МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО
ВИДА
№24 «КОСМОС»
Рекомендации для
педагогов «Развитие
коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Инструктор по ФК:
Мартынюк Е.В.
Развитие
коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
в игровой
деятельности
Детям с
нарушениями речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы.
Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости
выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений
по словесной инструкции. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся
сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-
временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают
его составные части. Затруднения вызывают такие задания, как например,
перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, прыжки
на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Отмечается
недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается
замедленность, застревание на одной позе. Они забывают сложные инструкции, элементы
и последовательность заданий, не соблюдают правила игры.
Упражнения и
подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития
двигательной сферы детей. Физические упражнения и игры оказывают всестороннее,
комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только
физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому
воспитанию дошкольников.
Хочется отметить,
что именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в
развитии мелкой моторики, быстроты реакции; они способствуют развитию
координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений
об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного
анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и
упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно важно для детей с
нарушениями речи.
При формировании и
укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя
поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети
приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры.
Все это способствует развитию дружеских отношений между ними.
От педагога требуется большое мастерство,
глубокое знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей.
Воспитатель в
группе - самый главный человек для маленького ребенка. В глазах ребенка именно
он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать,
а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать.
Поскольку воспитатель является для ребенка
фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение
того типа общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее
благоприятного контакта, наиболее благоприятных условий для установления
дружеских отношений. Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка
осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве
субъекта взаимодействия. Другими словами, именно воспитателем организуется
специальная работа по формированию дружеских отношений со сверстниками.
Важно помнить - каждый ребенок занимает
определенное положение в группе сверстников необходимо учитывать это в своей
работе.
Нужно обеспечить успех в деятельности
малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников. Это
поможет привести к изменению их позиций и будет эффективным средством
нормализации отношений со сверстниками.
Педагогический такт является одним из
главных проявлений мастерства педагога. Тактичное отношение - это уважение к
личности ребенка. Требовательность к нему, искренность и доброжелательность.
Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом
отдельном случае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности
ребенка.
Раз в неделю, можно
и чаще, включать игровые упражнения в педагогический процесс, что способствует
формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, проводить с детьми
беседы о дружбе, например "Добро не требует награды", "О
заботливом отношении к сверстникам", "Что значит хорошо
дружить?", "Если заболел друг" и др.
Дружеские
отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой
психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.
Дошкольный возраст считается классическим
возрастом игры. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным
образом в процессе совместной игры. Сюжетно-ролевая игра, также как и другие
виды игр, оказывает большое влияние на формирования дружеских отношений среди
сверстников.
Творческие игры
создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт
семьи, строительство новых домов, праздники. В этих играх чаще всего их
внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение
бабушки и других членов семьи, поведение детей. Часто по играм детей можно
судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов
семьи: бабушки, дедушки и т.д.
Под воздействием родителей и воспитателей
интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры
продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития
воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы
правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг
друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется,
становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они
изображают в игре.
Растущая
самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности
руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами..
Активное стремление к общению со
сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского
общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных
взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным
фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В
коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения
коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо
разрешать споры, добиваться общих результатов.
Впервые в старшем дошкольном возрасте в совместном образе жизни создаются
условия для формирования элементов «деловых» отношений, ответственной
зависимости. Участие в общей работе, дежурствах, выполнение отдельных поручений
развивают у дошкольников элементы соподчинения, взаимного контроля, чувство
ответственности за результаты порученного дела перед взрослыми и товарищами по
группе. Эта общественно полезная направленность трудовой деятельности является
новым, значимым элементом коллективного образа жизни детей дошкольного
возраста. Систематическое участие в деятельности, направленной на заботу об
окружающих, способствует развитию у детей элементов общественной
направленности.
Воспитание основ
коммуникативной культуры детей происходит под воздействием объективных условий
жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения
общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный
процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации
всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Успешное преодоление речевого
недоразвития возможно при условии тесной преемственности в работе всего
педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.