Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Математика / Решение задач разными способами (закрепление)

Решение задач разными способами (закрепление)

Досова Гульбану Мугазамовна hello_html_94bb726.png

Учитель начальных классов

Место работы: Казахский Национальный Университет Искусств

Категория: первая











Открытый урок - соревнование


по математике в 3 «Б» классе по теме «Нахождение периметра прямоугольника разными способами»


















Математика

Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»

(3 четверть)

Урок 90


Тема урока: Нахождение периметра прямоугольника разными способами.


Цель: Познакомить с новым способом вычисления периметра прямоугольника; учить выполнять вычисления рациональным способом.


Образовательная: повторить умножение и деление круглых чисел, порядок действий в выражениях; закрепить знание свойств геометрических фигур;

закрепить умение точно производить измерения и чертить квадрат и прямоугольник, находить периметр и площадь квадрата и прямоугольника.

Развивающая: развивать умение рассуждать и делать выводы; развивать мышление, речь, внимание.

Воспитательная: развивать познавательный интерес обучающихся;

Развивать такие личностные качества, как рефлексия, эмпатия, толерантность; воспитывать умение работать в команде, умение оценивать себя и одноклассников.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: для учащихся: геометрические фигуры, линейка, простой карандаш, карточки, сигнальные карточки – квадратики, рабочая тетрадь, шаблоны из картона квадрата и прямоугольника;

для учителя: геометрические фигуры, карточки - снежинки с примерами, магнит, мультимедийный проектор.

Технологии:

здоровьесберегающие (физминутка, смена видов деятельности, упражнения на

внимание); игровые, ИКТ - технологии; технологии развития критического мышления,

личностно – ориентированные (индивидуальные задания в ходе работы).

Этапы и структура урока.

1.Организационный момент. Мотивация.

Психологический настрой.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

-Сегодня у нас на уроке гости, мы покажем им, как хорошо работаем. Поэтому поприветствуйте соседа по парте рукопожатием, улыбнитесь друг другу. А теперь подарите улыбку мне. Тихо сели.

- Открыли тетради. Записали число, классная работа.

Оформление тетради.

На слайде - запись: (слайд 2)

Школа – это детская страна, где много света и тепла, где много счастья и добра.

-Прочитайте высказывание.

- Вы согласны? (Да и нет. Бывает трудно и грустно. И т.д.)

- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы учение было не в тягость, а в радость? (


2.Актуализация знаний

Минутка чистописания (слайд 3)

-Назовите наименьшее двузначное число. Дайте полную характеристику этому числу (на доске образец записи 10).

-Назовите наименьшее трехзначное число. Дайте полную характеристику этому числу (на доске образец записи 100).

- Какие числа называются круглыми?

На доске запись:

30, 27, 42, 36, 33, 39, 24 (слайд 4)

- Расположите числовой ряд в порядке убывания. (42, 39, 36, 33, 30, 27, 24)

- Что вы замечаете? (числа уменьшаются на 3)

- На какие группы их можно разбить. (чётные и нечётные)


3.Устный счёт.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Правильно! Поэтому мы с вами на уроке будем играть в зимние игры и соревноваться по командам. 1 ряд – одна команда, 2 ряд – другая команда и 3 ряд – третья команда. А сейчас поиграем в игру «Снежки».

- С каждого ряда выходят «по цепочке» по - одному участнику. Решили пример – записали ответ и передаём эстафету следующему. Выиграет та команда - кто быстро и правильно решит и запишет ответы..

- А один ученик с каждого ряда проверяет правильность ответов.

Для умников и умниц,

Припасла я примеры.

И кто таблицу выучил, за них возьмётесь смело.

Раз, два…

Минута времени пошла.

1 ряд: 5 х 20, 240:60, 6 х 70, 640:80, 180:2, 70х6, 240:40,6х90, 320:4,0х5. (слайд 5)

2 ряд: 7 х 30, 280:4, 30х6, 160:80, 400 х 0, 450: 5, 40х 9, 720:90, 70х7, 250:50.

3 ряд: 3 х 30, 810:9, 80х5, 420:60, 90 х 6, 720:80. 0х50, 490:7, 70х6, 640:80.

- Правильно выполнены задания?

- Проверяем не только свой столбик, но и другого ряда..

- Прочитайте числа:


4.Мозговой штурм ( с каждой команды по ученику) (Слайд 6)

«Игра в хоккей»

- Я вам забиваю шайбу, а вы отбивайтесь


1. Что означает слово «геометрия»? (землемерие)

2. Как называется замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра? (окружность)

3.Греческий философ, его именем названа таблица умножения. (Пифагор).

4. Прямая, ограниченная с двух концов точками. (отрезок).

5. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат).

6. Фигура. У которой три вершины, три угла, три стороны. (треугольник)

7. Часть плоскости, ограниченная двумя лучами, (угол)

8. Часть прямой линии, имеющая начало, но не имеющая конца. (луч)

9. Сколько углов у прямоугольника? (четыре)

10. Самая большая единица длины.(километр)


5.Математический диктант (с каждой команды по ученику у доски) (Слайд 7)

«Катание на лыжах»

- Кто быстрее спустится с горки на лыжах?

1.Сумму чисел 20 и 10 разделить на 3

2.Произведение чисел 5 и 8 уменьшить на 20

3. Бабушке 60 лет, внучке 6. Во сколько раз внучка младше бабушки?

4.Частное чисел 81 и 9 увеличить на 4

5. На ёлку повесили 8 шариков, а шишек в 3 раза больше. Сколько шишек повесили на ёлку?

6. В 6 коробок уложили 42 ёлочные игрушки. Сколько ёлочных игрушек в одной коробке?

7.Площадь огорода 24 кв. м. Длина равна 6 квадратным метрам. Чему равна ширина огорода?

- Кто закончил, тот поднимает зеленую карточку.

-Проверим.

-Кто выполнил без ошибок? (зеленые квадратики)

- Кто допустил 1 ошибку? (желтый квадрат)

- Кто допустил 2 – 3 ошибки? (красный квадрат SOS)


6.Физминутка.

(под музыку) (Слайд 8)

1) вертикальные движения глаз вверх вниз;

2) горизонтальное вправо — влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против;

4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.


7.Усвоение новых знаний и способов действий.

- У вас на партах лежат две геометрические фигуры.

- Назовите свойство квадрата.

- Как найти периметр квадрата?

- Найдите периметр квадрата, используя действия умножения и сложения.

- А кто нашел периметр по – другому?

- Как называется следующая фигура? (прямоугольник)

- Назовите свойства прямоугольника.

- Найдите периметр прямоугольника, используя действия умножения и сложения.

-Запишите при помощи букв формулу нахождения площади и периметра прямоугольника.

- Какое свойство мы применили при нахождении периметра? (распределительное)

Р = а+b + a+b

P = 2 х а + 2 х b (Слайд 9)

Р = (а + b) х 2,

S = а х в

- Как найти площадь фигуры?

- Найдите площадь квалрата.

- Найдите площадь прямоугольника.

- В чем измеряется площадь?

8. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте. ) (Слайд 10)

Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши. )

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте. )

Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину. )

Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше. )

И легко — легко подышим. . . ( вдох - выдох. )


9. Повторение пройденного материала.

«Лепим снежную бабу»

- Посмотрим, какая команда быстрее слепит снеговика

С 20 № 1 – комментированное решение.

- Как можно умножить сумму на число?

1 способ – Найти сумму и умножить её на число.

2 способ – Каждое слагаемое умножить на это число и полученные произведения сложить.

- Как называется это свойство умножения? (распределительное)

- Вот это свойство мы применяем при вычислении периметра фигуры.

- Чья команда решит, та поднимает зеленую карточку.


9. «Пополни знания» (Слайд 11)

Итак, вы прошли много испытаний.

- Как вы думаете, почему и для чего тема нашего урока называется «Нахождение периметра прямоугольника разными способами»

- Для чего вы находили периметр фигуры по – разному?

Правильно! Вычисление площади и периметра, а также изучение происхождения геометрии.

- А сейчас послушайте интересную информацию.

Чтение учителем отрывка из истории развития геометрии.

Главной мерой длины у египтян служил локоть. Локоть делился на 7 ладоней, ладонь - на 4 пальца. Возьмите веревочку и отмерьте длину своего локтя. Завяжите узелок. Сравните свою мерку с мерками своих товарищей. Сделайте вывод. (Люди бывают разного роста и локти у них тоже разной длины.) Вот и египтяне так подумали и, для того, чтобы измерения были точными, они придумали образцовые меры: локоть, ладонь, палец - общие для всего Египта. При помощи этих мер египетские землемеры научились измерять длины и находить площадь квадрата, треугольника, круга.

- А какие меры длины и площади существуют в современном мире?

Древние греки заимствовали у египтян их геометрические знания. Именно в Древней Греции и сформировалась геометрия как наука с системой логических рассуждений и доказательств. Геометрия стала наукой о свойствах геометрических фигур.


10. Первичное закрепление знаний.

- Какие геометрические фигуры вы знаете?

- Выполните задание № 2 с 20 (устно)

- Начертите прямоугольник со сторонами 3см и 5 см в тетради.

- Обозначьте длину прямоугольника а, а ширину b .

- Как вычислить площадь прямоугольника?

- Как вычислить периметр прямоугольника?

- Вычислите периметр прямоугольника 3 разными способами.

( у доски дети записывают свои варианты решения).

- Кто решил по – другому?

- Молодцы!


11. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (Слайд )

Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение №3; 1 ряд – красный прямоугольник, 2 ряд – синий прямоугольник, 3 ряд – красный прямоугольник)

С каждой команды по 1 участнику – у доски.

4 – у доски один ученик.

- Проверим правильность выполнения задания с доской.

- Кто согласен?

- Кто не согласен? Ответ свой обоснуйте.


12. Занимательный материал.

На десерт – задачи-шутки

Только на одну минутку.

Каждой команде по заданию:

-У Коли в сумке 3кг конфет, а у его друга 3кг ваты. У кого груз тяжелее?

-Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый?

-На столе лежали конфеты в кучке. Две матери и две дочки, да бабушка с внучкой взяли по одной штуке, и не стало кучки. Сколько было конфет в кучке?

13. Повторение пройденного материала. Решение задач.

а) Задача - класс

- Составьте задачу №6 и решите ее.

- Краткое условие задачи можно записать разными способами:

1) в таблице (см. учебник);

2) 6 к - 540 тг.

? к. - 450 тг.

1 к. - ? кг

1) 540 : 6 = 90 (тг) – цена 1 карандаша.

2) 450 : 90 = 5 (кар)

Ответ: 5 карандашей можно купить на 450 тенге

Проверка – фронтально.

Б) Решите уравнения:

350 : х = 50 а х 40 = 320 у : 7 = 560


14.Индивидуальная работа (разноуровневые задания)

В это время раздаю карточки учащимся.

Задача-карточка (ученик).

За 3 кг яблок заплатили 600тенге. Сколько тенге будут стоить 5 кг яблок?

Задача-карточка (ученик).

За 3 кг груш заплатили 600 тенге. Сколько кг груш можно купить на 800 тенге?

Задача-карточка (ученик).

. Петя прочитал 81 страницу сказки, а Миша 9 страниц. Во сколько раз Петя прочитал больше Миши?

Задача-карточка (ученик).

Маша идет до школы 15 минут, а Вера добегает за 5 минут. Во сколько раз быстрее добегает до школы Вера, чем Маша?

- А теперь проверьте карточки друг у друга.


15. Устная работа.

Задание № 7

- Определи массу одного яблока.

-Определи массу арбуза.

Послушайте сказку – загадку и назовите отгадку.

ЖИЛИ – БЫЛИ ДВА БРАТА

ТРЕУГОЛЬНИК С КВАДРАТОМ.

СТАРШИЙ – КВАДРАТНЫЙ,

ДОБРОДУШНЫЙ, ПРИЯТНЫЙ.

МАЛОДУШНЫЙ – ТРЕУГОЛЬНИК,

ВЕЧНО НЕДОВОЛЬНЫЙ.

СТАЛ СПРАШИВАТЬ КВАДРАТ:

«ПОЧЕМУ ТЫ ЗЛИШЬСЯ, БРАТ?»

ТОТ КРИЧИТ ЕМУ: «СМОТРИ,

ТЫ ПОЛНЕЙ МЕНЯ И ШИРЕ.

У МЕНЯ УГЛОВ ЛИШЬ ТРИ,

У ТЕБЯ ЖЕ ИХ ВСЕ ЧЕТЫРЕ».

НО КВАДРАТ ОТВЕТИЛ: «БРАТ!

Я ЖЕ СТАРШЕ, Я – КВАДРАТ!»

И СКАЗАЛ ЕЩЕ НЕЖНЕЙ:

«НЕИЗВЕСТНО, КТО НУЖНЕЙ!»

НО НАСТАЛА НОЧЬ И К БРАТУ,

НАТЫКАЯСЬ НА СТОЛЫ,

МЛАДШИЙ ЛЕЗЕТ ВОРОВАТО

СРЕЗАТЬ СТАРШЕМУ УГЛЫ.

УХОДЯ СКАЗАЛ: «ПРИЯТНЫХ

Я ТЕБЕ ЖЕЛАЮ СНОВ!

СПАТЬ ЛОЖИЛСЯ ТЫ КВАДРАТОМ,

А ПРОСНЁШЬСЯ БЕЗ УГЛОВ!»

НО НА УТРО МЛАДШИЙ БРАТ

СТРАШНОЙ МЕСТИ БЫЛ НЕ РАД:

ПОГЛЫДЕЛ ОН – НЕТ КВАДРАТА.

ОНЕМЕЛ. СТОИТ БЕЗ СЛОВ…

ВОТ ТАК МЕСТЬ! ТЕПЕРЬ У БРАТА…

- СКОЛЬКО (8) НОВЫХ УГОЛКОВ?!


16. Рефлексия. Итог урока.

- Что нового узнали?

- Как вы считаете, все ли вы теперь знаете о геометрии?

- Что бы вы хотели еще узнать о геометрии? Какие качества характера нужны для того чтобы решить все задания?

- Какие задания вызвали у вас трудности?

- Что нужно сделать, чтобы эти трудности преодолеть?

Кто из класса нас сегодня приятно поразил:

- Был самым организованным?

- Высказал оригинальную мысль?

- Освоил то, что раньше не получалось?

Оценивание учащихся.

(Учитель дает оценку работы учащихся.)



17. Домашнее задание.

С 18 №2. Найдите периметр вашего стола разными способами.


















  • Математика
Описание:


Тема: Решение задач разными способами (закрепление)

Цель: Отработать умения решать задачи разными способами

Задачи:

  • образовательная: Продолжать работу над вычислительными навыками;
  • развивающая: Развивать грамотную математическую речь, логику мышления, внимание;
  • воспитательная: Воспитывать культуру труда, культуру общения.

Ход урока

I.Сегодня на уроке мы будем продолжать работу над вычислительными навыками, и решать задачи разными способами.

Работа у доски:

I ученик II ученик

Sпрямоугольника = 42 см Р = 42 см

а = 7 см а = 7 см

Р - ? S прямоугольника - ?

b = 6 смb = 14 см

Р = 26 см S = 98 см

III ученик IV ученик

15, в4, 75 x + 81\3 = 50

x = 23

V ученик

126 * 7; 207 * 4; 560 * 3

Устная работа.

Повторить приемы умножения и деления

400

350 : 50

200

600

* 100

Как умножить число на 100?

Как разделить число на 100?

Прочитайте по – разному первое действие первого примера.

Прочитать выражение и вычислить выражения:

cd * 0 + 14 =

ab / ab * 13 =

21 – 0 / 17 =

Проверка тех, кто работал у доски.

II.Арифметический диктант.

  • Первый множитель а, второй – 1. Чему равно произведение?
  • Найти сумму шести слагаемых, каждый из которых равен девяти.
  • Найти частное 54 и 2.
  • Какую часть часа составляют 20 минут?
  • Чему равно частное 0 и 12?
  • Во сколько раз 75>25?
  • На сколько 12 меньше 36?
  • Сумму 30 и 21 разделить на 3

Взаимопроверка:

a, 54, 27, 1/3, 0, в 3, на 24, 17 Кто получил пятерки? Четверки? Тройки? Двойки?

Кто помнит последнее задание?

III.По выражению (30+21)/3 составить задачу. Записать, что дано, что обозначает каждое число?

Что найдем первым действием? Вторым действием?

Запись задачи по действиям с пояснением.

Нельзя ли решить задачу иначе?

Объяснить как? Запись второго способа выражения 30/3+21/3

Какой способ более рациональный? Почему?

Какое математическое свойство помогло нам решить задачу двумя способами?

IV.Физическая пауза. «Спокойной ночи»

24/6*50/20+9*100=1900

Проверка.

V. 3*(30+21) (30+21)/3

Чем отличаются выражения?

Работа в парах. Составить задачу по выражению: 3* (30+21)

Рассказывайте, кто готов.

Запись условия 30, 21, 3, 165

Что находим первым действием? Вторым?

Нельзя ли решить задачу иначе?

Самостоятельно решить выражением. Проверка.

3*30 + 3 * 21

Какое свойство нам помогло решить задачу двумя способами?

Сегодня задачи составляли вы. Я тоже составила задачу. Послушайте.

У Юли было 100 тенге. Она купила 3 тетради по 18 тенге. Сколько денег осталось у Юли?

Запишем данные с пояснением.

100, 3, по 18, ___

Можем ответить на вопрос задачи?

Почему?

А можем найти, сколько истратили? Как?

Теперь можем ответить на вопрос задачи? Как?

Решение записать выражением.

Проверка. 100-18*3

VI «Ловушка»

Как иначе решить задачу?

VII. Итог.

Чем занимались на уроке?

А все ли задачи можно решить разными способами?

От чего это зависит?

Оценки за урок.

Домашнее задание.

Автор Яворская Ольга Викторовна
Дата добавления 11.02.2017
Раздел Математика
Подраздел Конспекты
Просмотров 523
Номер материала MA-070138
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: