Савченко Е.М. Задачи на движение. 4 класс
|
Организация пространства
|
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в
парах и группах.
|
Ход
урока:
Этапы
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
1.
Самоопределение
к деятельности
|
-
Ребята, сегодня на уроке у нас присутствует много гостей.
Давайте
улыбнемся своему соседу. Пожелаем удачи себе и друг другу.
-Друзья
мои!
Сегодня
мы откроем тайну,
Ведь в
жизни нашей часты чудеса.
Секрет
математических чудес необычайных
Откроем
мы всего за полчаса.
Орешек
знанья тверд, но все же
Мы не
привыкли отступать.
Нам
расколоть его помогут
Волшебные
слова:
«Хотим
все знать!»
- Пусть
эти слова будут девизом нашего урока. - Оценить работу на уроке нам помогут
листы самооценки.
На нем
вы будете отмечать свои собственные успехи с помощью цвета:
зеленый – все отлично
желтый – хорошо
красный – надо чуть – чуть постараться.
|
Приветствуют
друг друга
|
На
данном этапе происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно –
значимом уровне.
Формируются
личностные УУД.
|
2.
Актуализация
знаний и фиксирование индивидуального затруднения
Диагностика
понимания и фиксация затруднения деятельности
|
1.БЛИЦ
ОПРОС.
(использовать
сигнальные карточки)
зеленый – ДА
красный - НЕТ
- Верно,
что в 1 км 1000 метров?
-
Верно,3 часа=60мин?
- Верно,
что скорость находят, разделив расстояние на время?
- Верно,
что расстояние синоним словам путь и дистанция?
- Верно,
что расстояние измеряется в часах, минутах, секундах?
-Верно,
что расстояние находят умножением скорости на время?
-Верно,
чтобы решать задачи на движение, нужны
3
величины: скорость, время, расстояние.
(Заполнить
лист самооценки)
2.УСТНЫЙ
СЧЁТ
Задача на
развитие логического мышления
1. Двое
детей стали есть кашу. Через некоторое время первый ребенок кашу съел, а
второй нет, хотя порции были одинаковые.
-Почему
это произошло?
- А это
задача на движение?
- Почему
нет, ведь в ней присутствует такая величина, как скорость?
2. На
дереве сидело 8 синиц, а ворон на поле в 3 раза больше. Сколько было воробьёв
на поле?
(Заполнить
лист самооценки)
- А
каких зимующих птиц вы знаете?
- Но
коль речь зашла о птицах.…
Не
знаете ли, почему так говорят «любопытный, как сорока»?
- Вот и
мы проявим своё любопытство, узнав скорости полётов некоторых птиц и места их
зимовок, а заодно решим задачи.
Карточка №1
Рассматривание таблицы и работа в парах.
Название птиц
|
Скорость полета, км/ч
|
Время
|
Расстояние
|
Места зимовки
|
Ответ
|
Стриж
|
160
|
10
ч
|
|
Западная
Африка,
Крым
|
|
Скворец
|
80
|
6
ч
|
|
Франция,
Италия
|
|
Чайка
|
?
|
4
ч
|
120
км
|
Греция,
Италия
|
|
Перепелка
|
40
|
5
ч
|
|
Побережье
Каспийского
моря
|
|
1.
Сколько километров пролетит стриж за 10ч, если его скорость равна 160 км /час?
2.
Скорость скворца 80 км/ час. Какое расстояние он пролетит за 6 часов?
3.
Перепела во время перелета летят со скоростью 40 км/ час. Какое расстояние
они пролетают за 5 часов?
4.
Чайка за 4 ч полета пролетел 120км. С какой скоростью она совершила свой
полет?
(Заполнить
лист самооценки)
- Отгадайте загадку.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета.
- Давайте решим еще одну задачу про зайца.
РАБОТА В ПАРАХ по карточке № 2
Заяц отправился надень рождения к волку и прошёл
6 км со скоростью 3 км/ч. Сколько часов он шёл?
|
-Да
-Нет
-Да
-Да
- Нет
-Да
-Да
-
Скорость первого ребенка выше, чем скорость второго
- Нет
- Нет
такой величины как расстояние
-Ни
одного.
-
Называют птиц
(Воробей,
большая синица, голубь, вороны, глухарь, дятел, свиристель, клест, пищуха,
поползень, королек, снегирь)
Скорость,
время, расстояние.
- Заяц
|
3.
Проектирование нового способа действий.
Локализация
затруднений.
Постановка
проблемы. Сообщение темы урока.
|
- Почему
не смогли решить задачу
- Что мы
находили?
– Какая
тема урока?
- Цели
урока?
|
- Не
знаем, как находить время.
-Время.
Определяют
тему и цели урока.
|
Проводиться
работа в группах, после чего все мнения озвучиваются. Поскольку это
проблемный урок, то гипотезы детей могут быть весьма разнообразны. Опыт
подсказывает, что у каждой группы может быть своя. Предполагаю 4 пути.
|
4.
«Открытие» нового знания.»
Введение
понятия « время»,
Построение
проекта выхода из затруднения.
Создание
алгоритма нахождения скорости движения
|
- Из
данных выражений выберите то, которое является решением.
6 + 3 =
6 – 3 =
6 : 3 =
6 * 3 =
- Что
нужно сделать, чтобы найти время?
-
Запишите формулу нахождения времени
t = s:v
|
6 : 3 =
Расстояние
: скорость
Записывают
в тетради
|
На
данном этапе дети учатся добывать информацию различными способами:
наблюдение, чтение, слушание .Происходит открытие нового знания. Формируются
познавательные УУД.
Учатся
доносить свою позицию до других (строить высказывания, пользуясь
математической терминологией), слушать других, пытаться принимать другую
точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, при необходимости
отстаивать свою точку зрения, аргументировать её.. Формируются
коммуникативные УУД,
|
ФИЗМИНУТКА
|
5.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
|
Работа с
учебником у ДОСКИ
Стр.
64
№ 12
S=900 км
V=300 км/ч
t =? Ч
t = s:v
900:300=3
(ч)
Ответ: 3
часа
|
|
На
данном этапе формируются познавательные УУД: использовать полученную
информацию в деятельности, развитие мыслительных операций, решать задания по
аналогии, используя алгоритм действий.
|
6.
Контроль. Отработка действий по алгоритму
|
1. РАБОТА
ПО КАРТОЧКЕ № 3(самостоят.)
Решение
задач на нахождение времени движения птиц.
- За
какое время сокол пролетел 120 м, если он летел со скоростью 30 м/с?
S=120 м
V=30 м/с
t =? с
t = s:v
120:30=4
(с)
Ответ: 4
секунды
3.
КАРТОЧКА
№ 4
Игра
«Узнай больше»
1)
Какую птицу в шутку называют «акробатом»?
Поползень
- 2 ч
Сойка
- 3ч
Клёст -
2 мин
Лыжник
идёт по лыжне со скоростью 15 км/ч. За какое время он пройдёт 30 км?
2) У
какой птицы самый длинный язык?
Сорока
- 12 ч
Дятел
- 3 ч
Голубь
- 6 ч
Самолёт
пролетел 1800 км со скоростью 600 км/ч. Сколько времени он был в полёте?
3) Какая
птица является символом мудрости?
Орел - 20
сек
Ворона
- 12 сек
Сова
- 4 сек
Комар
пролетел 16 дм со скоростью 4 дм/с. Сколько времени комар был в полёте?
|
Решают
самостоятельно
4
секунды
Устно
решают задачу и смотрят на ответ
1.
Поползень бегает по стволу вниз головой
(30:15=2
ч)
2.
У дятла – до 15 см.
(1800:600=3ч)
3.
Символом мудрости со времен “античной” древней
Греции является – сова.
( 16:4=4
сек)
|
На
данном этапе предлагаются не только задания, при решении которых используется
новый алгоритм, но и выполняются задания, в которых новое знание
используется вместе с ранее изученным. Выполняются универсальные логические
действия: анализ, синтез.
|
7.
Рефлексия деятельности.
Д/З
|
-
Давайте вспомним, с какими величинами мы с вами сегодня работали на уроке?
Закончите
предложения.
Чтобы
найти время, нужно…
Чтобы
найти расстояние, нужно…
Чтобы
найти скорость, нужно…
Стр. 64
№ 14
Выставление
оценок, с опорой на листы самооценки.
|
Ответы
детей
Дети
подводят итог в листах самооценки.
|
В
диалоге с учителем дети учатся определять степень успешности выполнения своей
работы и работы все, осознание своей УД. Понимать причины своего неуспеха и
находить способы выхода из этой ситуации. Регулятивные УУД.
|
Урок математики в 4 классе
Тема. Задачи на движение. Нахождение
времени.
Цель. Сформировать умение решать задачи на
движение, находить время.
Задачи.
1. Отрабатывать умение делать чертёж
задачи, записывать данные.
2. Учить соотносить данные задачи с
формулами.
3. Проводить вычислительный тренинг.
4. Учить работать в группах, парах.
Цели:
Образовательные: создать условия для
развития умений решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние;
Развивать умение устно решать простые
задачи на движение; совершенствовать вычислительные навыки,
Воспитывать стремления детей к успеху в
учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: воспитывать чувства
коллективизма, товарищества, взаимовыручки.
- Регулятивные УУД: определение
последовательности знакомства с новым материалом
- Коммуникативные УУД: Планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- Познавательные УУД: способствовать
развитию внимания, мышления, самостоятельности, активности;
Цель:
Образовательная:
Формировать умение решать задачи на
движение, содействовать развитию
практических навыков работы с величинами,
обеспечить условия для
развития у школьников умений
формулировать проблемы, предлагать пути
их решения учить применять на практике.
Воспитательная:
Воспитание стремления детей к успеху в
учебе, умения адекватно оценивать свой труд. Воспитание чувства дружбы и
товарищества.
Развивающая:
Развивать интерес к дальнейшему учебному
процессу, умение анализировать собственную деятельность.
Задача:
-Создать условия для удовлетворения
потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с
индивидуальными стилевыми особенностями.
-Развивать интеллектуальные качества
детей: математическую речь, внимание, мышление.
- Избавление детей от чувства
неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку.
Планируемый результат.
1. Личностные умения:
- проявление позитивного отношения к
учебному процессу.
2. Метапредметные умения:
1. познавательные:
- умение решать задачи на движение;
- умение вычислений;
2) регулятивные:
- умение выполнять учебное задание в
соответствии с целью;
- умение выполнять учебные действия в
соответствии с планом;
3) коммуникативные:
- умение формулировать высказывание;
- умение согласовывать позиции и находить
общее решение;
- умение адекватно использовать речевые
средства для представления результата.
3. Предметные умения:
- умение различать между задачами на движение
разных типов;
- умение строить чертёж, записывать
данные;
- умение соотносить решение задачи с
формулой.
Цели урока:
Образовательные:
научить решать задачи на движение
вдогонку;
научить составлять задачи на движение вдогонку.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, память,
внимание, навыки устных и письменных вычислений, самоанализа и самоконтроля;
Развивать познавательный интерес, умение
переносить знания в новые условия.
Воспитательные:
Создать условия для воспитания
коммуникативной культуры, умение выслушивать и уважать мнения других;
Воспитывать ответственность,
любознательность, усидчивость, познавательную активность, доброе отношение к
своим одноклассникам;
Формировать потребность в здоровом образе
жизни.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение,
смыслообразование, нравственно-этическая ориентация);
Регулятивные действия: (целеполагание,
планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
Познавательные действия: (общеучебные,
логические, постановка и решение проблемы);
Коммуникативные действия: (планирование
учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление
поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Оборудование:
Карточки для работы на разных этапах
урока;
Презентация;
Учебник и рабочая тетрадь.
Образовательная:
Формировать умение решать задачи на
движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами,
обеспечить условия для развития у школьников умений применять формулы для
решения задач на движение.
Развивающая:
Развивать интерес к дальнейшему учебному
процессу, интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание,
мышление, умение анализировать собственную деятельность.
Воспитательная:
Воспитание стремления детей к успеху в
учебе, чувства дружбы и товарищества на основе работы в парах, умения адекватно
оценивать свой труд и труд своего одноклассника.
Вид урока - урок применения знаний и
умений.
Медиапродукт: презентация к уроку,
выполненная в MsOffice 2007
Средства обучения: компьютер,
мультимедийный проектор, презентация Power Point, карточки – смайлики, формулы
на доске(таблички), алгоритм решения задач на движение(таблички).
Комментарии: данный урок проводится в 4
классе . На уроке применяется индивидуальная работа, фронтальный опрос
учащихся, самопроверка, взаимопроверка, работа в парах.
Оборудование: -учебник;
-
индивидуальные карточки;
-
сигнальные карточки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.