Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалы«Реализация комплекса средств формирования толерантности на уроках в начальной школе»

«Реализация комплекса средств формирования толерантности на уроках в начальной школе»

Скачать материал

«Реализация комплекса средств формирования толерантности на уроках в начальной школе»

И.А. Десятниченко, О.И. Баранова

 

Учащиеся начальной школы должны достичь достаточно высокого уровня толерантности, терпимости, уважительного отношения к окружающим их людям, открывающего возможность справиться с различными жизненными ситуациями, комфортно чувствовать себя в коллективе.

Требования федерального государственного образовательного стандарта направлены на формирование у младших школьников уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе и жизни страны, осознание ценности элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей. Рост многонациональности на Кубани способствовал активному развитию проблемы развития толерантности в начальной школе.

Обучение будет проходить более успешно, если использовать различные средства обучения., т.е. разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучениявоспитания и развития.

Средства воспитания – это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. 

У учащихся развиваются следующие черты толерантной личности: терпение, умение владеть собой, доверие, чуткость, способность к сопереживанию, снисходительность, расположение к другим, чувство юмора, терпимость к различиям, доброжелательность, гуманизм,  любознательность, умение слушать, несклонность осуждать других, альтруизм.

Толерантность (от лат.tolerantia -терпение)  социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. В то же время толерантность не должна предоставлять другим права быть не толерантными.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

Понимание толерантности может быть достигнуто через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности (или нетерпимости).

Целью воспитания толерантности является – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

У учащихся начальной школы мы выявляли исходный уровень сформировонности толерантности с помощью адаптированной анкеты и анализа учителем каждого ученика.

Нами был разработан комплекс средств по формированию толерантности обучения младших школьников по параметрам: учебный предмет по программе «Перспектива», цели урока, планируемые результаты, средства формирования толерантности младших школьников.

Приведем пример урока «Старинные весенние праздники» по формированию толерантности у учащихся.

Вначале занятия для создания позитивной атмосферы в классе проводится упражнение «Приветствие в танце». Ученикам рассказывается о вариантах приветствия различных национальностей. Предлагается одной группе детей (например первому ряду) пройти к доске. Включается музыка и учащиеся начинают танцевать, после выключения музыки ученики здороваются на своем родном языке с встретившимся ему одноклассником.  Повторяется несколько раз. 

Учениками на уроке составлялась карта «Национальных праздников». Так же мы знакомились с народными играми разных национальностей. Применяли воспитывающие ситуации для формирования толерантности и сплочения коллектива. В конце урока проводилась рефлексия. Для учеников, родителей и учителей были разработаны рекомендательные памятки толерантного поведения.

Таким образом, после проведения ряда уроков с применением комплекса средств формирования толерантности младших школьников на уроках окружающего мира, мы заметили положительную динамику в формировании толерантности по параметрам: формирование уважения к одноклассникам, учителю, старшим, воспитание терпимости к традициям других национальностей.

 

 

Библиографический список:

1.     Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. - Мемориал. 2001.

2.     Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова.

3.     Данилюк  А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Реализация комплекса средств формирования толерантности на уроках в начальной школе»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Патентовед

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

«Реализация комплекса средств формирования толерантности на уроках в начальной школе»

Требования федерального государственного образовательного стандарта направлены на формирование у младших школьников уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе и жизни страны, осознание ценности элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей. 

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучениявоспитания и развития.

 

Средства воспитания – это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. 

Толерантность (отлат.tolerantia -терпение)  социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. 

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. 

 

Целью воспитания толерантности является – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 975 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 303
    • DOCX 21.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Десятниченко Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 4435
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 547 человек из 68 регионов

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе