Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРекомендации по комплексной работе с текстом на уроках русского языка

Рекомендации по комплексной работе с текстом на уроках русского языка

Скачать материал

Этапы комплексной работы с текстом

Методические рекомендации

I этап.  Предтекстовая работа.

Цель этапа: Подготовка детей к восприятию и  развитию важнейшего читательского умения, как антиципации, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов.

1. Уточнение темы и основной мысли текста (анализ темы урока, название

     параграфа учебника или книги, работа с эпиграфом).

2. Прогнозирование содержания текста по заголовку, по данному началу,

    предполагая возможное развитие основной мысли. Задания типа:

·         «Как вы полагаете?»                                                                     

·         «Какую новую информацию должен этот текст содержать?»

3. Словарная работа, предусматривающая  уточнение лексического значения слов, известным учащимся, или новых терминов, разъяснению которых и посвящен новый текст.

4. Просмотровое чтение текста (в течение 30-40 секунд дети знакомятся с текстом с целью выяснения его структуры, графического оформления: каким образом выделена ключевая информация, имеются ли схемы, таблицы, рисунки и т.д.). Задания типа:

·         Быстро просмотреть текст по ключевым словам.

·         Постараться в общих чертах понять, о чем идет речь в тексте.

 

II этап. Текстовая работа.

Цель этапа: Достижение понимания основного содержания текста.

1. Организация чтения текста вслух сильным учеником, учителем или про

    себя.

2. Постановка целевого вопроса перед чтением:

·         «Какая информация в тексте является для вас новой, а какие сведения вам уже известны?»

·         Какое настроение отрывка (если используется поэзия)?

3. Уточнение темы и основной мысли текста.

4. Поиск в тексте предложений, в которых заключены

    тема, идея.

5. Составление плана (простого или сложного).

6. Составление схем, таблиц на основе текста.

7. Подбор заголовка.

8. Оценка понимания текста:

·         Выяснить, в чем необычность в подаче материала.

·         Какая информация осталась непонятной?

9. Определить тип, стиль речи. Аргументировать.

10. Выразить свое отношение к прочитанному.

        11. Назвать или выписать ключевые слова текста, в каком значении они

              употреблены (переносном или прямом)?

        12. Назвать художественные тропы (эпитеты, метафоры, ассоциации).

        13. Подобрать синонимы, антонимы; зачитать устаревшие слова,

              подобрать к ним синонимичные неологизмы.

         14. Наблюдение над употреблением глаголом, изменяется ли  их время.

 

 

 

III этап. Послетекстовая работа.

Цель этапа: понять и запомнить текст, выполняя смысловой,

 структурный и языковой анализы.

1. Провести выразительное чтение текста учащимися, передав чувство голосом (радость, горе, разочарование, негодование). Наблюдение над темпом чтения.

2. Наблюдение над логическим ударением в определенных предложениях.

3. Особенности интонации и значение знаков препинания.

4. Пересказать текст (в т.ч. выборочно, сжато или от 1-о

    лица).

        5. Структура текста. Найти вступление, основную

часть, концовку в тексте.

        6. Отметить предложения, которые поразили, произвели

    впечатление своей выразительностью, красотой. Аргументировать.

7. Списать абзац, сверить с образцом. (Комментированное письмо. Письмо

    по памяти).

8. Доказать свою точку зрения по поводу проблем, поднятых в тексте.

   (Работа в парах, группах).

9. Составить вопросы к прочитанному со словами:  Почему? Откуда? Как?

    и др. (Диалогическая или монологическая речь).

10. Какая пословица подходит к тексту?

       11. Работа над языковыми средствами:

·         назвать или выписать ключевые слова текста, в каком значении они

              употреблены (переносном или прямом)?

    • подобрать синонимы, антонимы, оценочная лексика;
    • назвать художественные тропы (эпитеты, метафоры, ассоциации).
    • наблюдение над употреблением глаголов. Изменяется ли  их время?
    • наблюдение над произношением и написанием, значение слова;
    • поиск с помощью словаря значений незнакомых слов и непонятных выражений.

12. Использовать полученные сведения в общении:

·         монолог-рассуждение,

·         полилог-дискуссия,

·         инсценировка.

13. Подобрать заголовок к каждой части текста,

      чтобы получился план.

14. Собрать «рассыпанный» текст.

      Редактировать данный текст.

15. Словесное рисование по прочитанному.

16. Формулирование выводов о том, что является основным в тексте, что

      понравилось, а что - нет и почему.

17. Установить связь прочитанного с жизненным опытом.

18. Поиск в тексте языковых явлений, орфограмм.

19. Использование текстового материала для выполнения тренировочных

      упражнений по языку и совершенствования языковых умений.

 

 

 

 

 

Значение использования морфологии в тексте

 

Имя существительное

·        Создание точности, выразительности, информативности речи;

·        Создание фразеологизмов, метафор, сравнений, синонимов, слов в прямом и переносном значении.

 

Имя прилагательное

·         Создание точности, выразительности, информативности  речи;

·         При создании эпитетов;

·         Создание синонимов, антонимов, слов в переносном и прямом значении;

·         Переход в существительные (столовая, мороженое);

 

Глагол

·         Создание точности, выразительности, информативности  речи;

·         Создание слов в прямом или переносном значении;

·         Создание глаголов-синонимов;

·         Создание фразеологизмов, в которых используются глаголы в переносном значении;

·         Использование глаголов настоящего времени с целью оживления картинки и образного представления действия;

·         Создание этикетных формул.

 

Причастие и деепричастие

·         Способность причастий передавать признак как действие;

·         Деепричастие дорисовывает дополнительное действие;

·         Создание фразеологизмов с деепричастиями;

·         Различие созвучных деепричастий (висячий, висящий).

  

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рекомендации по комплексной работе с текстом на уроках русского языка"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер гостиничного комплекса

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Этапы комплексной работы с текстом

Методические рекомендации

I этап.  Предтекстовая работа.

Цель этапа: Подготовка детей к восприятию и  развитию важнейшего читательского умения, как антиципации, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов.

1. Уточнение темы и основной мысли текста (анализ темы урока, название

     параграфа учебника или книги, работа с эпиграфом).

2. Прогнозирование содержания текста по заголовку, по данному началу,

    предполагая возможное развитие основной мысли. Задания типа «Как вы полагаете?»                                                                      

·         «Какую новую информацию должен этот текст содержать?»

3. Словарная работа, предусматривающая  уточнение лексического значения слов, известным учащимся, или новых терминов, разъяснению которых и посвящен новый текст.

4. Просмотровое чтение текста (в течение 30-40 секунд дети знакомятся с текстом с целью выяснения его структуры, графического оформления: каким образом выделена ключевая информация, имеются ли схемы, таблицы, рисунки и т.д.). Задания типа:

·         Быстро просмотреть текст по ключевым словам.

·         Постараться в общих чертах понять, о чем идет речь в тексте.

 

II этап. Текстовая работа.

Цель этапа: Достижение понимания основного содержания текста.

1. Организация чтения текста вслух сильным учеником, учителем или про себя.

2. Постановка целевого вопроса перед чтением:

·         «Какая информация в тексте является для вас новой, а какие сведения вам уже известны?»

·         Какое настроение отрывка (если используется поэзия)?

3. Уточнение темы и основной мысли текста.

4. Поиск в тексте предложений, в которых заключены тема, идея.

5. Составление плана (простого или сложного).

6. Составление схем, таблиц на основе текста.

7. Подбор заголовка.

8. Оценка понимания текста:

·         Выяснить, в чем необычность в подаче материала.

·         Какая информация осталась непонятной?

9. Определить тип, стиль речи. Аргументировать.

10. Выразить свое отношение к прочитанному.

     11. Назвать или выписать ключевые слова текста, в каком значении они употреблены (переносном или прямом)?

  12. Назвать художественные тропы (эпитеты, метафоры, ассоциации).

        13. Подобрать синонимы, антонимы; зачитать устаревшие слова,

              подобрать к ним синонимичные неологизмы.

         14. Наблюдение над употреблением глаголом, изменяется ли  их время.

III этап. Послетекстовая работа.

Цель этапа: понять и запомнить текст, выполняя смысловой,

 структурный и языковой анализы.

1. Провести выразительное чтение текста учащимися, передав чувство голосом (радость, горе, разочарование, негодование). Наблюдение над темпом чтения.

       2. Наблюдение над логическим ударением в определенных предложениях.

       3. Особенности интонации и значение знаков препинания. 

       4. Пересказать текст (в т.ч. выборочно, сжато или от 1-го лица).

       5.Структура текста. Найти вступление, основную часть, концовку в тексте.

        6. Отметить предложения, которые поразили, произвели

 впечатление своей выразительностью, красотой. Аргументировать.

  7. Списать абзац, сверить с образцом. (Комментированное письмо. Письмо по памяти).

  8. Доказать свою точку зрения по поводу проблем, поднятых в тексте. (Работа в парах, группах).

9. Составить вопросы к прочитанному со словами:  Почему? Откуда? Как? и др. (Диалогическая или монологическая речь).

10. Какая пословица подходит к тексту?

       11. Работа над языковыми средствами:

·назвать или выписать ключевые слова текста, в каком значении они употреблены (переносном или прямом)?

  • подобрать синонимы, антонимы, оценочная лексика;
  • назвать художественные тропы (эпитеты, метафоры, ассоциации).
  • наблюдение над употреблением глаголов. Изменяется ли  их время?
  • наблюдение над произношением и написанием, значение слова;
  • поиск с помощью словаря значений незнакомых слов и непонятных выражений. 
  • 12. Использовать полученные сведения в общении:

·         монолог-рассуждение,

·         полилог-дискуссия·         инсценировка.

   13. Подобрать заголовок к каждой части текста,

      чтобы получился план.

   14. Собрать «рассыпанный» текст.

      Редактировать данный текст.

   15. Словесное рисование по прочитанному.

  16. Формулирование выводов о том, что является основным в тексте, что понравилось, а что - нет и почему.

   17. Установить связь прочитанного с жизненным опытом.

   18. Поиск в тексте языковых явлений, орфограмм.

 19. Использование текстового материала для выполнения тренировочных упражнений по языку и совершенствования языковых умений.

 Значение использования морфологии в тексте 

Имя существительное

·        Создание точности, выразительности, информативности речи;

·        Создание фразеологизмов, метафор, сравнений, синонимов, слов в прямом и переносном значении.

Имя прилагательное

·         Создание точности, выразительности, информативности  речи;

·         При создании эпитетов;

·         Создание синонимов, антонимов, слов в переносном и прямом значении;

·         Переход в существительные (столовая, мороженое); 

Глагол

·         Создание точности, выразительности, информативности  речи;

·         Создание слов в прямом или переносном значении;

·         Создание глаголов-синонимов;

·         Создание фразеологизмов, в которых используются глаголы в переносном значении;

·         Использование глаголов настоящего времени с целью оживления картинки и образного представления действия;

·         Создание этикетных формул. 

Причастие и деепричастие

·         Способность причастий передавать признак как действие;

·         Деепричастие дорисовывает дополнительное действие;

·         Создание фразеологизмов с деепричастиями;

·         Различие созвучных деепричастий (висячий, висящий).

 

   

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 680 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Краткосрочные курсы" Происхождения фамилии"
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
  • 30.09.2020
  • 414
  • 0
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 543
    • DOCX 170.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ткачук-Гамарская Светлана Владиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 29219
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие коммуникации и речи у детей раннего возраста

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе