Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
(Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка»).
В
современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее
результатов.
Рефлексия
помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели
дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Рефлексия
способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в
XXI в. , чтобы не чувствовать себя изгоем.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт
свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру
активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы
стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию
и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно
решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях
более эффективно
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это
принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по
итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы,
учебной четверти, года и т. п.
При
выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и
трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и
психологические особенности обучающихся.
Приемы организации рефлексии на уроке:
1. Рефлексия настроения и
эмоционального состояния
1. «Смайлики.
» Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц:
веселого, грустного, нейтрального.
2.
Использование различных изображений:
«Букет
настроения». В начале урока учащимся раздаются
бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока
учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое,
то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
«Дерево
чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево
яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
3. «
Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает
ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если
хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
2. Рефлексия деятельности
Рефлексия, построенная по принципу незаконченного
предложения.
В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или
письменно закончить следующие предложения.
Варианты:
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я
разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…" и т. п.
"Каким было общение на уроке?.
- занимательным
- познавательным
- интересным
- игровым
- необычным
- скучным
- радостным
- дружелюбным
Как вариант школьникам предлагается
небольшая анкета, заполнение которой можно менять, дополнять в зависимости
от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить
обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
|
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
|
3. Рефлексия содержания
учебного предмета
1. «Поезд».
На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся
личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых
обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот
вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно
выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое
показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению
ученика
2. «Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все
листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются
мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают
анонимно.
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап – анализ своего настроения
- анализ своих успехов
2 этап – анализ работы одноклассников
3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.
Таким образом, эти этапы урока – это совместная
деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный
процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Современный урок открывает перед педагогом широкую возможность
проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока
формируется у школьника способность быть счастливым.
Безусловно, рефлексия является обязательным условием
саморазвития не только ученика, но и учителя.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.