Рекомендации
Образец
составления поурочного плана
Содержание уроков
будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы
составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.
Этап 1. Тема урока
Тема урока всегда
обозначена в поурочном годовом плане учителя.
Этап II. Цели
урока
Молодым
учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить
цели урока по трем позициям:
• Обучающие цели.
Это могут быть такие цели, как:
- дать
представление о…;
- обобщить и
систематизировать знания о….;
- познакомить
учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)
- выработать
навыки (работать с лабораторным оборудованием и тд).
• Воспитательные:
- воспитывать в
учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим,
эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.
• Развивающие.
Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию,
мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность.
Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной
развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою
точку зрения, развивать коммуникативные навыки.
Этап III. Планируемые
задачи
Здесь обозначается
минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока.
Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям
учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для
каждого предмета.
Этап IV. Вид и
форма урока
Для себя каждый
раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены
провести нестандартный урок.
Для удобства приведу примеры самых распространенных видов и форм урока.
Виды и формы урока
1. Урок
ознакомления с новым материалом.
Формы: беседа,
проблемный урок, лекция.
2. Урок
закрепления изученного.
Формы: игры,
конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, спектакль и т.д.
3. Урок применения
новых знаний и умений на практике.
Формы: те же, что
и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования,
лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и
т.д.
4. Урок обобщения
и систематизации знаний.
Форма выбирается свободная,
по желанию учителя.
5. Контрольный
урок.
Формы: как
традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более
творческие виды: семинары, брифинги или консультации.
6. Интегрированные
уроки. Формы свободные, так как
задействованы 2 и более предметов в одном уроке.
Этап V.
Оборудование
Здесь
перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это
мультимедийные презентации, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные
материалы.
Этап VI. Ход урока
1. Организационный
момент – обязательный этап всех уроков.
Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и
готовность к уроку.
2. Проверка
домашнего задания. Опытные педагоги практикуют
ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить,
насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы
прошлых уроков.
Исключения
составляют контрольные уроки.
3. Актуализация
знаний учащихся по теме. Этот этап весьма
популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться
на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на
уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели
урока.
4. Объявление темы
и целей урока. Учитель может сам обозначить
тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной
беседы, составления кластера или мини-тестирования.
5. Основная часть
урока.
Эта часть урока
будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один:
от простого – к сложному, от общего – к частному.
6. Подведение
итогов. Можно заменить этот этап
рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы
остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.
7. Выставление
оценок. Оценки может выставлять сам
учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке, но практикуйте
самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами
оценивают свою работу.
8. Домашнее
задание.
Традиционно этот
этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в
середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе,
сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее
ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при
выполнении домашнего задания.
Современная
методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и
варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих
способностей (создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить
доклад, презентацию).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.