Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Региональная открытая научно-практическая конференция, посвященная женщинам Курского края, «ПРИЗНАНА, ЛЮБИМА, ХРАНИМА КУРСКОЙ ЗЕМЛЕЙ» ФОРМА РАБОТЫ: сочинение НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: «Лидия Черных. Путь к славе»

Региональная открытая научно-практическая конференция, посвященная женщинам Курского края, «ПРИЗНАНА, ЛЮБИМА, ХРАНИМА КУРСКОЙ ЗЕМЛЕЙ» ФОРМА РАБОТЫ: сочинение НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: «Лидия Черных. Путь к славе»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Введенская основная общеобразовательная школа»



XII МЕЖДУНАРОДНЫЕ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАМЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ


«Христианские ценности в изменяющемся мире: проблема выбора»


Региональная открытая научно-практическая конференция, посвященная женщинам Курского края,

«ПРИЗНАНА, ЛЮБИМА, ХРАНИМА КУРСКОЙ ЗЕМЛЕЙ»


ФОРМА РАБОТЫ: сочинение

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ:

«Лидия Черных. Путь к славе»



Выполнила:

учащаяся 8 класса

МКОУ «Введенская ООШ»

Каськова Александра


Руководитель:

Давыдова Татьяна Васильевна,

учитель русского языка







с. Введенка

2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................................3

Глава 1. «Колокольчик»............................................................................................4

Глава 2. В лучах славы.............................................................................................6

Глава 3. «Другая» Лидия Черных..........................................................................12

Заключение..............................................................................................................13

Список используемой литературы........................................................................14

























Введение

Вы любите петь? Когда я была совсем еще маленькой, часто пела песни из мультфильмов и художественных фильмов. Начав учиться в школе, на любом празднике стремилась петь. Ощущая микрофон в руке, я считала себя счастливейшим человеком на Земле. Мне хотелось петь, петь и петь…

Однажды бабушка спросила:

- Артисткой хочешь стать?

И рассказала мне о своей ровеснице из соседнего села, которая точно так же, как и я, с детства обожала петь. И была она, как и я, из простой многодетной семьи. Одна лишь разница: та девочка всегда мечтала стать артисткой. Для меня пение – просто хобби.

Я с нетерпением выпалила свой вопрос:

- А ее мечта осуществилась?

- Да, - ответила бабушка.

Мне очень захотелось узнать, как девочка из российской глубинки смогла стать известной артисткой. Какие трудности ей пришлось преодолеть? Чего она добилась в жизни? Бабушка не знала всех подробностей, которые меня интересовали, но посоветовала обратиться к человеку, который наверняка сможет хоть что-то прояснить: к главе администрации МО «Тимский сельсовет» Черных Сергею Николаевичу. Он хорошо знает Лиду Черных ( так зовут ту самую девочку), когда-то, много лет назад, он жил с ней по соседству.

Любопытство взяло верх. Я решила взять интервью у Сергея Николаевича и постараться понять, благодаря чему (или кому) Лидия Алексеевна Черных стала заслуженной артисткой РСФСР (1986 г), народной артисткой России (1994 г).




Глава 1 «Колокольчик»

И вот я в кабинете главы администрации С. Н. Черных. Узнав о цели моего визита, удивился, но обрадовался: « Чем могу – помогу. Ведь я на девять лет моложе, да и столько лет прошло... Мало что помню».

К. А. : Сергей Николаевич, что Вы помните о родителях Лидии Черных?

С. Н. : Отец Алексей Михайлович был сапожником ( шил сапоги, тапки, сумки), играл на гармошке. Мать Анна Максимовна была колхозницей, хорошо пела.

К. А. : Сколько детей было в семье и какой по счету родилась Лидия?

С. Н.: В семье было пятеро детей. В то время такое количество детей не было редкостью. Скорее, было закономерностью. Лида была пятой, мать даже побаивалась ее рожать: 44 года было. Говорила, люди засмеют.

К. А.: Расскажите, в селе догадывались, что девочка станет известной певицей?

С. Н. Родители над мечтой дочки «выйти в артистки» посмеивались. А жители села, услышав ее голос, с каким-то благоговением говорили : «Лида запела». На каждом сельском празднике всегда ждали ее звонкое исполнение, за что и прозвали «Колокольчиком».

К. А..: В каком возрасте Лидии Алексеевне пришлось уехать из дома? И как это произошло?

С.Н.: Тогда в деревне жилось очень трудно. После окончания 8 классов брат забрал ее в Ригу, там – школа рабочей молодежи, участие в художественной самодеятельности. Там случайно встретила своего первого педагога по вокалу, бывшую примадонну Рижской оперетты Е. П. Томгорову. А потом училась в консерватории в Москве.

К. А. : А какие песни были в ее детском репертуаре?

С. Н.: Разные. Много народных, песни Людмилы Зыкиной ( это была ее любимая певица)

К. А.: А сейчас она тоже исполняет народные песни?

С. Н.: Ну что ты!( Смеется) В ее репертуаре оперная и камерная музыка, романсы.

К. А.: А ее родители бывали на ее выступлениях?

С. Н.: Отец умер рано, когда Лиде было 15 лет. А мама однажды была на спектакле, назвала дочь «богиней»

К. А..: А она приезжает в родные места, где прошло ее детство?

С. Н.: Да, довольно часто. У нее и родственники здесь есть. Двоюродный брат живет в с.1-е Выгорное.

К. А.: А когда Лидия Алексеевна была последний раз?

С.Н.: В 2014-м. Тогда же подарила мне свой диск с автографом. Я приглашал ее к себе домой в гости. Моя жена тогда очень боялась этой встречи: «Такая знаменитость! Как мне себя вести?» Но общение прошло очень непринужденно, будто с близким человеком.


Тут Сергей Николаевич прервал наше интервью, сославшись на большой объем работы, но обещал предоставить более подробную и полную информацию ( заметки из газет, журналов); а я сидела, как завороженная, так интересно было слушать, будто сама прожила эти фрагменты жизни моей замечательной землячки. Я поняла, что не могу не изучить весь печатный материал о Лидии Черных. Это важно!









Глава 2. «В лучах славы»

Поступление в Московскую государственную консерваторию Черных не показалось особенно трудным: сразу после первого тура, несмотря на огромный конкурс, она была принята в класс прославленного профессора, в прошлом известной оперной певицы Д. Я. Пантофель - Нечецкой. Благодаря ее педагогическому мастерству, природному чутью на талант и тонкому художественному вкусу, голос Лидии Черных раскрылся во всех красках, обрел неповторимое звучание, наполнился жизнью, а исполнение приобрело осмысленность и виртуозность.

Дебют певицы, студентки 4 курса , на сцене Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в партии Татьяны из оперы Чайковского «Евгений Онегин» уже не просто привлек внимание специалистов – члены худсовета были поражены ее совершенно особым талантом, безусловным исполнительским мастерством и яркой сценической внешностью. Ее пригласили в стажерскую группу, оттуда перевели в основной состав театра. Сама Лидия Алексеевна говорит: «Самой главной из моих героинь – и это навсегда – остается Татьяна. Она пронесла меня по всей жизни. Ведь и впервые на театральной сцене я появилась именно в этой партии». Апофеоз Лидии Черных – Татьяна, которая по-прежнему остается такой же любящей, трепетной, юной…

«Чудом из России» назвал Л. А. Черных музыкальный обозреватель французской газеты «Фигаро» , восхищенный ее «необыкновенно красивым и сильным голосом». Немецкий критик «Швебице цайтунг», отмечая ее «благородный тембр» и «свободно льющееся ровное звучание» голоса русской певицы, не удержался от восторженной оценки: «Это сопрано самой высокой – золотой пробы!» Даже скупые на похвалы иностранным певцам итальянцы не избежали хвалебных эпитетов, назвав голос Лидии Черных «божественным даром». В ее памяти всегда живет такой момент: « Я пела Купаву. Опера шла в концертном исполнении. Вместе со мной, тогда еще юной певицей, в спектакле участвовали Ирина Архипова, Тамара Синявская, Юрий Мазурок, Александр Ведерников… Дирижировал Владимир Федосеев. В престижный парижский концертный зал «Плиель» публика собралась искушенная… Когда все закончилось, каждый из нас выходил на поклон. Подошла и моя очередь. И вдруг что-то дрогнуло. Я испугалась, подумала, что лопнул софит или обвалилась какая-то балка. Но оказалось, что это шквал оваций. Ирина Константиновна Архипова меня подтолкнула: « Иди. Это тебя вызывают». Буду умирать – не забуду этот звук».

Далее в этой главе я предлагаю вашему вниманию материал В. Модестова из книги «Звезды столичной сцены», который хорошо знаком с творчеством Лидии Алексеевны, был у нее в гостях:

«Первой самостоятельной театральной работой Лидии Черных стала роль темпераментной, страстной испанки Кармеллы в оперетте Ф. Зуппе «Донья Жуанита», которую Черных исполнила с блеском, продемонстрировав виртуозный вокал, сценическое обаяние, умение танцевать, двигаться и говорить. Последнее особенно важно для певцов, ибо они, по мнению Станиславского, «много теряют, не занимаясь художественным чтением. Музыка с неграмотным словом, с незвучным голосом – ужасна, и если в слове не звучит голос, то нет ни оперы, ни музыки».

Классическая оперетта – замечательная школа для певца. Она требует отличной вокальной и сценической подготовки, ведь исполнителю приходится петь, как в опере, танцевать, как в балете, играть, говорить и импровизировать, как на драматической сцене, одновременно он должен уметь слушать и слышать оркестр, своих партнеров, подчиняться руке дирижера. В. И. Немирович-Данченко постоянно подчеркивал, что для поддержания сценической формы «драматическим артистам необходимо выходить в водевилях, а оперным – в опереттах».

Встреча именно с Зуппе, мелодиям которого присуща гибкость и пластика, сыграла определенно положительную роль в творческой биографии Лидии Черных, стала серьезной подготовкой к заглавной партии в оперетте Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена», которая многие годы украшала афишу Музыкального театра и принесла певице заслуженный успех. Эту роль в спектакле, поставленном когда-то самим В. И. Немировичем-Данченко, Черных готовила вместе с первой исполнительницей партии Елены в этой постановке – Н. Ф. Кемарской. Буквально с первых нот арии : « Меня объял восторг счастливый, когда он мне в глаза смотрел, как я спасла свою стыдливость от огненных любовных стрел…» - зал замирал, вслушиваясь в каждый звук божественного голоса певицы. Если добавить к этому превосходные внешние данные исполнительницы, перед нами предстанет Елена, которую современники назвали Прекрасной.

В репертуаре певицы более тридцати ведущих партий: Татьяна из «Евгения Онегина», Лиза из «Пиковой дамы», Земфира («Алеко»), Бианка («Укрощение строптивой»), Купава («Снегурочка»), Горислава («Руслан и Людмила»), Дездемона («Отелло»), Наташа Ростова («Война и мир»), Виолетта («Травиата») и др. она подготовила и спела сольные концертные программы из произведений П. Чайковского, Дж. Верди, Дж. Пуччини, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, С. Прокофьева, И. Штрауса, Ф. Легара, И. Кальмана. Каждая новая театральная работа певицы – событие в музыкальной жизни Москвы, бесценный подарок любителям оперного искусства. Но не только театром живет народная артистка России, ее уникальный талант востребован на самых престижных российских и зарубежных сценах ( в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, городах Италии, Германии, США, Франции, Японии, Югославии…) На радио, телевидении ею записано множество программ оперной и камерной музыки, в их числе передача, вошедшая в «Золотой фонд» телерадиовещания; записана пластинка романсов Римского-Корсакова и компакт-диск труднейших для исполнения романсов Н. Метнера на стихи А. Пушкина и Ф. Тютчева, который Лидия Черных подготовила вместе с концертмейстером Л. А. Орфеновой .

- Меня очаровали глубокие, тонкие, лирические стихи великих поэтов и очень пронзительная философская музыка Николая Метнера, - объясняет свой выбор певица. – Мне так легли эти романсы на душу, что я сразу поняла: это мое.

Широкий диапазон природных вокальных возможностей и хорошая профессиональная подготовка позволяют Лидии Черных уверенно овладевать стилями самых разных композиторов. Но особенно близка ей та музыка, которая дает возможность раскрывать лиризм, душевную щедрость, жертвенность оперных героинь, когда их чувствами пронизана вся музыкальная ткань произведения ( Татьяна из «Евгения Онегина», Иоланта из одноименной оперы, Земфира из «Алеко», Мими из «Богемы», Лида из «Битвы при Леньяно», Купава из «Снегурочки», Наташа Ростова из «Войны и мира», Виолетта из «Травиаты», Дездемона из «Отелло»). Именно о таких оперных персонажах писал П. И. Чайковский в письме С. И. Танееву: «Я всегда старался выбирать сюжеты, в коих действуют настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я». Вот и черных поет только ту музыку, которая созвучна ее душе. В раскрытии сложного духовного мира своих героинь Лидия черных проявляет необычайную психологическую проницательность и глубину понимания человеческих характеров («Я живу не страстями, а душой, проживаю жизнь своих героинь сердцем»).

В «Иоланте», одном из прекраснейших образцов светлой жизнеутверждающей лирики Чайковского, певица видит основную сквозную линию своей партии в непрерывно нарастающем стремлении к свету и радости. Интонационно точно, с вдохновенным лиризмом передает она поэзию чистой девичьей души, красоту и силу чувства любви и верности. Весь облик Черных – Иоланты – роскошные светлые волосы, ниспадающие волны прозрачного шелкового платья, осторожные движения и жесты незрячего человека – исполнен беззащитной красоты, внутренней поэзии и какой-то неземной одухотворенности, а божественный голос благородного тембра и ровного звучания, свободно льющийся и парящий над оркестром, возвышает души слушателей, заставляя учащенно биться их открытые свету сердца.

Столь же влюбленной, нежной и доверчивой видим мы Черных – Дездемону в «Отелло» Дж. Верди, одном из самых совершенных воплощений шекспировской темы на оперной сцене. И здесь Лидии Черных удалось с большой силой раскрыть душевную трагедию своей героини, трагедию двух любящих сердец. Опера исполняется на итальянском языке. Но слушатели будто не замечают этого. Настоящей музыке не нужен перевод. Слушая Черных, убеждаешься, сколько в ее голосе чисто звуковой красоты.

Но что представляет характернейшую особенность ее уникального голоса, что возвышает его над другими не менее ценными по вокальному материалу голосами, так это его внутренняя гибкость, проникновенность. Готовясь к роли Дездемоны, певица не раз перечитала Шекспира, прослушала записи этой партии в исполнении Ренаты Тебальди, Кати Ричарелли, других прославленных звезд, но не для того, чтобы подражать им, а для создания собственного вокально-драматического образа. «Возможно, это покажется странным, - замечает Лидия Черных, - но итальянка Дездемона для меня во многом похожа на пушкинскую Татьяну Ларину. Проявление чувств может быть разным, но сами чувства остаются теми же».

Необыкновенно точно найдены певицей вокальные и драматические краски при создании образа Виолетты в «Травиате» Дж. Верди, написанной композитором простейшими музыкальными средствами, в мягких акварельных полутонах. Все внимание сосредоточено на внутреннем мире героини и ее трагическом конфликте с окружающей средой. Арии и дуэты Виолетты проникнуты истинным пониманием стиля музыки «великого итальянца». Здесь и тонкость нюансировки, и легкий, как дуновение ветра, звук, и интонационная выразительность. Виолетта в исполнении Черных живая, эмоциональная, а само звучание голоса певицы теплое, земное, что так необходимо и чего порой недостает многим исполнительницам этой партии.»

Ныне Лидия Алексеевна – незаурядный педагог, доцент Академического музыкального училища при Московской консерватории им. П. И. Чайковского, также преподает сольное пение в Московском государственном университете культуры. Научить петь других – это сложно. Среди ее учениц есть лауреаты престижных конкурсов, лучшие поют на оперной сцене, в том числе и в Большом театре ( Екатерина Василенко). Лидия Черных гордится ими, стремится передать ученицам полученный от своих педагогов и приобретенный на столичной и европейской сценах опыт. Щедро делится она самыми заветными тайнами своей удивительной профессии, где «чуть-чуть» означает порой «все». Вот ее воспоминания: «Ужасно волновалась во время экзамена моей первой выпускницы – сильнее, чем если бы пела сама. Надеюсь, что творчество моих учениц, которым я дала путевку в жизнь, сложится удачно, и они вспомнят меня добрым словом».














Глава 3. «Другая» Лидия Черных

Думаю, что не ошибусь, сказав такую фразу: жизнь Лидии Черных – это музыка и сцена. А есть ли у этой женщины какие-нибудь увлечения, интересы, наконец, семья?

Корреспонденты районной газеты «Слово хлебороба» , беседуя с нашей землячкой, узнали ее с другой стороны . Она обожает читать классические романы и русскую поэзию. В свободное время старается бывать на выставках, в музеях, ходить в драматический театр или слушать в концертном зале хорошую музыку.

Лидия Алексеевна прекрасная жена и заботливая мама. Ее муж – контрабасист, играет в Государственном симфоническом оркестре; сын Андрей – виолончелист. В небольшой двухкомнатной квартире Лидии для занятий остается только кухня. Но она не сетует, напротив, относится к этому с юмором:

- Это мой кабинет. Здесь распеваюсь, здесь и готовлю. Мои мужчины особенно привечают разнообразные пироги – с капустой, грибами, картошкой, рыбой, яблоками.

Оказывается, у Лидии и душа тоже необыкновенная, словно излучает какой-то особый свет. Это, наверное, потому, что свою жизнь она подчиняет такому правилу: «Чем сложнее, тем больше желание преодолеть. Это во всем, что я делаю». Невольно вспоминаются слова Л. Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». А моя героиня по-настоящему счастлива. И в своем кабинете-кухне, и в огромном доме под названием Россия. Она с уверенностью заявляет: «Гастроли – да, пожалуйста, с удовольствием… но навсегда покинуть Россию и приезжать сюда в качестве гостя? Нет, это не по мне».




Заключение

Я приступаю к заключительной странице моей работы. Время подвести итоги…

Во-первых, я получила огромное наслаждение и будто сама стала выше и лучше. Во-вторых, в моей душе появилось какое-то особенное чувство. Оно сродни радости. В-третьих, наша страна тоже особенная, если в ней живут такие замечательные люди! Теперь я могу сказать, почему простая сельская девчонка стала знаменитостью. Талант, труд и тайна – три «Т», создающие, по мнению А. А. Ахматовой, великого художника. Самобытный дар нашей землячки Лидии Черных, ее чудесный голос, звучавший во многих концертных залах, стяжал славу и восторженные отклики по всему миру. Кажется, этому голосу ничего не стоит свободно парить даже над полновесным звучанием оркестра. И можно лишь догадываться о том, какой здесь вложен титанический труд, сколько жизни отдано каждому звуку… А вот тайну ее завораживающего артистического обаяния, необыкновенного тембра голоса, ее явления на сцене, не терпящего ни единой фальшивой ноты, – эту тайну нам, слушателям и зрителям , суждено разгадывать всякий раз заново – чтобы никогда не разгадать до конца.

Лидия Черных приезжает и на свою малую родину, охотно встречается с тимчанами, а они гордятся ею. В Тимском краеведческом музее, в районной библиотеке, в здании сельского клуба в селе 1-е Выгорное оформлены стенды и уголки, посвященные жизни и творчеству Лидии Алексеевны Черных. И я очень хотела бы, чтобы и в Курске состоялись ее выступления. Считаю несправедливым, что этого до сих пор не произошло.






Список использованной литературы

  1. Б.М. Покровский. Звезды столичной сцены / под ред. Б. М. Покровского. – М.: АСТ-пресс книга, 2002 г.

  2. Г. Окорокова. Дочери соловьиного края: Век 20 / под ред. Г. Окороковой. – Курск.: Курская областная общественная организация Союза женщин России - 2008 г.

  3. И. Вербова. Звездное соло Лидии Черных / И.Вербова// Сударушка — 1996 г., №10

4. Н. Лагина. Главная тема – любовь/ Н.Лагина// Москвичка - 1994 г., №3

  1. Н. Жидких. Звезда столичной сцены/ Н.Жидких// Слово Хлебороба - 2009 г., №62

  2. В. Филимонов. Из семьи сапожника в народные артистки/ В.Филимонов// Земля и дело - 2012г., №23




  • Русский язык и литература
Описание:

Вы любите петь? Когда я была совсем еще маленькой, часто пела песни из мультфильмов и художественных фильмов. Начав учиться в школе, на любом празднике стремилась петь. Ощущая микрофон в руке, я считала себя счастливейшим человеком на Земле. Мне хотелось петь, петь и петь…

Однажды бабушка спросила:

- Артисткой хочешь стать?

И рассказала мне о своей ровеснице из соседнего села, которая точно так же, как и я, с детства обожала петь. И была она, как и я, из простой многодетной семьи. Одна лишь разница: та девочка всегда мечтала стать артисткой. Для меня пение – просто хобби.

Я с нетерпением выпалила свой вопрос:

- А ее мечта осуществилась?

- Да, - ответила бабушка.

Мне очень захотелось узнать, как девочка из российской глубинки смогла стать известной артисткой. Какие трудности ей пришлось преодолеть? Чего она добилась в жизни? Бабушка не знала всех подробностей, которые меня интересовали, но посоветовала обратиться к человеку, который наверняка сможет хоть что-то прояснить: к главе администрации МО «Тимский сельсовет» Черных Сергею Николаевичу. Он хорошо знает Лиду Черных ( так зовут ту самую девочку), когда-то, много лет назад, он жил с ней по соседству.

Любопытство взяло верх. Я решила взять интервью у Сергея Николаевича и постараться понять, благодаря чему (или кому) Лидия Алексеевна Черных стала заслуженной артисткой РСФСР (1986 г), народной артисткой России (1994 г).

Автор Давыдова Татьяна Васильевна
Дата добавления 29.01.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 727
Номер материала MA-069839
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы