Рекомендации родителям по
развитию памяти у детей с ЗПР.
«Играем
и память развиваем!»
Главная задача, стоящая перед
системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и
подготовка детей к школе. Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную
деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды
памяти.
Память – один из важнейших
психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир.
Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты
к моменту поступления в школу все виды памяти.
Виды памяти:
- образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);
- словесно-логическая;
- двигательная.
Индивидуальные особенности памяти. Существует три типа памяти:
-наглядно-образный;
- словесно-логический;
- промежуточный (гармонический).
Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины,
лица, цвета, звуки.
Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия,
словесные формулировки, формулы.
Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо
запоминают наглядно-образный и словесно-логический материал.
Родители
часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к
празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять
их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное
можно ли развить память ребенка? Развитие памяти заключается в качественных
изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала.
Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при
оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев
является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и
разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания
родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения
малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все
наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно
включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.
Стимулировать
процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры.
Для
развития памяти ребенка предлагаю использовать следующие игры:
«
Игра в слова»
1.
Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.
Проверь
себя, смог ли ты запомнить все слова.
2.
Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат.
Проверь
себя.
3.
Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо,
звезда.
Проверь
себя.
4.
Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал,
пошел в школу.
Проверь
себя.
Игра
в слова «Гуляем по зоопарку»
Пусть
ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку. «Буду называть тебе
зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».
ВНИМАНИЕ!
Тюлень,
лось, баран, тигр, крокодил…..
ЗАДАНИЕ
1.
Перечисли
животных, которых ты знаешь.
ЗАДАНИЕ
2.
Внимательно
посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.
ЗАДАНИЕ
3.
Найди
на картинках животных, которых назвал ты.
ЗАДАНИЕ
4.
Картинки
убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они
назывались.
Развитию
словесно-логической памяти способствовали следующие упражнения
Можно
предложить следующие рассказы для запоминания:
1.
Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал
Ваня быстро-быстро, Споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно
болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала
болеть.
Вопросы
к рассказу:
- Как
звали мальчика?
- Что с
ним случилось во время прогулки?
- Кто
помог мальчику?
- Чем
заканчивается рассказ?
2.
Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку
и начала его катать. «Ту-ту, машина, катай моего мишку». Вдруг машина
сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему
лекарство.
Вопросы
к рассказу:
- Как
звали девочку?
- Что
она построила?
- Кого
девочка хотела катать на машине?
- Что
случилось во время игры?
- Как
девочка оказала помощь мишке?
Развитию зрительной памяти способствовали следующие
упражнения.
Игра «
Заблудились животные»
Цель:
развивать зрительную память и восприятие.
Задание:
попросить ребенка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а после того как
картинка будет убрана, вспомнить, что на ней было изображено? Можно задать
вопросы:
1. Какие
растения изображены на картинке?
2. Какие
животные?
3. Может
ли так быть?
4. Какие
животные заблудились?
Игра «
Что изменилось?»
Цель:
развивать зрительную память и внимание.
Вариант
1:
Задание:
попросить ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением
пяти знакомых предметов и назвать их.
Затем
эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней предметов,
которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы
появились вновь?
Вариант
2:
Задание:
попросить ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5
предметов. Затем рисунок закрыть и предложить ребенку новый, на котором уже 7
предметов. Спросить его, нет ли здесь предметов, которые были на первой
картинке? Какие предметы появились вновь?
«Бусы»
Цель:
развивать зрительную память, восприятие, внимание.
Задание:
попросить ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны
бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же
бусы на листе бумаги.
·
Игра «Я положил в мешок»:
Ход игры: взрослый,
начиная игру, говорит: «Я положил в мешок яблоки», следующий повторяет
сказанное и добавляет свое и т.д. до тех пор, пока воспроизведение всей цепочки
станет недоступным для детей. Содержимое мешка можно менять в зависимости от
темы занятия.
Игра на развитие памяти - "Фуршет".
На каждом следующем шаге игры появляются еда и напитки, которых ещё не было.
Задача в том, чтобы правильно указать, что нового появилось.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.