Инфоурок Математика Другие методич. материалыРекомендации для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ математика по теме " Решение неравенств"

Рекомендации для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ математика по теме " Решение неравенств"

Скачать материал

Свойства неравенств.

Теорема 1. Число, противоположное числу, есть число отрицательное и обратно, число, противоположное отрицательному числу, есть число положительное, то есть если a ˃ 0, то –a ˂ 0, если a ˂ 0, то –a ˃0.

Теорема 2. Произведение положительного числа на число отрицательное есть число отрицательное.

Теорема 3. Произведение двух отрицательных чисел есть число положительное.

Теорема 4. Квадрат любого числа. неравного нулю, есть число положительное.

Теорема 5. Если a1, a2, an- отрицательные числа, то их сумма a1 +a2, +…..+an, есть число отрицательное.

Теорема 6. Положительное число больше числа отрицательного.

Теорема 7. Если a-b ˂ 0, то a˂b и обратно.

Теорема 8. Еслиa ˃ b иb ˃ c, то a ˃ c.

Теорема 9. Если a ˃ b и c-любое число, то a + c˃b +c.

Теорема 10. Если a1 ˃ b1, a2 ˃ b2, ……., an ˃ bn , a1 + a2 +…..an ˃ b1 + b2 +……. bn.

Теорема 11. Если a ˃ b и c ˂ d, то ac ˃ b-d.

Теорема 12. Если a ˃ b, то ac˃bc при c˃0, ac˂ bc при c˂0 и ac=bc при c=0.

Теорема 13. Еслиa ˃ b,c ˃ d, то при a ˃0 и d ˃0 имеем ac˃ bd, а при a ˂0 и d ˂0 имеем

ac˂ bd.

Теорема 14. Еслиa ˃ b ˃0 и n –натуральное число, то an˃ bn

Теорема 15. Еслиa ˂ b ˂ 0 и n-натуральное число, то при четном nan˃ bn, a при нечетном nan˂ bn.

Теорема 16. Еслиa ˃ b ˃ 0 и n-натуральное число, то  ˃ (при четном n берется только арифметическое значение корня).

Теорема 17.Еслиa ˃ b ˃ 0 и n=-произвольное рациональное положительное число, то an˃ bn.

Теорема 18.Еслиa ˃ b ˃ 0 и n=-любое положительное рациональное число, то a-n˂ b-n.

Теорема 19. Неравенства f (x1, x2,…xn) ˃g (x1, x2,…, xn) и f (x1, x2,… xn)+h (x1, x2,… xng (x1, x2,…, xn)+ h (x1, x2,… xn) эквивалентны, если имеют одну и ту же область определения.

Теорема 20. Неравенства f (x1, x2,… xn) ˃g (x1, x2,…, xn) и f (x1, x2,… xn)*h (x1, x2,… xng (x1, x2,…, xn)*h (x1, x2,… xn) эквивалентны, если имеют одну и ту же область определения и неравенство h (x1, x2,… xn)˃0 в этой области тождественно истинное.

Теорема 21. Неравенства f (x1, x2,… xn) ˃g (x1, x2,…, xn) и f (x1, x2,… xn)*h (x1, x2,… xng (x1, x2,…, xn)*h (x1, x2,… xn) эквивалентны, если имеют одну и ту же область определения и неравенство h (x1, x2,… xn)˂0 в этой области тождественно истинное.

Теорема 22. Неравенства ˃0 и f (x1, x2,… xn)*g (x1, x2,…, xn)˃0 эквивалентны.

Теорема 39.

 


1.   1. ax ˃с                                   2. ax ˂c

2.  

 

 

 

 


3. ˃

3.       

 

Теорема 40.

                                                                                                  

1.    ˃c                                                        2.  ˂c

 


                                                     (x)˃0

3.logf(x) (x)˃logf(x) Ψ(x)Ψ(x)˃0

                                                         

 

 

Решение неравенств с параметрами.

            Задача. Найдите все значения параметра a, для которых при каждом X из промежутка [0;1) значение выражения 9x-3x не равно значению выражения a*3x+4.

            Решение. Пусть t=3x. Так как 3˃1, то показательная функция t=3xвозрастает и непрерывна на всей числовой оси и, в частности, на промежутке [0;1), поэтому она при [0;1) принимает все значения от 30=1 включительно до 31=3, исключая само значение 3, т.е. [1;3).

            Тогда 9x-3xa*3x+4 при всех [0;1) тогда и только тогда, когда t2-tat+4 для всех t ϵ [1;3)  (1).

            Имеются разные способы исследования неравенства (1).

1 способ (решение относительно параметра и использование множества значений функции).

             Из неравенства (1) при [1;3) находим at-1-.

             На промежутке [1;3)  линейная функция y=t-1 с положительным коэффициентом 1 и функция обратной пропорциональности y=-с отрицательным коэффициентом -4 возрастают и непрерывны, поэтому функция y=t-1-, как сумма двух возрастающих непрерывных функций, также возрастает и непрерывна. Следовательно, множество значений этой функции на промежутке [1;3) есть промежуток [y (1); y (3)) = [-4; ).

Тогда at-1- для всех [1;3)  тогда и только тогда, когда a[-4;) (-)[; +).

2 способ (графический).

          В системе координат Oty при 1t3 построим график квадратичной функции y=t2-t=2--параболу с вершиной в точке  и с ветвями, направленными вверх, и семейство прямых y=at+4 в зависимости от значений параметра a, причем прямые, пересекающие часть параболы y=t2-t на промежутке [1;3), изобразим пунктирными линиями, а не пересекающие ее на этом промежутке- сплошными (рис.1).

Найдем значения параметра a, для которых прямая y=at+ 4 проходит через точки (1;0) и (3;6)-концы указанной части параболы. Имеем:

0=a+4a=-4; 6=3a+4a=.

Тогда, как видно из рис.1, если a-4 или a, то прямая y=at+4 не пересекает часть параболы на промежутке [1;3), поэтому справедливо неравенство (1).При остальных значениях a прямая y=at+4  пересекает указанную часть параболы, поэтому условие (1) не выполняется. Следовательно, a(-); +.

3 способ (сведение к исследованию расположения корней квадратного трехчлена).

Условие (1) равносильно тому, что квадратное уравнение

t2 -t=at+4t2-(a+1)t-4=0 (2) не имеет корней на промежутке [1;3). Так как дискриминант D=(a+1)2+16 этого уравнения всегда положителен, то оно имеет два различных корня t1,t2. По теореме Виета t1*t2=-40, поэтому один из корней положительный, а другой отрицательный. Следовательно, уравнение (2) не имеет корней на промежутке [1;3) тогда и только тогда, когда график функции y=t2-(a+1) t-4- парабола с ветвями, направленными вверх, имеет схематически одно из следующих расположений (рис.2).

Рис.2

 

 

С учетом того, что один из корней уравнения (2) отрицателен, эти параболы однозначно описываются аналитически совокупностью неравенств:

.

4 способ (непосредственное нахождение корней квадратного уравнения).

Решая уравнение (2) найдем его корни

t1=, t2=.

Так как =(a+1)2+16(a+1)2, то первый корень t1 всегда отрицателен, поэтому уравнение (2) не имеет корней на промежутке [1;3) тогда и только тогда, когда второй корень t2 ˂1 или t2. Решим полученные неравенства:

t1a;

 

t2a.

Объединяя решения двух последних неравенств, найдем a(-)).

Ответ: (-)).

 

Решение трансцендентных неравенств.

№1. Решите неравенство: +.

 

        Решение. ++-

Ответ: (1; +).

 

№3. Решите неравенство:.

 

Решение.

 

Ответ: (-; -2)  (0;1)

 

№4. Решите неравенство:

Решение.

Ответ: (1; 2)

 

№5. Решите неравенство:

 

Решение.

 

Ответ: (1; 2) (2;3)

 

№ 6. Решите неравенство: .

Решение.

Ответ: (-] (1; +].

Решение текстовой задачи, приводящей к решению неравенства с модулем.

Задача. Согласно расписанию, катер проходит по реке, скорость течения которого 5 км/час, путь из А в D длиной15 км за 1 час. При этом, выходя из пункта А в 12 ч, он прибывает в пункты B и C, отстоящие от А на расстоянии 11 км и 13 км соответственно, в 12 ч 20 мин и 12 ч 40 мин. Известно, что, если бы катер двигался из А в D без остановок с постоянной скоростью V(относительно воды), то сумма абсолютных величин отклонений от расписания прибытия в пункты B, C, D не превысила бы уменьшенного на полчаса времени, необходимого катеру для прохождения 5 км со скоростью Vв стоячей воде. Какой из пунктов –А или D-находится выше по течению?

Решение. Обозначим через X время, за которое катер проходит 1 км при движении из А в D:

x= или x=, в зависимости от того, выше A по течению или нет. Таким образом, имеем неравенство:

++, где v=, или v=

Рассмотрим графики трех функций:

 

=++, =, y3=. График функции y1 есть ломаная линия, минимум y1 равен  (достигается при x=), y2 имеет вертикальную асимптоту x= и пересекается с y1 , т.е. неравенство y1yимеет решение. Легко видеть , что y3=при всех x,так как y3=-=-=1--=-.

Значит, y3y1. Таким образом, задача имеет решение если v=т.е.  A выше по течению, чем D.

Ответ: пункт A выше по течению, чем пункт D.

Используемая литература:

1.      А.Ш.Блох, Т.Л. Трухан «Неравенства».

2.      И.Ф.Шарыгин «Факультативный курс по математике. Решение задач. 10 класс».

3.      Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе» № 8 2002 г.

4.      Научно-практический журнал «Математика для школьников» №2 2008 г.

5.      Дж.Стил, К. Мередис, Ч.Темпл «Чтение, письмо и дискуссия в каждом учебном предмете» №3. Проект-Чтение и письмо для развития критического мышления.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рекомендации для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ математика по теме " Решение неравенств""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Юрист

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ВведениеПодготовка учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ должна носить системный характер, позволяющий в итоге создать у учащихся целостную картину знаний по элементарной математике. К такому выводу приходят учителя математики, которые сталкиваются с этой проблемой.Данная разработка представляет собой рекомендации по решению неравенств, что поможет подготовиться учащимся к сдаче ЕГЭ как базового уровня, так и для профильного уровня. В методических рекомендациях помещены решения неравенств с параметром, показаны графическое решение неравенств. Материал соответствует требованиям государственного общеобразовательного стандарта и может использоваться учениками и учителями, работающим по любым учебным программам.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 916 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.08.2020 281
    • DOCX 249.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Королева Людмила Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Королева Людмила Викторовна
    Королева Людмила Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 114636
    • Всего материалов: 255

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Применение математических знаний в повседневной жизни

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Курс повышения квалификации

Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 415 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика и информатика")

Учитель математики и информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 225 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека

Мини-курс

Преодоление депрессии: путь к психологическому благополучию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека