Мотивы учебной деятельности и их проявления.
Тип мотива.
|
Характеристика поведения ребенка
|
Возможный ответ ребенка
|
1. Социальные
мотивы.
|
На занятиях ребенок
занимается, потому что это важно и нужно.
|
«Я хочу в школу, потому что это важно и нужно, все
дети должны учиться».
|
2. Учебно –
познавательные мотивы.
|
Ребенок занимается
лишь тогда, когда это ему интересно.
|
«Хочу научиться читать, писать и т. д.»
|
3. Оценочный мотив.
|
Ребенок занимается
на занятии, потому что его за это хвалит воспитатель, учитель.
|
«Я хочу в школу, потому что там буду получать только
пятерки».
|
4.Позиционный
мотив.
|
Ребенок занимается
тогда, когда на занятии много атрибутики, пособий.
|
«Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском
саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель».
|
5. Внешние мотивы,
не связанные со школой условия.
|
Ребенок занимается
тогда, когда на этом настаивает воспитатель, учитель.
|
«Я пойду в школу, потому что мама так сказала».
|
6. Игровые.
|
Ребенок хорошо
занимается тогда, когда занятие построено в виде игры.
|
«Я хочу в школу, потому что там можно поиграть с
друзьями».
|
Как справиться с кризисом семи лет?
1.
1. Причина острого протекания кризиса –
несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям
ребенка, поэтому подумайте о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать
ребенку побольше свободы и самостоятельности.
2.
2.Измените свое отношение к ребенку, он уже не
маленький, внимательно относитесь к его мнению и суждениям, постарайтесь его
понять.
3.
3.Тон приказа и назидания в этом возрасте уже
малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать и анализировать вместе с
ребенком возможные последствия его действий.
4.
4.Если ваши отношения с ребенком приобрели характер
непрекращающейся войны, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга:
отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите
твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
5.
5.Чаще говорите ребенку о том, как вы скучаете без
него, любите его.
6.
6.Помните, что у вашего ребенка тоже есть свои
проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что
его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребенком,
чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день. Спокойно обсудите с
ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в том или ином
случае, помогите понять причины поступков других людей.
7.
7.Никогда не высказывайте в присутствии ребенка
своего опасения относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой.
Ваша неуверенность, страх и переживания передадутся ребенку и послужат причиной
формирования «школьной тревожности» - устойчивого состояния тревоги и страха в
отношении всего, что связано со школой.
8.
8.Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются,
перестают их слышать. Будьте спокойны и выдержанны.
9.
9.Необходимо соблюдать важные правила:
1)
У ребенка должен быть полноценный ночной сон (9-10
часов), для детей с неустойчивой нервной системой полезен дневной сон (1- 1,5
ч.);
2)
Ежедневные прогулки на свежем воздухе в сочетании с
подвижными играми;
3)
Смотреть телевизор и играть в компьютерные игры не
более 1,5
ч.
Важно помнить,
что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые
другие детские болезни.
Организация графической деятельности
детей и подготовка руки к письму.
1. Уже на первом
году жизни необходимо заниматься с ребенком, развивая мелкую мускулатуру рук и
стимулируя разнообразные движения кистей и пальцев рук (пальчиковые игры, театр
теней, упражнения и игры для развития мышц плечевого пояса и корпуса). Нужно
заметить, что такие занятия благоприятно сказываются на развитии речи и
мышления ребенка.
2. Начиная с 4- 4,5
лет можно постепенно вводить несложные задания на формирование графических
движений – штриховка, рисование по точкам, рисование по крупным трафаретам.
3. На шестом году
жизни дети рисуют много и с увлечением (можно предложить картинки для
раскрашивания). Ребенка обучают новым способам штриховки: прямыми вертикальными
штрихами (сверху – вниз), горизонтальными (слева – направо), наклонными (сверху
– вниз), круговыми движениями руки, петельками, полукругами (чешуя рыбы).
Используются игровые упражнения, в которых требуется проводить линии заданной
формы («Попади в цель», «Дорожки»). Можно предложить рисование и копирование
по клеточкам, дорисовывание незаконченного рисунка. Эти задания очень полезны
для развития зрительного анализа, произвольности деятельности, способности
принимать задачу. Особое внимание следует уделить выполнению линий сложной
формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные
линии). Вначале они должны быть крупными и постепенно от занятия к занятию
уменьшаться в размерах.
4. У семилетних
детей графические упражнения по возможности должны быть приближены к условиям
обучения письму в школе. При этом обучать письму самих букв не рекомендуется.
Полезны упражнения в тетрадях в клетку. Таким образом, ребенок учится видеть
строчку, ориентироваться на странице, высчитывать клеточки.
5. Начинать нужно с
простых заданий, постепенно увеличивая их сложность. Для детей 5,5 лет – 5
минут, от 5,5 до 6,5 лет – 15 минут, старше 6,5 лет – до 20 минут.
6.Если у ребенка
нет желания заниматься рисованием или штриховкой, его нельзя заставлять. Это
может привести к писчему спазму и стойкому нежеланию выполнять письменные
работы в школе.
Оценка особенностей поведения ребенка
6-7- летнего возраста
Уважаемые родители!
Оцените особенности поведения своего ребенка за последние пол года – год. Если
данная особенность поведения свойственна вашему ребенку и появилась недавно,
соответствующий пункт оценивается в 2 балла; если указанные особенности
проявляются, время от времени, независимо от возраста - 1 балл; при их
отсутствии ставится 1 балл.
1. В последнее
время сильно изменился, стал совсем другим.
2. Часто грубит,
старается «переговорить» взрослого.
3. Забросил свои
любимые занятия и игрушки, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.
4. Потерял интерес
к детскому саду (школе), стал ходить туда с неохотой.
5. Много спрашивает
о школе, просит поиграть с ним в школу.
6. Предпочитает
общаться и играть с более взрослыми детьми.
7. Стал упрямым, во
всем отстаивает свое мнение.
8. Кривляется,
говорит писклявым голосом, паясничает.
9. Ссорится с
родителями даже по незначительному поводу.
10. Стремится
подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.
Анализ
результатов:
20-11 баллов – скорее всего трудности в воспитании ребенка связанны с кризисом
развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему
требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами
характера.
10-6 баллов – негативные реакции ребенка являются проявлением индивидуальных
особенностей и / или результатом неправильного воспитания, а не возрастного
кризиса.
5-0 баллов – для этого возраста ребенок слишком спокоен, приглядитесь к нему
повнимательней, может быть он отстает в своем развитии от сверстников.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.