- 02.10.2020
- 865
- 14
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рефлексивный отчет
Тема : «Эффективность использование ИКТ в обучения школьников»
была выбрана в связи с тем, что сегодня учитель, не владеющий новыми подходами в преподавании и обучении, современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ, неинтересен ученику, отстает от него, а значит, тормозит его развитие.
Дети очень быстро адаптируются к техническим новинкам, компьютерным технологиям. Казахстанские школы оснащаются современным оборудованием, мультимедийными комплексами, интерактивными досками, имеют выход в интернет. «ИКТ является действенным инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяющим им облегчить объяснение и обеспечить понимание учениками научных понятий. Следовательно, крайне важно, чтобы учителя тщательно обдумывали использование ИКТ на уроках и обучении» (Руководство для учителя, 2012, с. 261-262).
Занятие проводилось в средней школе №6 г. Актау. На занятии присутствовали 16 учителей разного возраста, имеющие стаж работы от 1 года до 30 лет. Пятеро из присутствовавших учителей прошли курсы повышения квалификации по применению ИКТ, поэтому они имеют определенные наработки и опыт в данном вопросе.
В школе практически каждый кабинет оснащен компьютером и интерактивными досками, имеется широкополосный интернет. Проблема состоит в том, что не все учителя умеют эффективно применять имеющееся оборудование на уроках. Чаще всего используют электронные презентации для демонстрации на уроках. А другие возможности ИКТ остаются невостребованными. Посещая уроки своих учителей, я замечала, что ИКТ используются не всегда эффективно. Иногда даже младшие ученики больше знают, и лучше, чем учитель, владеют навыками использования ИКТ. Это недопустимая ситуация в школе. Поэтому фокус нашего занятия направлен на использование учителями новых приемов ИКТ для улучшения процессов преподавания и обучения.
Готовясь проводить коучинг занятие, я взяла интервью у некоторых учеников школы 5- 11 классов. Все они единогласно говорят о том, что интереснее, когда уроки проходят с использованием ИКТ, материал представлен наглядно, легче усваивается, запоминается. Нравится ученикам, когда контроль знаний проводится с помощью компьютерной программы - тестирования. В общем, дети считают, что для того, чтобы быть успешным в жизни, стать востребованным специалистом, - владение компьютерными технологиями необходимо современному школьнику.
Для меня эта тема также актуальна. Читая Руководство для учителя, я увидела много новых аспектов и приемов использования ИКТ, с которыми ранее не была знакома. Идеи, с которыми я познакомилась на курсах по Программе второго уровня, я хотела донести до сведения учителей нашей школы. «Способность учащихся к применению в реальных жизненных ситуациях возможностей ИКТ во многом зависит от эффективного преподавания и обучения в соответствующей области» (Руководство для учителя, 2012, с. 261-262).
Главная цель коучинга: научить учителей использовать новые приемы ИКТ в процессе преподавания и обучения.
Продумывая план проведения коучинг занятия, я определила ожидаемый результат: осознание учителями необходимости использования ИКТ на уроках; умение использовать новые приемы ИКТ в практике преподавания и обучения.
В качестве критерия успешности обучения учителей на данном занятии я выбрала рефлексию по методу «Ладошки».
Для того, чтобы взаимодействие учителей в ходе занятия было максимально эффективным, я посчитала необходимым провести психологический тренинг «Ладошки». Это был приятный момент, который способствовал созданию благоприятной, доверительной обстановки.
Для того, чтобы четко обозначить актуальность выбранной темы, я применила стратегию критического мышления «Мы и интернет», в ходе которого они должны были ответить на вопросы: когда использование ИКТ на уроках максимально эффективно и какие препятствия существуют к эффективному использованию ИКТ?
Для того, чтобы ознакомить учителей с основными идеями модуля «ИКТ», я предложила им информацию об областях знаний компетентного учителя: предметных, педагогических, технологических. (Руководство для учителя, 2012, с. 261-262). Обсудив прочитанное в группе, учителя составили кластер, « Дерево предсказания», « Фишбоун» отражающий основные аспекты каждой из областей знаний. Затем я им предложила обменяться мнениями между группами по методу «Зигзаг». Это был полезный обмен мнениями.
Затем мы сделали вывод о необходимости соединения всех областей знаний у компетентного учителя, так как «Учитель, который способен к реализации взаимосвязи между всеми тремя областями знаний, является профессионалом высокого уровня» (Мишра и Келер (2006)).
Следующее задание было направлено на то, чтобы в ходе самостоятельного прочтения и обсуждения прочитанного в группе, учителя определили, какие основные приемы ИКТ и как можно использовать на разных этапах урока. После обсуждения, используя полученную информацию, учителя обсудили в группе «Как использовать ИКТ на уроках». Спикеры групп выступили с защитой своей работы. Работали активно, постоянно обращались к источнику.
Выступление были содержательными. Учителя оценили значимость использования ИКТ в разных аспектах преподавания, изучили новые приемы ИКТ. После выступления спикеров, оценили своих работ по методике «Две звезды и одно пожелание». Учителя с большим интересом читали отзывы коллег об их работе.
В заключение занятия я предложила посмотреть видеоролик « интернет зависимость», « Азбука безопасности» соблюдать время и безопасность ИКТ. Это задание я использовала для того , чтобы учителя на практике могли соблюдать время и безопасность ИКТ, а также рассказывали детям. Когда я планировала занятие, я не была уверена в том, что мне удастся добиться активности учителей в группе, казалось, что самостоятельная работа с информацией и работа над оформлением работы вызовут затруднения. Но проведя занятия, я убедилась наоборот. Успешные моменты на коучинге, я могу назвать совместную работу учителей в группе, активное участие каждого в обсуждении проблемы и направленность на практические действия. Учителя готовы менять подходы к преподаванию и обучению.
Рефлексия по методу «Ладошки» показала, что учителя взяли много идей для практической реализации (разные приемы ИКТ на разных этапах урока в разных аспектах преподавания). Это было отражено в их заполнение рефлексии. К нерешенным проблемам отнесли отсутствие компьютера в классе.
В заключении я вернулись к «Ладошкам», на которых написали, что уходят с занятия с мыслью о том, что получили много новых знаний, которые смогут уже завтра применить в своей практике.
Не получилось, по моему мнению, на коучинге то, что время на выполнение заданий хватило , но учителя долго не могут сидеть, то есть торопили со временем. Очень долго учителя работают с информацией, вникают, обдумывают, обсуждают.
Это для них новый вид работы, который требует осмысления. Кроме того, первые рефлексивные заметки дались учителям с трудом, потому что навык рефлексии не сформирован. Эти моменты мне надо учесть, и включать в план проведения следующих коучингов.
Доказательствами обучения учителей на данном коучинге служат: фото- и видеоматериалы, кластеры об областях знаний компетентного учителя, фишбоун», « дерево предсказания» составленными учителями. Отзывы учителей о проведенном занятии, рефлексивные заметки.
На будущее при подготовке к коучинг занятию необходимо учесть неуспешные моменты на коучинге.
1. Четко ограничить временные рамки каждого этапа работы. Вырабатывать «чувство времени» у себя и у своих коллег.
2. Больше внимания надо уделить практической направленности занятия, формированию конкретных умений и навыков учителей.
3. Работать над собой, совершенствоваться, для того, чтобы быть успешным коучем.
Использованная литература:
1. Руководство для учителя, 2012 год
2. видеоролик « интервью учеников»
3. видеоролики « Мы и интернет», « аборигены- запросы детей», «мобильный телефон-табу», « азбука безопасности», « интернет зависимость» интернет ресурсы.
6 625 838 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Джуматова Айгуль Мадигалиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.