«Реализация комплекса средств
формирования толерантности на уроках в начальной школе»
И.А. Десятниченко,
О.И. Баранова
Учащиеся начальной школы должны достичь достаточно
высокого уровня толерантности, терпимости, уважительного отношения к окружающим
их людям, открывающего возможность справиться с различными жизненными
ситуациями, комфортно чувствовать себя в коллективе.
Требования федерального государственного образовательного
стандарта направлены на формирование у младших школьников уважительного
отношения к России, родному краю, своей семье, природе и жизни страны,
осознание ценности элементарных правил нравственного поведения в мире
природы и людей. Рост многонациональности на Кубани способствовал
активному развитию проблемы развития толерантности в начальной школе.
Обучение будет проходить более успешно, если
использовать различные средства обучения., т.е. разнообразнейшие материалы и
орудия учебного процесса.
Средства обучения —
это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы,
используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации
и инструмента деятельности педагога и
обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и
развития.
(беседы, собрания,
вечера, экскурсии и т.д.), виды
деятельности учащихся (учебные
занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.),
которые используются в процессе
реализации того или иного метода.
У учащихся развиваются следующие черты
толерантной личности: терпение, умение владеть собой, доверие, чуткость,
способность к сопереживанию, снисходительность, расположение к другим, чувство
юмора, терпимость к различиям, доброжелательность, гуманизм, любознательность,
умение слушать, несклонность осуждать других, альтруизм.
Толерантность (от лат.tolerantia -терпение) социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна
безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа
жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с
собственным мировоззрением. В то же время толерантность не должна предоставлять
другим права быть не толерантными.
Толерантность
означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов
самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не
подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности
также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих
убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений
другим людям.
Понимание толерантности может быть
достигнуто через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности
(или нетерпимости).
Целью воспитания толерантности является – воспитание в подрастающем
поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и
группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной
принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Духовно-нравственное развитие
и воспитание гражданина России является ключевым фактором
развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его
моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно
создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и
качество его внутренней жизни.
У учащихся начальной школы мы выявляли
исходный уровень сформировонности толерантности с помощью адаптированной анкеты
и анализа учителем каждого ученика.
Нами был разработан комплекс средств по
формированию толерантности обучения младших школьников по параметрам: учебный
предмет по программе «Перспектива», цели урока, планируемые результаты,
средства формирования толерантности младших школьников.
Приведем пример урока «Старинные весенние
праздники» по формированию толерантности у учащихся.
Вначале занятия для создания позитивной
атмосферы в классе проводится упражнение «Приветствие в танце». Ученикам
рассказывается о вариантах приветствия различных национальностей. Предлагается
одной группе детей (например первому ряду) пройти к доске. Включается музыка и
учащиеся начинают танцевать, после выключения музыки ученики здороваются на
своем родном языке с встретившимся ему одноклассником. Повторяется несколько раз.
Учениками на уроке составлялась карта
«Национальных праздников». Так же мы знакомились с народными играми разных
национальностей. Применяли воспитывающие ситуации для формирования
толерантности и сплочения коллектива. В конце урока проводилась рефлексия. Для
учеников, родителей и учителей были разработаны рекомендательные памятки
толерантного поведения.
Таким образом, после проведения ряда уроков с применением
комплекса средств формирования толерантности младших школьников на уроках
окружающего мира, мы заметили положительную динамику в формировании
толерантности по параметрам: формирование уважения к одноклассникам,
учителю, старшим, воспитание терпимости к традициям других национальностей.
Библиографический список:
1.
Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. -
Мемориал. 2001.
2.
Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред.
С.А. Смирнова.
3.
Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.
Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России 2010.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.