Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалы«Реализация стратегии смыслового чтения на уроках математики»

«Реализация стратегии смыслового чтения на уроках математики»

Скачать материал

МБОУ Краснокоммунарская СОШ

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

 

 «Реализация стратегии смыслового чтения

на уроках математики »

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель математики

МБОУ Краснокоммунарская СОШ

 Япиева А.В.

 

 

2014-2015 уч.год

«Реализация стратегии смыслового чтения на уроках математики»

«Эти добрые люди и не подозревают, каких

трудов и времени стоит научиться читать.

 Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать,

 

чтобы вполне достиг цели»

 

И. Гёте

 

Глобальные процессы информатизации общества поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Сейчас происходит информационный взрыв и вместе с тем информационный кризис. Проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками информации. Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения осмысленно читать относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире.  Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Если  мы будем говорить о математической грамотности учащихся, то её развитие  напрямую связано с развитием  навыков смыслового и функционального чтения.

Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:

- осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;

- уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;

- уметь критически оценивать данную информацию;

- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.

Но вот парадокс, все мы прекрасно понимаем, что должны знать и уметь учащиеся,

но как нужно организовать учебный процесс на уроке, чтобы каждый, самый нерадивый  ученик мог сказать: «Я это знаю и умею»

Мы говорим: « Урок – основная форма организации обучения». Но уроки могут быть

различными так же, как и их результаты.

 Какой урок можно считать наиболее эффективным?

Можно ли вывести формулу эффективного урока?

Давайте попробуем.

-  Во-первых, ребенку на уроке должно быть интересно и понятно, зачем он изучает

данный материал и где может применить полученные знания;

-  во-вторых, на уроке должна быть создана ситуация, в которой учащиеся

приобретают знания в процессе активной познавательной деятельности;

-  и, наконец, в-третьих, если ученики успешно выполняют задания не только по

образцу, но и в измененной ситуации (идеальный вариант, когда эта ситуация

максимально приближена к конкретной жизненной проблеме), то именно такой

урок можно считать эффективным.

Обучение математике должно быть ориентировано не только на математическое

образование, в узком смысле этого слова, но и на образование с помощью математики, т.к. умение применять математические знания  –  основа успешной и благополучной жизни наших учеников.

Рассмотрим применения элементов технологии развития критического мышления (ТРКМ), применение которых, позволяет  реализовать идеи стратегии смыслового чтения на уроке математики.

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Если наши ученики умеют и читают литературные произведения, то с учебно-научными текстами дело обстоит иначе. Поэтому применение в деятельности ТРКМ позволяет решить эту проблему.

1.      Приём «Представление информации в кластерах»

Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Чаще всего такой тип работы использую на завершающих уроках по определённой теме.

Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.

Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал, который был предоставлен в учебниках или зафиксирован в словарях и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

2.     Приём  «Инсерт»

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

1. Чтение индивидуальное.

1.Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – -  думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

 

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

 

 

 

 

 

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь  мини-конспект.
После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

3.     Приёмы постановки вопросов:

- ”Толстый” и “тонкий” вопрос ( на этапе контроля знаний).

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?

 

Кто..? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

 

- Таблица вопросов. Основой  являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов.

Что?

Кто?

Когда?

Как?

Почему?

Зачем?

 

 

 

 

 

 

 

4.     Приём «Анализируйте идеи, предположения, тексты».

 Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.

Предлагаю проанализировать текст по схеме: “это я понимаю и объясню другому”, “это я понимаю, но объяснить не смогу”, “это я не понимаю”.

5.     Приём “Верю - не верю”

Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Вопрос

“+” верю,

“-” не верю

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

 

2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

 

3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?

 

4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”?

 

5. ……………………………………….

 

 

 

6.     Приём «Домашнее задание».

Предлагаю обучающимся самостоятельно разобрать задачу, изучить теоретический блок, и т.д.. В тетради заполнить таблицу:

 

 

Знаю

Узнал

Хочу знать

Возникли вопросы

 

 

 

 

 

7.     «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).

Лекция2.files/11_1.jpg

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?»

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют  создавать условия для формирования универсальных учебных действий ( УУД):

Познавательные:

- находить (в учебниках и других источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

- владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;

- анализировать ( в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

- классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;

- сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям (в т.ч. используя ИКТ);

- устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач;

- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;

- планировать деятельность

- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД:

- излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

- корректировать своё мнение;

- создавать устные и письменные тексты для решения задач общения – с помощью и самостоятельно;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения;

- организовывать работу в паре, группе.

Личностные УУД:

- аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие ценности;

- осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и своё поведение.

Применение приёмов ТРКМ позволяет формировать культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, т.е. формировать «человека думающего». Ученик становится субъектом учебно-познавательной деятельности, у него развиваются мыслительные умения, необходимые для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.

 

 

 

 

 

Использованная литература :

1.     Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. – Омск.: БОУ ДПО «ИРОУОО», 2009.

2.     Всероссийская видеоконференция Орешкина Виктора Георгиевича «Критическое мышление: технология и приёмы», март 2012 г.

3.     Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – Санкт-Петербург.: «Речь», 2003 (http://www.twirpx.com/file/358006/).

4.    Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6

5.    Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией  А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Реализация стратегии смыслового чтения на уроках математики»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Мастер зеленого хозяйства

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проблема смыслового чтения уже давно коснулась школу. Прошли те прекрасные года, когда дети так много читали, когда в библиотеке не хватало книг на всех желающих. Сегодня мир изменился, возможности интернета не знают границ. С одной стороны это огромный плюс, человек может найти, интересующую его информацию не выходя из дома, а с другой стороны наши дети перестали читать, читать так чтобы был понятен смысл, чтобы можно было сказать, о чём ты прочитал. 

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения осмысленно читать относятся к универсальным учебным действиям.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 064 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 738
    • DOCX 53.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Япиева Анастасия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Япиева Анастасия Владимировна
    Япиева Анастасия Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 11826
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 747 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 999 человек

Курс повышения квалификации

Организация работы с молодежью

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 171 человек

Курс повышения квалификации

Уверенность, уверенное поведение, воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Мини-курс

Инвестиционная деятельность и проектный менеджмен

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы политической науки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности патриотического воспитания

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 50 человек