Фирулина Н.В.
Учитель
музыки
МБОУ
СОШ №70
с
углублённым изучением
отдельных
предметов
г.Нижний
Новгород
|
|
|
Реализация
метода проектов в предметной области Искусство
Трудно переоценить значение эстетической
составляющей в деле воспитания и образования детей, в содержании целостного
педагогического процесса. Эстетическое воспитание ставит своей целью
формирование активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать
прекрасное в окружающем мире и искусстве, жить и творить « по законам красоты».
Воздействие на ребенка произведений искусства обеспечивает целенаправленное
развитие творческого воображения, эмоциональной восприимчивости, образного
мышления, а также культурных потребностей личности.
Чтобы постичь духовный мир, заключенный в
произведении искусства, понять и пережить глубокий нравственный смысл,
воплощенный в художественных образах, необходимо обладать широким кругозором,
культурой чувств, остротой восприятия, поэтому важно с раннего детства вводить
ребенка в круг подлинного искусства, знакомить с лучшими примерами отечественного
и мирового художественного творчества.
В системе школьного образования предметы
эстетического цикла своими особыми средствами выполняют его важнейшие функции –
познавательную и просветительскую. Поскольку эстетические категории, которыми
оперирует искусствознание (прекрасное, безобразное, возвышенное, трагическое,
комическое и т. д.), тесно соприкасаются с понятиями этическими (добро-зло),
гуманитарные дисциплины играют первостепенную роль в нравственном воспитании.
Воздействуя непосредственно на эмоциональную сферу личности ребенка, они
воспринимаются как яркие и неповторимые впечатления и глубоко западают в душу.
Занятия на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы дарят детям
возможность самовыражения и саморазвития, так как деятельно развивают
заложенные в каждом ребенке способности к художественному творчеству.
Уроки, посвященные гуманитарным
предметам, выполняют серьезную психогигиеническую, профилактическую функцию в учебном
процессе, снимая напряжение и усталость, вызванные учебой и умственным трудом.
Переключая внимание и мышление школьника с абстрактно-логических операций на
эмоционально-чувственные впечатления, они дают ему необходимую психологическую
разрядку.
Осознание важности эстетического
образования и его главной задачи — духовного обогащения детей, заставляет
педагогическую общественность развивать и отстаивать идею гуманизации
образования. В рамках данной концепции целью образования становится формирование
молодого человека как личности развитой умственно, физически, этически и
эстетически. Личности творческой, с выработанной системой взглядов и принципов,
четко различающей добро и зло, прекрасное и безобразное.
Системой философских, нравственно-этических
понятий, которые необходимо сформировать в сознании учащихся, оперируют, прежде
всего, предметы эстетического цикла: литература, музыкальное и изобразительное
искусство, МХК — поэтому из идей гуманизации естественно вытекает требование
гуманитаризации образования. Её целью является создание условий для вхождения
ребенка в мир истинной культуры, приобщения к высшим ее достижениям,
формирование не только способностей, но и потребности в освоении культурных
ценностей. Среди различных способов достижения намеченных целей и объединения
общеобразовательного и эстетического пространства школы, в первую очередь
хочется выделить следующие:
— перенос на базовое образование принципов
образования дополнительного: добровольность, индивидуальный подход, творческие
методы;
— корректирование учебных планов и введение
интегрированных курсов, которые должны решать задачи образования средствами
искусства.
— введение новых форм организации занятий:
урок-концерт, урок-конкурс, урок творчества, выполнение исследовательских
работ.
Заявленным требованиям во многом отвечает предмет «музыкальная литература», который
в классах с углубленным изучением музыкальных предметов ведется с пятого по
девятый год обучения. Этот курс содержит в себе элементы интегрирования, так
как многие темы невозможно раскрыть без опоры на иные учебные предметы. Раздел
«Народная музыка», включающий темы «Календарно-обрядовые песни», «Былины и
исторические песни», объединяет музыку, литературу и фольклор, требует
историко-этнографических пояснений. Программность в музыке опирается на принцип
синтеза искусств, поэтому на уроках по теме «Програмно-изобразительные
произведения» взаимодействуют музыка, изобразительное искусство, литература и
история, на занятиях, рассказывающих о музыкальных образах природы, подключаются
география и даже зоология. Монографические разделы открываются обзором
жизненного и творческого пути композитора и включают исторические и
биографические сведения, освещают возникновение прогрессивных идей,
становление различных стилей и национальное своеобразие произведений
музыкального искусства.
Полученные на музыкально-теоретических уроках знания и творческие навыки дают
возможность старшеклассникам выполнять научные исследовательские работы
искусствоведческого характера. Данная форма работы рассчитана на подростков и
учитывает их возрастные и психологические особенности: любознательность,
стремление к самореализации, способность прилагать волевые усилия, трудолюбие и
настойчивость в достижении значимых результатов. Элемент соревновательности и
доброжелательность обсуждения на заседаниях НОУ, заслуженное поощрение повышают
самооценку ученика, что очень важно в переходном возрасте.
Учащиеся 8 — 9 классов впервые приступают
к развёрнутому самостоятельному исследованию и поэтому нуждаются в
основательной поддержке научного руководителя. Каждый этап работы требует
применения особых методов обучения.
При выборе темы исследования
учитываются интересы и способности учеников, но непременным условием является
обращение к произведениям русского искусства. Это требование носит
принципиальный характер и продиктовано убеждением, что наши дети не должны
расти «Иванами, не помнящими родства». Стремление прививать ученикам любовь к
отечественной культуре, уважение к ее выдающимся деятелям становится основой
для формирования российской гражданской идентичности, воспитания чувства
патриотизма, национального самосознания личности.
В качестве примера можно
привести разработанные учащимися темы:
— «Образ Царевны-Лебеди в поэзии, музыке и живописи»
— «Русские музы. Женские образы в искусстве пушкинской
эпохи»
— «Антивоенные произведения в русском искусстве второй
половины XIX века
(Верещагин, Мусоргский, Гаршин)
— « Поют, звенят колокола над Русью» (из истории колокольных звонов)
Из приведенных названий видно, что ученикам предлагаются
произведения различных видов искусства. В разработку темы включаются
исторические справки, обзор общественно-социальных отношений в рассматриваемую
эпоху, то есть работа опирается на многие направления гуманитарного цикла, что
укрепляет межпредметные связи и создает возможность их интеграции.
Основополагающий этап — рассмотрение объекта исследования и
выявление предмета исследования, он включает большой объем подготовительной
работы. Отобранные произведения, как правило, выходят за рамки школьной
программы, они изучаются в комплексе с другими сочинениями близкими по
тематике. При этом большое значение имеют консультации учителей предметников:
словесника при проведении фонетического разбора поэтического текста романса,
учителя рисования для объяснения особенностей композиции в портретной живописи
и техники сангины, историка при изучении периода русско-турецкой войны и т.д.
Методологическую основу исследования составляет сравнительный анализ
произведений, относящихся к различным видам и жанрам искусства. Для их
сопоставления используется ассоциативный метод. Образно-ассоциативное мышление
активизирует фантазию и воображение, чем неожиданнее ассоциация, тем интереснее
раскрываются исследуемые качества объекта. Вот один из примеров ассоциативного
перехода, выстроенного ученицей при сравнении романса Глинки и рукописи
Пушкина: « прозрачность и четкость голосоведения — графичность — росчерк пера —
портреты на полях рукописи».
С учетом специализации класса центром исследования становятся
музыкальные произведения. Для того чтобы их разбор был достаточно
профессиональным, ученики получают дополнительные сведения из курса музыкальной
теории, гармонии и анализа форм, что способствует повышению уровня обученности.
Наряду с общеучебным развитием данная проектная деятельность
способствует освоению различных способов поиска, отбора, обработки
необходимой информации, так как в ходе подготовки используются самые различные
источники — монографии, статьи, мемуары, альбомы репродукций, нотные сборники и
клавиры. Основным источником информации являются интернет-ресурсы. С помощью
компьютерных программ подготавливается презентация, которая будет сопровождать
публичное выступление. Все её компоненты: видеоряд и аудио-сопровождение,
цветовое решение и шрифты, - организованы так, чтобы соответствовать содержанию
и стилю выполняемого проекта.
На стадии литературного оформления искусствоведческой работы
приветствуется образность и эмоциональность описания, красочность сравнений.
Однако стиль изложения должен соответствовать и требованиям, предъявляемым к
научным текстам: точное употребление терминов, обозначений и символов. Здесь
помощь руководителя может осуществляться в редакторской правке текста.
Доклады, прочитанные на конференциях НОУ, показывают, что
публичные выступления представляют серьёзную трудность для учеников. Мало
написать хорошую работу, необходимо донести её до слушателей. Даже интересное
по содержанию и оформлению сообщение многое теряет из-за монотонности речи,
ненужных повторов, нелогичных переходов. Современные школьники, постоянно
работая с книгой и компьютером, значительную часть информации получают
визуально, свои суждения они привыкли излагать письменно, а навыками устной
речи владеют слабо. Положение усугубляется естественным волнением докладчика и ограниченностью
во времени. Преподавателю надо помнить и донести до ученика то, что язык устной
и письменной речи имеет существенные различия.
Подготовка к выступлению начинается с написания полного текста
сообщения, который не должен быть лишь тезисным изложением работы. Далее с
учеником обсуждаются и отбираются те приёмы, что делают устную речь живой и
увлекательной: афористичность высказывания, прямое обращение к слушателям,
риторические вопросы и восклицания, запоминающиеся, «ударные» окончания разделов
и доклада в целом. Затем производится интонационная разметка текста, при этом
нами используются привычные для детей- музыкантов обозначения: f и
p, crescendo и diminuendo, акценты.
Создаётся своеобразная партитура выступления. Подобно работе над агогикой
музыкального произведения продумывается манера изложения, темп и динамика речи,
цезуры и паузы, подъёмы, спады и кульминации.
Впечатление от выступления во многом зависит от личности докладчика.
Для каждой темы выбирается некий «сценический образ», который помогает ученику
несколько абстрагироваться от собственного «Я» и позволяет чувствовать себя на
кафедре более уверенно. Так «женские образы пушкинской эпохи»
поддерживались продуманным романтическим обликом и отработанным изяществом
жестов, трагическое содержание антивоенных произведений потребовало
подчёркнутой строгости в костюме и манере изложения.
За годы обучения в специализированном музыкальном классе дети
получают опыт сольных выступлений, вырабатывают некоторую психологическую стабильность,
накапливают навыки репетиционной подготовки. Для того, чтобы проверить
способность докладчика вызвать интерес у слушателей и отработать различные
стороны публичного выступления, практикуются предварительные сообщения перед
разной аудиторией. При обсуждении работы педагогами проверяется глубина и
прочность знаний, качество использованной информации, полнота владения темой.
Доклад, прочитанный соученикам, сопровождается дискуссией и учит отвечать на
вопросы, отстаивать свою точку зрения, сразу находить убедительные аргументы. Оценки
сверстников, высказываемые в ходе обсуждения, помогают выработать критичность
взглядов, самоконтроль и зачастую значат для подростка больше, чем мнение
учителя.
Давая по завершению работы её самооценку, ученики признают, что она
потребовала гораздо больших, чем ожидалось, затрат времени и труда, но отмечают
то удовлетворение, которое получили в процессе занятий, всем работам
заслуженно были присуждены призовые места на районных и городских конференциях
НОУ «Эврика», на дистанционных конкурсах.
Оценивая проделанную работу и планируя ее продолжение, можно
сказать, что проектно-исследовальская деятельность учащихся должна
представлять собой непрерывный процесс, создающий условия для действенно -
познавательного развития детей, позволяющего творчески переосмысливать
полученные знания. Выбор тем, интегрирующих различные жанры искусств,
развивает ассоциативное мышление, формирует аналитическое отношение к
средствам выразительности, особенностям языка различных видов искусств, их
взаимодействию и взаимовлиянию. В конечном итоге это способствует становлению
художественного вкуса, эстетическому воспитанию учащихся, а в некоторых случаях
их профессиональной ориентации.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.