- 30.09.2020
- 602
- 3
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Этапы комплексной работы с текстом
Методические рекомендации
I этап. Предтекстовая работа.
Цель этапа: Подготовка детей к восприятию и развитию важнейшего читательского умения, как антиципации, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов.
1. Уточнение темы и основной мысли текста (анализ темы урока, название
параграфа учебника или книги, работа с эпиграфом).
2. Прогнозирование содержания текста по заголовку, по данному началу,
предполагая возможное развитие основной мысли. Задания типа «Как вы полагаете?»
· «Какую новую информацию должен этот текст содержать?»
3. Словарная работа, предусматривающая уточнение лексического значения слов, известным учащимся, или новых терминов, разъяснению которых и посвящен новый текст.
4. Просмотровое чтение текста (в течение 30-40 секунд дети знакомятся с текстом с целью выяснения его структуры, графического оформления: каким образом выделена ключевая информация, имеются ли схемы, таблицы, рисунки и т.д.). Задания типа:
· Быстро просмотреть текст по ключевым словам.
· Постараться в общих чертах понять, о чем идет речь в тексте.
II этап. Текстовая работа.
Цель этапа: Достижение понимания основного содержания текста.
1. Организация чтения текста вслух сильным учеником, учителем или про себя.
2. Постановка целевого вопроса перед чтением:
· «Какая информация в тексте является для вас новой, а какие сведения вам уже известны?»
· Какое настроение отрывка (если используется поэзия)?
3. Уточнение темы и основной мысли текста.
4. Поиск в тексте предложений, в которых заключены тема, идея.
5. Составление плана (простого или сложного).
6. Составление схем, таблиц на основе текста.
7. Подбор заголовка.
8. Оценка понимания текста:
· Выяснить, в чем необычность в подаче материала.
· Какая информация осталась непонятной?
9. Определить тип, стиль речи. Аргументировать.
10. Выразить свое отношение к прочитанному.
11. Назвать или выписать ключевые слова текста, в каком значении они употреблены (переносном или прямом)?
12. Назвать художественные тропы (эпитеты, метафоры, ассоциации).
13. Подобрать синонимы, антонимы; зачитать устаревшие слова,
подобрать к ним синонимичные неологизмы.
14. Наблюдение над употреблением глаголом, изменяется ли их время.
III этап. Послетекстовая работа.
Цель этапа: понять и запомнить текст, выполняя смысловой,
структурный и языковой анализы.
1. Провести выразительное чтение текста учащимися, передав чувство голосом (радость, горе, разочарование, негодование). Наблюдение над темпом чтения.
2. Наблюдение над логическим ударением в определенных предложениях.
3. Особенности интонации и значение знаков препинания.
4. Пересказать текст (в т.ч. выборочно, сжато или от 1-го лица).
5.Структура текста. Найти вступление, основную часть, концовку в тексте.
6. Отметить предложения, которые поразили, произвели
впечатление своей выразительностью, красотой. Аргументировать.
7. Списать абзац, сверить с образцом. (Комментированное письмо. Письмо по памяти).
8. Доказать свою точку зрения по поводу проблем, поднятых в тексте. (Работа в парах, группах).
9. Составить вопросы к прочитанному со словами: Почему? Откуда? Как? и др. (Диалогическая или монологическая речь).
10. Какая пословица подходит к тексту?
11. Работа над языковыми средствами:
·назвать или выписать ключевые слова текста, в каком значении они употреблены (переносном или прямом)?
· монолог-рассуждение,
· полилог-дискуссия· инсценировка.
13. Подобрать заголовок к каждой части текста,
чтобы получился план.
14. Собрать «рассыпанный» текст.
Редактировать данный текст.
15. Словесное рисование по прочитанному.
16. Формулирование выводов о том, что является основным в тексте, что понравилось, а что - нет и почему.
17. Установить связь прочитанного с жизненным опытом.
18. Поиск в тексте языковых явлений, орфограмм.
19. Использование текстового материала для выполнения тренировочных упражнений по языку и совершенствования языковых умений.
Значение использования морфологии в тексте
Имя существительное
· Создание точности, выразительности, информативности речи;
· Создание фразеологизмов, метафор, сравнений, синонимов, слов в прямом и переносном значении.
Имя прилагательное
· Создание точности, выразительности, информативности речи;
· При создании эпитетов;
· Создание синонимов, антонимов, слов в переносном и прямом значении;
· Переход в существительные (столовая, мороженое);
Глагол
· Создание точности, выразительности, информативности речи;
· Создание слов в прямом или переносном значении;
· Создание глаголов-синонимов;
· Создание фразеологизмов, в которых используются глаголы в переносном значении;
· Использование глаголов настоящего времени с целью оживления картинки и образного представления действия;
· Создание этикетных формул.
Причастие и деепричастие
· Способность причастий передавать признак как действие;
· Деепричастие дорисовывает дополнительное действие;
· Создание фразеологизмов с деепричастиями;
· Различие созвучных деепричастий (висячий, висящий).
6 662 680 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ткачук-Гамарская Светлана Владиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.