Использование регионального компонента на
уроках математики
Цель
– формирование гражданских качеств личности посредством решения задач,
содержащих историко - краеведческую направленность и экологическую информацию.
Математика
…. Решение задач. На первый взгляд с краеведением нет ничего общего, но только
на первый. Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края.
Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в
которых говорится об их родном крае.
Использовать
задачи с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления, закрепления,
применение знаний и умений, проверки и контроля, так же на комбинированных
уроках. Элементы краеведения можно использовать на различных этапах урока.
К
работе по составлению задач с краеведческим содержанием необходимо привлекать
учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и
формированию гражданских качеств личности, воспитание любви к родному городу,
Ведь ребятам для составления задачи нужно будет подобрать материал,
систематизировать его, обработать данные. Сформировать у учащихся умение
составлять текстовые задачи – это значит научить их излагать и воспроизводить
структуру задачи. При составлении задач обогащаются знания учащихся,
приобретенные в учебном процессе. Решение краеведческих задач при обучении
математики не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того
или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. Составление задач
краеведческого содержания при обучении математике активизирует деятельность
школьников при использовании имеющихся знаний на практике.
Текстовые
задачи позволяют раскрыть вопросы о рациональном природопользовании,
восстановление и приумножение природных богатств.
Можно
использовать задачи, связанные с сезонными явлениями, различными видами спорта.
Изучение
краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, развития
личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному
человеку сохранять чистоту души, богатые национальные традиции родного края.
В
настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот
процесс сопровождается изменениями в теории и практике учебно- воспитательного
процесса. В этих условиях учителям необходимо ориентироваться в широком
спектре инновационных технологий, идей и актуальных направлений. Одним из таких
направлений является введение в учебный процесс национально – регионального
компонента. Национально -региональный компонент является частью федерального
государственного стандарта. Задачи, включенные в проект, формируют
сознательное отношение к близкому окружению, воспитывают патриота родного края.
Я
поставила перед собой задачу актуализации практической значимости
математических знаний, развития у школьников нравственных представлений о
природе математики, месте математики в системе наук и роли математического
моделирования в научном познании и практике, воспитание бережливого хозяина
своей страны. Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать
теоретические знания и умения, способствует активизации познавательной
потребности детей. Решение заданий и задач, включающих данные краеведческого
характера, способствуют развитию творческого, логического, критического
мышления и эрудиции, умение классифицировать, обобщать, расширяет кругозор.
Приведу
пример использования на уроках математики материалов, которые способствуют
внимательному, бережному и ответственному отношению к народным обычаям
местности в которой мы живем.
Решите
задачи:
1)
На Ставрополье 1 см почвы образуется за
200 лет. За какое время образуется слой почвы в 50 см?
Дополнительный
познавательный материал.
«А знаете ли вы?»
Ставрополь был основан в
1777году. Определите, какой высоты слой почвы образовался в Ставрополе со
времени его основания?
2)Самый
маленький хищник Ставрополья – это ласка. Она за год уничтожает 2000 мышей.
Сколько мышей уничтожит семья ласки, состоящая из 7 зверьков?
Дополнительный
познавательный материал.
«А знаете ли вы?»
Ласка хищный зверь, она
охотиться ночью, ДНЕМ РЕДКО ВЫХОДИТ ИЗ НОРЫ. Уничтожая за год 2000 мышей, она
тем самым спасает 40 тонн зерна, которые могли быть уничтожены мышами.
3)Площадь
Сенгелеевского водохранилища 42 квадратных километра, а Чограйского на 158
квадратных километров больше. Чему равны площади двух водохранилищ?
Дополнительный
познавательный материал.
«А знаете ли вы?»
Сенгелеевское
водохранилище является основным источником питьевой воды Ставропольского края.
Сколько населенных пунктов пользуется этой водой?
4)Через
пункты A(x1; y1), B(x2; y2)
проходит прямолинейный участок шоссе. Размеры участков в десятках километров. В
пункте C открыто газовое месторождение, от которого нужно провести кратчайшую
дорогу к шоссе. Вычислите координаты точки D, в которой дорога должна
соединиться с шоссе. Какова длина этой дороги? Составьте уравнение шоссе и
уравнение дороги.
Дополнительный
познавательный материал.
«А знаете ли вы?»
В Ставропольском крае
находятся крупнейшие газовые месторождения. Какими приборами определяют, где
находятся эти месторождения?
5) В течение года з-д «Автоприцепов» дважды увеличивало
выпуск продукции на одно и то же число процентов. Найдите это число, если
известно, что в начале года предприятие ежемесячно выпускало 600 изделий, а в
конце года стал выпускать ежемесячно 726 изделий.
В заключении хотелось бы отметить, что прежде чем
воспитывать на уроках математики патриота, нужно для начала заинтересовать
самим предметом, чтобы его изучали не с одной лишь целью сдать ЕГЭ, а чтобы их
интерес к математике был настолько велик, чтобы они могли делать различные
научные открытия в этой области, а следовательно прославлять свою страну быть
патриотом Родины.
Список
литературы
1. «Концепция
духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Данилюк А.Я.; Кондаков А.М.; Тишков В.А. – М. Просвещение 2011 год.
2. «Развитие
критического мышления на уроке» пособие для учителей общеобразовательных
учреждений. – М. Просвещение 2013 год.
3.
Журнал «Математика в школе» 2015 год.
4.
Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования: методические указания/
Министерство образования и науки Российской федерации.- М Просвещение 2014 год.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.