Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности.

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Злынковская основная общеобразовательная школа №2.







Реферат

по теме:

Рефлексия.

Алгоритм рефлексивной деятельности.









Подготовила учитель математики и физики

Коваленко Алла Петровна.











2017год

Содержание.

Содержание _____________________________________с. 2

Введение________________________________________ с.3

Классификация и методы рефлексии______________c.4

Средства развития рефлексии_____________________с.9

Способы  развития  рефлексии____________________с.10

Шаги обучения рефлексии_______________________с. 10

Описание рефлексии в литературе_____________с.11

Заключение_________________________________с.14

Список литературы__________________________с.15





















Введение.

С переходом на новые образовательные стандарты достаточно актуальным стал вопрос проведения рефлексии на уроке. Многие педагоги не придают особого значения этому этапу занятия, некоторые относятся к его проведению чисто формально: раз требуется, значит, будем проводить.

Рефлексия, что это означает? К кому применимо это слова к учителю или ученику? На каком этапе урока это применимо?

Цель моей работы отобразить ответить на эти вопросы.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад)– анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия возможна на любом этапе урока, а не только в конце урока. Учебной рефлексии может подвергаться: 


  1. Настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации. Она целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися.

  2. Деятельность обучающихся, что дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом. Этот вид рефлексивной деятельности проводится на этапе проверки домашнего задания. 

  3. Содержание учебного материала. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.



Рефлексивной деятельности необходимо обучать. Техника рефлексивной работы включает приёмы рефлексивного выхода, т.е. такого поворота сознания, в результате которого человек видит себя и свою ситуацию извне, с позиции наблюдателя, исследователя.

Цель рефлексии - не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Эту цель долженен учитель ставить перед собой и перед ученикими.

Рефлексия на уроке - это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Классификация и методы рефлексии.

Существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию, учителю удобнее в план урока включать этап рефлексию .

Классификация рефлексии.

  1. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.).

Пример1.

- Сфетофор. У ребят на партах в конвертах лежат карточки. По просьбе учителя учащиеся поднимают карточку соответствующего цвета.

hello_html_m649b81f4.png

- Поднимите зеленую, если вы всё поняли.

- Желтую, если есть небольшие недочеты и есть над чем работать.

- Красную, если не совсем разобрались в теме.

Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.

Пример 1.

Выскажи своё мнение об уроке фразой начинающейся словами с экрана:



  • я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • занятия дали мне для жизни…

  • мне захотелось…



Пример 2.

Подошел к концу наш урок. И мне хотелось бы, чтобы вы ответили на следующие вопросы:

  1. Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты?

  2. За что вы можете себя похвалить?

  3. За что вы можете похвалить одноклассников?

  4. Понравилась ли вам такая форма урока?

  5. Сможете ли вы самостоятельно продолжить работу по освоению любого из графических редакторов?


Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

  1. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

Пример 1.

Рюкзак. Прием рефлексии этого вида , используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

  1. По типу урока: после усвоения ЗУН, промежуточная, контрольная итоговая.

  2. По цели: эмоциональная, рефлексия деятельности, рефлексия содержания материала

Эмоциональная - она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. 

Пример 1.

- Солнышко. На доске изображается круг от солнца, а у ребят имеются лучи и облака. Подходя к солнышку, они должны прикрепить лучи, если урок им понравился, и закрыть его тучкой, если ничего полезного для себя они из него не извлекли.

Рефлексия деятельности – это вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Пример1.

- Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.


Пример2.

- Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

hello_html_m7387492a.pnghello_html_28e99ea9.pnghello_html_m35f2c151.pnghello_html_m47e3e30c.png

Пример3.

- Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

Рефлексия содержания материала – этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Пример 1.

- Графическая: «Плюс-минус- интересно» на доске таблица со знаками

hello_html_68a02775.jpg

Пример 2.


- Анкета. Учащимся предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

hello_html_63dfb61a.jpg









В педагогической литературе выделены следующие средства развития рефлексии в процессе учебной деятельности:

  • Организация специального взаимодействия с учащимся для открытия смысла и мотивационной значимости рефлексии, выработка осознанного желания сосредоточить внимание на процессе и результатах мыслительной деятельности.

  • Усвоение комплекса методологических знаний: о структуре деятельности, типах научного мышления, логических принципах, лежащих в основе научного знания, логике доказательств и объяснений. Система внешних требований к организации деятельности.

  • Включение учащихся в диалоги, диспуты, противоречивые ситуации, диалоговый режим, метод беседы, переход в позицию новой деятельности через моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности, постановка обучаемого в роль обучающего. Совмещение анализа предметного содержания деятельности с анализом собственных способов деятельности (знаково-символические, структурно-логические схемы, обобщающие таблицы для структурирования больших разделов изученного материала)

  • Замена системы отметок, системой критериев, формулировка экзаменационных вопросов, ориентирующих не на воспроизведение готового, а на поиск решения поставленной задачи. Экзамен как практическая деятельность специалиста, комплекс основных действий, входящих в будущую специальность.

  • Игровое обучение (организационно - развивающие игры), групповая работа ( обмен знаниями, навыки межличностного взаимодействия), имитация профессиональной деятельности, решение учебно-производственных задач.

  • Диалоговые формы работы, задания на осознание следующих целей развития, постановка целей саморазвития, побуждение к выражению действий в слове.

При решении задач на уроках можно   выделить  следующие  способы  развития  рефлексии : 

1)  установление  совместно  с  учащимися  факта:  к  одному  или  к  разным  типам  принадлежат  задачи; 

2)  определение  сходства  и  различия  в  способах  решения  задач;

  3)  анализ  особенностей  условий  задач; 

4)  составление  задач,  принадлежащих  (не  принадлежащих)  к  одному  типу.

Рефлексию на урока нужно применять , но чтобы был быстрый и положительный результат надо учитывать:

  • Возраст ребят и состав класса.

  • Особенности конкретного предмета и тему урока.

  • Целесообразность проведения рефлексии на определенном этапе урока.

  • Очень важно, чтобы рефлексия в конце урока проводилась не формально, а давала свои ощутимые результаты.

Чтобы дети свободно могли участвовать в рефлексии, этому необходимо обучать, уже начиная с первых классов. Процесс обучения можно разделить на несколько шагов:

1 шаг - умение анализировать свое настроение.

2 шаг - проводить анализ своих достижений.

3 шаг - научить детей анализировать работу своих одноклассников.

4 шаг - обучение анализа работы всего класса









Описание рефлексии в литературе.


Понятие «рефлексия» всегда привлекало внимание мыслителей со времен античной философии. Аристотель определял рефлексию как «мышление, направленное на мышление».

Английский философ Дж. Локк считал, что рефлексия это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность».

Понятие рефлексии развивалось и внутри европейской философии. В философском словаре различают три вида рефлексии

элементарная (рефлексия поступков),

научная (рефлексия методов получения научного знания) и

философская (осмысление предельных отношений мышления и бытия и в целом человеческой культуры).

Согласно Пьер Тейяру де Шардену, рефлексия – то, что отличает человека от животных, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но еще и знать о своем знании».

Эрнст Кассиреру считал что рефлексия заключается в «способности выделять из всего нерасчлененного потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировать их, сосредоточить на них внимание».

В психологической науке накоплен определенный опыт изучения рефлексии и ее компонентов в учебной деятельности. При этом исследователи отмечают многочисленные проблемы развития данной способности, начиная с младшего школьного возраста.

А.В. Хуторский в своих работах описывается алгоритмы рефлексии как целостного акта, учитывая методику организация рефлексии при обучении, этапы ее становления в учебной деятельности. Выделяются такие этапы организации рефлексии в обучении:

1. Остановка предметной деятельности. Эта деятельность должна быть завершена или прекращена.

2. Восстановление последовательности выполненных действий.

3. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения её эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам. Параметры для анализа рефлексивного материала выбираются из предложенных учителем или определяются обучаемыми на основе своих целей.

4. Выявление и формирование результатов рефлексии. Таких результатов может быть выявлено несколько видов: предметная продукция деятельности - идеи, предложения, закономерности, ответы на вопросы; способы, которые исследовались или создавались в ходе деятельности; гипотезы по отношению к будущей деятельности.

5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

О.С. Анисимов в своих работах выделяют следующий алгоритм рефлексивной деятельности:

- анализ деятельности;

- критика предшествующей деятельности на основе анализа;

- поиск новой нормы деятельности.

В.В.  Котенко  определяет  рефлексивную  деятельность  как  «особый  вид  аналитической  деятельности  учащихся,  которая  направлена  на  осмысление  и  переосмысление  ими  тех  или  иных  содержаний  своего  индивидуального  сознания  и  обеспечивает  им  успешное  осуществление  учебной  деятельности».

Структура  рефлексивной  деятельности  удачно  представлена  в  диссертационном  исследовании  Г.Д.  Тонких: 

1)  постановка  рефлексивной  задачи; 

2)  диалогичность  в  обучении  (внутренняя  и  внешняя);

  3)  формирование  рефлексивной  позиции.

Анализ  учебно-методической  литературы  с  одной  стороны  позволяет  выделить  основные  этапы  организации  рефлексивной  деятельности,  с  другой  стороны  показал,  что  на  сегодняшний  день  остается  малоразработанным  вопрос  об  алгоритме  рефлексивной  учебной  деятельности  при  обучении  физике,  в  котором  бы  отслеживались  все  психолого-педагогические  аспекты  данного  процесса.  Этот  факт  в  значительной  мере  затрудняет  осуществление  рефлексии  в  учебном  процессе,  так  как  обучаемые  не  осознают  важность  последовательности  выполнения  всех  этапов  рефлексивной  деятельности  и  механизма  их  реализации.  Поэтому  может  быть  предложен  следующий  алгоритм  рефлексивной  учебной  деятельности:

1.         Осознание  учащимся  невозможности  выполнения  задания  после  апробирования  известных  ему  алгоритмов  учебных  действий.

2.         Остановка  учебной  деятельности.

3.         Восстановление  учащимся  последовательности  выполненных  им  учебных  действий  при  выполнении  задания.

4.         Анализ  учащимся  последовательности  выполненных  им  учебных  действий  при  выполнении  задания  (поиск  учеником  затруднения  в  учебных  действиях;  анализ  причин  и  факторов  возникновения  затруднений;  критика  предшествующей  деятельности  на  основе  анализа).

5.         Сопоставление  учащимся  своих  учебных  действий  (полученных  результатов)  с  задаваемыми  ему  преподавателем  нормативными  рамками  деятельности;  с  собственными  ценностями,  целями,  задачами  и  возможностями. 

6.         Осмысление  учащимся  затруднения,  возникшего  в  процессе  выполнения  учебного  задания.

7.         Определение  эффективности  каждого  из  этапов  дорефлексивной  учебной  деятельности  по  выполнению  задания.

8.         Выявление  и  формирование  предполагаемых  результатов  рефлексии,  представленных  в  виде  алгоритма  действий,  приводящих  к  выполнению  учебного  задания,  в  которых  акцент  делается  не  на  содержание,  а  на  способы  креативной  и  исследовательской  деятельности  обучающегося.

9.         Проверка  найденного  алгоритма  на  практике  в  последующей  учебной  деятельности.

Заключение.

Такая  организация  учебной  деятельности  дает  возможность  побуждать  ученика  к  совершенствованию  знаний  и  умений,  активизировать  работу  учащихся,  повышать  мотивацию  и  заинтересованность  в  результатах  труда.
Рефлексия обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего. Чем более развиты рефлексивные способности, тем больше рефлексивных моделей (способов), тем больше возможностей для развития и саморазвития обретает личность.

Таким образом, рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Рефлексия важна не только в деятельности учащегося но и учителя. Каждый учитель должен отвечать на следующие рефлексивные вопросы до и после проведения очередного планового урока: « Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достигла? Можно ли сделать лучше? Что я буду делать дальше?». Пока педагог задает себе эти вопросы – он развивается.

Список литературы

 Слободчиков В.И, Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов-М.: Школа-Пресс, 1995.

  1. Брантова, З.М. Алгоритм рефлексивной деятельности на уроках математики [Электронный ресурс] - www.rspu.edu.ru.

 Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2001.

  1. Винярская О.А. Развитие личности учащегося на уроках иностранного языка». Журнал «Учитель.ru». – 2001.

  2. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей. – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2005. – 246 с.

  1. Росина, Н Л Условия и средства развития способности к рефлексии при подготовке к профессиональной деятельности [Электронный ресурс]. http://bibliofond.ru

www.school-1.ru/articles/obuchenie_refleksii_kak_sposob.htm

www.khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

www.iro.yar.ru/…/katsch/kat8.htm 

pedsovet.org/…/link_id,3079/Itemid,118/





  • Другое
Автор Коваленко Алла Петровна
Дата добавления 16.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1791
Номер материала MA-073708
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»