Инфоурок Литература Другие методич. материалыРекомендации по подготовке исследовательских работ по литературе

Рекомендации по подготовке исследовательских работ по литературе

Скачать материал

Рекомендации

по подготовке исследовательских работ

по литературе

 

I.                 Общие рекомендации

1.     Выберите (определите), какое произведение вы хотите анализировать.

2.     Составьте план работы.

3.     Прежде, чем оформлять работу, подберите необходимый материал, с которым можно работать, на который можно опираться: цитаты из текста, цитаты исследователей, иллюстрации, терминологию, определение терминов и т.д.

4.     Сохраните всю собранную информацию в документе Word.

5.     Поэтапно проанализируйте информацию, выберите главное.

6.     После того, как вся информация готова, начинайте работу с программой  Microsoft PowerPoint (образец приведен ниже).

 

II.               Информационная часть

 

1.       Объект и предмет исследования

 

1)        Учащийся выбирает объект своей работы – что он будет исследовать, над чем размышлять, что анализировать.

Пример:

а)    Произведения приключенческого жанра, а именно – «Пятнадцатилетний капитан» и «Приключения Робинзона Крузо».

б)    Притчи – несколько притч, которые имеют общую тему.

в)    Конкретное произведение определенного автора (А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

 

2)      После того, как выбран объект, необходимо определить – что именно мы будем изучать:

¾   доказывать свое мнение – как мы поняли это произведение;

¾   сравнивать два произведения определенных авторов;

¾   определять общие черты произведений совершенно разных по теме произведений;

¾   рассматривать определенное понятие (например: идею, композицию, персонажей, пейзажи, историю создания и т.д.).  Можно только одно понятие (идею), можно и несколько.

 

Пример:

¾   Объект - произведение А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

¾   Что будет предметом исследования?

Это может быть характеристика символов в произведении и их общей роли для понимания текста (сам Маленький принц, роза, люди, которые жили на астероидах и т.д.).

Это может быть разбор  одного из персонажей (подробный): портрет, значимость персонажа в нашем понимании, значимость в произведении и т.д.

 

То есть то, ЧТО нас ЗАИНТЕРЕСОВАЛО в выбранном произведении.

 

Маленькое напоминание: любое произведение - это итог размышлений определенного автора. Чтобы понять произведение, мы должны знать, что собой представляет творческая деятельность писателя, что он хотел показать в своих произведениях, что его волновало.

 

2.       Определение темы, цели, задач и актуальности

Тема исследования – это то, что мы хотим рассмотреть (исследовать).

1.     Избранная тема должна быть проблематичной (иметь неоднозначные трактовки в литературе, недостаточно разработанной на практике, вызывать определенные сложности в понимании или использовании и т.д.).

 

2.     Материал должен быть подобран соответственно теме.

 

 

3.     Указаны и кратко проанализированы имеющиеся точки зрения по данной проблеме.

 

4.     Ученик должен аргументированно поддержать какую-либо точку зрения, либо объяснить свою точку зрения на основе сравнения имеющихся точек зрения.

 

5.     Работа должна обладать логикой в изложении материала, соответствовать научному стилю.

 

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее ти­пичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; выявление общих законо­мерностей; создание классификаций.

То есть – какие выводы мы хотим сделать своим исследованием, какое открытие мы совершили.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

ü выявить...;

ü установить...;

ü обосновать...;

ü уточнить...;

ü разработать... .

 

Чтобы достичь цели, необходимо решить определенные задачи.

Задачи – это этапы нашей работы. Этапы идут последовательно.

Значит, мы последовательно, одну за другой, должны решить задачи.

Пример:

Я ставлю цель – выявить символическое значение персонажей произведения

(или: уточнить значимость произведения, установить взаимосвязь между персонажами, событиями и т.д.).

Как мне достичь поставленной цели? Я должна (должен) решить задачи – по определенным этапам доказывать свои взгляды, мнение по выбранной теме. Чтобы было понятнее:  задачи – это пункты плана, по которому мы будем проводить исследование. Допустим, наша цель - выявить символическое значение персонажей произведения, тогда я должна решить задачи:

а)     Рассмотреть особенности творчества автора произведения и историю создания самого произведения.

б)    Рассмотреть (проанализировать, охарактеризовать) персонажи произведения.

в)     Определить - символом чего является конкретный персонаж.

г)     Сделать выводы – общее значение персонажей произведения.

Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопроса или задачи. В чем новизна нашей работы, почему мы заинтересовались этой темой. В качестве актуальности можно подобрать цитату, которая отобразит смысл работы.

3.       Работа с информацией (материалом)

1)    Подбирается материал, с помощью которого можно аргументировать свое мнение (доказать свою мысль).

2)    Вся информация располагается соответственно установленному плану, выбирается только самое необходимое – четко по задачам и поставленной цели, так как лишняя информация – это уже отход от темы и нарушение.

3)    Мысли и мнения должны подтверждаться цитатами из текста, если приводится высказывание – указывается, кто автор слов.

4)    Так как работа исследовательская, она имеет опору на научные знания – на теорию литературы. Следовательно, в работе необходимо грамотно использовать литературные термины, объяснять эти термины (давать им определение, что они значат).

 

4.       Заключение

Заключение должно отражать главную мысль выбранной темы. Только после решения задач подводится итог работы. Прописываем  выводы по решенным задачам (что мы рассматривали, чего достигли, какие открытия сделали). После этого прописываем – какой цели мы достигли.

Напоминаю:

решение задач помогает достигнуть поставленной цели.

Цель – это подробное раскрытие выбранной темы.

 

5.       Пример оформления:

1 слайд

«Лицевой лист»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 слайд:

Тема, цель, задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 слайд

Актуальность

 

 

 

 

 

 

 

4 слайд

(решаем поставленные задачи одну за другой)

Задача 1. Ознакомиться с мировоззрением и творческими принципами Гёте

(не пишется).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 слайд

Задача 2. Ознакомиться с историческими данными о реальном образе доктора Фауста (не пишется).

6 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 слайд

Задача 3. Рассмотреть трактовку образа Фауста в различных видах искусства

(не пишется).

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Если используется литературный термин, необходимо выписать его определение.

 

Пример:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 слайд и 9 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последний слайд

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОДЫ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помните:

исследовательская работа потому и называется исследованием – в основе лежит необходимость что-либо изучить, сделать открытие.

Это ваше творчество, ваша фантазия, ваш индивидуальный (личный) подход, который должен опираться на науку (его можно подтвердить, доказать).

В случае затруднения вы ВСЕГДА можете обратиться к учителю за помощью и советом.

 

6.       Заключительный этап работы – защита

 

Защита работы – вы САМОСТОЯТЕЛЬНО (не только читая) можете по слайдам рассказать о том, что вы делали, для чего это делали.

 

Небольшая рекомендация:

если у вас возникла идея исследования – воплотите ее в жизнь постепенно. Если оставите все на крайний срок – работа будет для вас самих непонятной и запутанной. Выполняйте все шаг за шагом, чтобы перед  защитой работы вы настолько хорошо знали ее содержание, что слушатели (комиссия) будут поражены

вашей уверенностью и грамотностью.

 

Примеры исследовательских работ вы можете найти в Интернете

по ссылке: http://tanashevich.ucoz.ru/load/tvorcheskie_raboty/literatura/15

 

Удачи в творческом поиске!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рекомендации по подготовке исследовательских работ по литературе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пример:

  • Объект - произведение А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
  • Что будет предметом исследования?

Это может быть характеристика символов в произведении и их общей роли для понимания текста (сам Маленький принц, роза, люди, которые жили на астероидах и т.д.).

Это может быть разбор одного из персонажей (подробный): портрет, значимость персонажа в нашем понимании, значимость в произведении и т.д.

То есть то, ЧТО нас ЗАИНТЕРЕСОВАЛО в выбранном произведении.

Маленькое напоминание: любое произведение - это итог размышлений определенного автора. Чтобы понять произведение, мы должны знать, что собой представляет творческая деятельность писателя, что он хотел показать в своих произведениях, что его волновало.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 190 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по русскому языку на тему "Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?"
  • Учебник: «Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.
  • Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы?
  • 02.10.2020
  • 306
  • 2
«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.
Урок русского языка в 4 классе "Знаки препинания при однородных членах предложения. Союзы". УМК"Перспективная начальная школа"
  • Учебник: «Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.
  • Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?
  • 02.10.2020
  • 521
  • 16
«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.12.2014 4768
    • DOCX 4.4 мбайт
    • 48 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Танашевич Александра Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 8
    • Всего просмотров: 1397622
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1511 человек из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 41 региона

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 212 человек из 53 регионов

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Формирование социальной ответственности и гармоничного развития личности учеников на уроках

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интеллектуальная собственность: медиа и фотографии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе