Инфоурок Музыка Другие методич. материалыРечевые игры и упражнения для обучающихся 1-4 классов

Речевые игры и упражнения для обучающихся 1-4 классов

Скачать материал

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Музыкально-педагогическая концепция Карла Орфа (схема)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ИМЕНА»

Лена, Катя, Миша, Вова и Иван
Забрались с ногами на диван.
Лёша и Петя, Натали и Глеб
Уплетают свежий белый хлеб.
Уплетают вместе белый хлеб.

Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне начинаю выразительно и ритмично декламировать текст. Затем предложить детям повторять текст по фразам, как эхо. При повторениях ревой игры предлагаю детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит.д. Когда текст будет выучен и произноситься детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т.д.

«РАБОТНИКИ»

Катя и Мишенька встали с утра
Сразу у них закипели дела:
Кошку помыть и постричь воротник,
Катя успела и брат озорник.

Данная модель позволяет детям почувствовать трёхдольную пульсацию. Начинаем с простого - тихих хлопков. На их фоне выразительно рассказываем историю про шалунов, чтобы дети поняли шуточный характер текста. Добавляем лёгкое покачивание вправо-влево на каждый такт. Затем выполняем лёгкие шаги по кругу, подчёркивая паузы двумя хлопками, не останавливая при этом движения. Можно двигаться змейкой, обходя поставленные стулья, кегли.

«КОЛОКОЛЬЦЫ»

Колокольцы-бубенцы раззвонились удальцы
Диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон

Для исполнения этой русской народной потешки желательно иметьмаленькие колокольчики, бубенчики. Потешку можно представить как игру: выбирают водящего, который сидит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку.

«МЫШКИ»

Вышли мышки как-то раз
Поглядеть который час:
Раз, два, три, четыре!
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон:
Бом, бом, бом, бом!
Убежали, убежали, убежали мышки вон!

Потешку можно разучивать сразу с движением как маленькую театрализованную сценку. Сюжет очень прост: мышки крадутся тёмной ночью к часам, останавливаясь и прислушиваясь к шорохам (шорохи можно изобразить бумагой, тканью, голосом и т.д.) Бесстрашные мышки смело дёрнули за гири… Ужас, который они пережили от громкого звона часов, вполне соответствует скорости, с которой они убегают с места происшествия… Проиграв эту сценку несколько раз со всей группой, включаем аккомпанемент. Для боя часов подойдут немузыкальные предметы: сковорода, крышка от кастрюли и т.д.

«РЁВА»

Не плачь, не плачь.
Куплю калач
Не вой, не вой,
Куплю другой
Не реви. Не реви,
Куплю сухари!

Модель даёт возможность разнообразно и плодотворно поработать над звучащими жестами. Каждую строфу лучше повторить дважды (вначале как эхо: педагог-дети) Дразнилка может разыгрываться по разным сценариям: плакса сидит в кругу и заливается горючими слезами. Предлагаю детям подобрать инструмент, который будет "плакать". Другой вариант: дети жалеют плачущего.

«ФОКУС-ПОКУС»

Фокус покус, трали-вали,
Едет мышь на самосвале
Ты чего же это, мышь,
Сверху вниз на нас глядишь?
Кыш! Кыш! Кыш!

Потешка может быть использована с детьми младшего возраста. Сюжет прост: мышка ездит внутри круга с рулём в руках и убегает, когда её пугают. Слова "Кыш!, "Кыш!" можно озвучить каким-нибудь инструментом, например бубном.

«ТУТТИ-ФРУТТИ РОНДО»

Фини, лимо, банакос,
Киви, персик, абрикос
Тутти-фрутти ти-ри-ти-ри-та, ти-ти!

Скажите детям, что они должны отгадать, какие фрукты спрятались в стихах. Для игры и движения можно использовать кегли или другие предметы.

САМОДЕЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ИГР

Малозначительное способно обрести ценность, если посмотреть на мир как на огромное художественное полотно. Музыка, как и всё вокруг нас, существует во времени и подчиняется его властным законам. Дать почувствовать музыку - это не значит рассказать и объяснить. Это значит, создать учебную ситуацию для восприятия музыки органами чувств: через тактильные и мышечные ощущения, слух, зрение. Телесные ощущения музыки являются абсолютно понятной и правильной информацией о ней для человека. Музыка понимается телом, его реакциями на звуки, а не рассудком. Музыкальная «мыследеятельность» как таковая противоестественна не только для дошкольников, но и для школьников младших классов. Говорить с детьми надо музыкой, а не о музыке, что принципиально разные вещи. Поэтому занятия с детьми необходимо строить исходя из принципа «обучение в действии». Действие всегда являлось единственно надёжной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна ещё древними китайцами, она проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (баночки от йогурта, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, металлические крышки, кухонные миски и т.д.) получают всё большее развитие.

Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскрёбывания, потряхивания предмета, постукивания по нему пальцами, ладошкой, различение звуков, любования ими - всё это необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Общение детей с примерными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Как играть? Прежде попробуйте сами поискать звук и способ извлечения. Учить способности удивляться можно тогда, когда поймаешь себя (взрослого человека) на изумлении. Привычное и встречающееся каждый день, попадающееся на глаза и под руки ежечасно, и именно оно вдруг изумляет! Свежесть звуков вызывает массу самых разнообразных ассоциаций. Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее!

 

ШУРШУНЧИКИ

Все послушайте, прошу. Шу-шу-шу.
Я Шуршунчиком шуршу. Шу-щу-шу.
Я с собой его ношу. Шу-шу-шу.
И шуршу, шуршу, шуршу. Шу-шу-шу.

 

Заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов, крупой, песком и т.д. полотняные мешочки, коробочки от киндер-сюрприза, железные баночки.

 

ВОЛШЕБНЫЕ НИТИ

Связки из бубенчиков, скорлупы орехов, фасоли, пуговиц. Гвозди, подвешенные к чайному ситечку и т.п.

 

ВОЛШЕБНЫЕ БАРАБАНЫ

 

Бьёт волшебный барабан: бан, бан, бан.
А волшебный барабум: бум,бум, бум
А волшебный барабух: бух, бух, бух.

Пластмассовый цветочный горшок или пластмассовая баночка, обтянутая фольгой, бумагой или тканью.

 

МИСТЕР БУМС И МИССИС БАМБОШКА

Коробки, наполненные крупой, песком, камешками, орехами.

 

НЕОБЫКНОВЕННЫЕ СТАКАНЧИКИ

Стаканчики из-под йогурта, сквозь которые протянуты нарезанные полоски гофрированной бумаги, фольги и т.д.

 

ЗВУЧАЩИЕ ЭСПАНДЕРЫ

Резинки (простые, шляпные), на которые нанизаны грецкие орехи (скорлупа). Крышки от бутылок (металлические, пластмассовые).

 

ЯПОНСКИЙ ДОЖДИК

Поиграйте на кухонных мисках, если хотите сами его послушать.

 

АНСАМБЛЬ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК

Бутылки, наполненные мелкими предметами.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Речевые игры и упражнения для обучающихся 1-4 классов"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по продажам

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ составлены на основе Музыкально-педагогической концепции Карла Орфа. Основные принципы - гуманизм, развитие творческого потенциала обучающегося: от слова к движению, от движения к музыке. Конспект содержит коммуникативные и речевые игры с детьми, ритмические, танцевальные движения, театральные действия, пантомиму, элементарное музицирование, импровизацию, пение в сочетании с музыкой и действиями, что предполагает использование фольклора, рифмы, слова, фразы, придуманные детьми, декламацию, театральную импровизацию, "Орфовский набор" инструментов.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 064 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 512
    • DOCX 56 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Трофимова Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Трофимова Людмила Николаевна
    Трофимова Людмила Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 24019
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 177 человек

Курс повышения квалификации

Музыкальный менеджмент: стратегии успеха и профессиональное развитие в бизнесе

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Музыка")

Учитель музыки

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 40 человек

Мини-курс

Продажи и самопрезентация в социальных сетях

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 113 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Идеи эпохи Просвещения: педагогическое значение для современности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе