Инфоурок Математика Другие методич. материалы«Решение уравнений нестандартными методами, используя свойства функций»

«Решение уравнений нестандартными методами, используя свойства функций»

Скачать материал

 

План-конспект урока 
элективного курса
по математике 
в 10 классе
на тему:
"Решение уравнений
нестандартными методами,
используя свойства функций"

Подготовил и провел учитель математики

МКОУ «СОШ №1» г. Поворино

Воронежской области

Карташова С. А.

 

 

2014г.

 

Тема урока: «Решение уравнений нестандартными методами, используя свойства функций»

Форма урока – лекция с последующим закреплением. Рассчитан на 2 урока

 (Слайд №1)

 

Цели урока:

1.     Повторить и обобщить знания по теме: «Свойства функций»

2.     Научить применять функциональный метод решения уравнений

3.     Развивать логическое мышление, наблюдательность

4.     Воспитывать активность, творческую инициативу.

(слайд№2)

 

Оборудование: интерактивная доска, компьютер с презентацией.

 

План урока:

1.     Организационный момент.

2.     Мотивация учебной деятельности (сообщение темы, целей урока).

3.     Актуализация опорных знаний (повторение свойств основных функций).

4.     Изучение нового материала (функциональный метод решения уравнений).

5.     Закрепление знаний (решение упражнений).

6.     Подведение итогов. Оценки.

 

Ход урока.

Учитель:

Для решения большинства уравнений, встречающихся на экзаменах, достаточно владеть школьным курсом математики, но при этом необходимо уметь решать не только с помощью стандартных приемов, предназначенных для вполне определенных типов уравнений, но и «нестандартными» методами, о которых мы и поговорим сегодня на уроке. Одним из таких методов решения уравнений является функциональный, основанный на использовании свойств функций. В отличие от графического метода, знание свойств функций позволяет находить точные корни уравнения, при этом не требуется построения графиков функций. Использование свойств функций способствует рационализации  решения уравнений.

 

 

(слайд№3)

Ответим на вопросы:

1.     Что называется уравнением?

2.     Что называется корнем уравнения?

3.     Что значит решить уравнение?

4.     Что называется функцией?

5.     Что называется областью определения функции?

6.     Что называется областью значений функции?

 

(слайд №4)

 

Рассмотрим (слайд №5)

ПРИМЕР 1. Решите уравнение:

Решение: ОДЗ:

 

Ответ: решений нет.

 

(слайд №6)

ПРИМЕР 2. Решите уравнение:

Решение: ОДЗ:

ОДЗ состоит из одной точки х=1. Остается проверить, является ли х=1 корнем уравнения. Подставив, видим, что х=1 – корень уравнения.

Ответ: х=1.

 

Учитель:

Иногда оказывается достаточным рассмотреть не всю область определения функции, а лишь ее подмножество, на котором функция принимает значения, удовлетворяющие некоторым условиям (например, только неотрицательные значения)

 

(слайд №7)

ПРИМЕР 3.

Решение. Найдем пересечение областей определения функций в правой и левой частях уравнения:

D1

Ограничим множество D, учитывая, что левая часть уравнения неотрицательна, и, значит, такой же должна быть правая частью Для этого нужно рассмотреть пересечение множества D с множеством решений неравенства  , то есть с множеством . Следовательно, достаточно рассмотреть уравнение на множестве .

Подстановкой убеждаемся, что оба элемента служат решением уравнения.

Ответ: -3; 2.

 

(слайд №8)

ПРИМЕР 4.

Решение.

1) 

2)  Так как левая часть уравнения неотрицательна, то .

3) 

4) 

С учетом того, что  корнем уравнения является х=4.

Ответ: 4.

 

Учитель:

Перейдем к решению уравнений с использованием понятия области значений функции.

(слайд №9-№10)

 

(слайд №11)

ПРИМЕР 1.

.

Решение. Так как  , то уравнение не имеет решения.

Ответ: нет решений.

 

ПРИМЕР 2.

.

Решение. ОДЗ:

Ответ: нет решений.

 

Учитель:

Если функция f(x) на промежутке Х ограничена сверху, а функция g(x) ограничена снизу, то уравнение f(x) = g(x)  равносильно системе  

 

(слайд №12)

ПРИМЕР 3.

Решение. По определению,

Равенство достигается, если

Решим первое уравнение системы:

arccos (x-1) =π, x-1 = -1, x=0.

При х=0 второе уравнение обращается в верное числовое равенство.

Следовательно, решением системы и данного уравнения является х=0.

Ответ: 0.

 

(слайд №13-14)

ПРИМЕР 4.

.

Решение.

1)  ОДЗ:

2)  Рассмотрим функцию   Её графиком является парабола с вершиной А(3;2), тогда .

3)  Рассмотрим функцию    

Найдем максимум этой функции на промежутке (2;4) с помощью производной.

 

=0, 

 

 

 

g’                       +                      -

 


g                 2                 3                    4               x

                                  max

g(3)=2.  Имеем   

Тогда данное уравнение равносильно системе  

Решив первое уравнение системы, получим х=3, проверкой, подставив во второе уравнение убедимся, что х=3 – решение системы и данного уравнения.

Ответ: 3.

 

(слайд №15)

Учитель:

Этот метод часто встречается на ЕГЭ по математике. Данный  метод заключается в том, что одна часть уравнения ограничена сверху неким числом М, а другая часть уравнения ограничена снизу этим же числом М.  Число М принято называть мажорантой, а этот метод  - методом мажорант. В методе мажорант, как вы уже догадались надо хорошо понимать, что такое функция, уметь исследовать свойства функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд №16)

Упражнения для закрепления, выработка умений и навыков.

Класс делится на 2 группы по вариантам.

 

1 вариант.

Докажите, что уравнение не имеет корней.

1)  

2)  

Решить уравнения:

3)  

Ответ: -0,5.

4)  

Ответ: 4,25.

5)  

Ответ: 2.

 

2 вариант.

Докажите, что уравнение не имеет корней.

1)  ;

2) 

Решить уравнения:

3) 

Ответ:  нет решений

4)  

Ответ:2,6.

5) 

Ответ: 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

Мы сегодня рассмотрели нестандартный метод решения уравнений, используя свойства функций, который  применим и для решений неравенств, но об этом мы поговорим на нескольких последующих занятиях.

 Подведение итогов, оценки.

 

(слайд №17)

Домашнее задание:

1)  arcsin (x + 2) + .

2) 

3) 

4) 

5) 

6)  

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Решение уравнений нестандартными методами, используя свойства функций»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель ремонтной службы

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: «Решение уравнений нестандартными методами, используя свойства функций»

Форма урока – лекция с последующим закреплением. Рассчитан на 2 урока. 

Цели урока:

  • Повторить и обобщить знания по теме: «Свойства функций»
  • Научить применять функциональный метод решения уравнений
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность
  • Воспитывать активность, творческую инициативу.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер с презентацией.

 План урока:

  1. Организационный момент.
  2.  Мотивация учебной деятельности (сообщение темы, целей урока).
  3.   Актуализация опорных знаний (повторение свойств основных функций).
  4.  Изучение нового материала (функциональный метод решения уравнений).
  5.  Закрепление знаний (решение упражнений).
  6. Подведение итогов. Оценки.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 606 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 335
    • DOCX 34.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Карташова Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 54861
    • Всего материалов: 36

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 42 регионов

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика. Сложение и вычитание

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1361 человек из 85 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 207 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по математике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 189 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 696 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 422 человека из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 542 человека

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 29 человек