Реализация
ФГОС по математике в основной школе.
(Слайд 1) В настоящее время
повсеместно осуществляется переход школ на работу по новому Федеральному
государственному образовательному стандарту (ФГОС). Переход основной школы на
ФГОС второго поколения в обязательном порядке предполагается начать в 2014
году.
Процессы модернизации в системе
образования потребовали пересмотра целевых установок в определении
образовательных результатов обучающихся. Цели образования на сегодняшний день,
как вы знаете, перестают выступать в виде «знаний, умений и навыков», которыми
должен владеть выпускник школы 21 века, а предстают в виде характеристики
сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных
способностей. «Человек знающий» заменяется на «человек, подготовленный к
жизнедеятельности».
Поскольку, математика наиболее
точная из наук, поэтому учебные предмет "Математика" обладает
исключительным воспитательным потенциалом: воспитывает интеллектуальную
корректность, критичность мышления, способность рассуждать, приучает к
продолжительной умственной деятельности. Для многих математика является
необходимым элементом предпрофильной подготовки поэтому очень важно
согласование математики с другими учебными предметами. Вместе с тем,
предполагается знакомство с историей математики и овладение следующими
общематематическими понятиями и методами: слайд 2
- Определения и начальные понятия.
Доказательства: аксиомы и теоремы. Гипотезы и опровержения. Контрпример.
Типичные ошибки в рассуждениях.
- Прямая и обратная теорема.
Существование и единственность объекта. Необходимое и достаточное условие
верности утверждения. Доказательство от противного. Метод математической
индукции.
- Математическая модель. Математика и
задачи физики, химии, биологии, географии, социологии, экономики, лингвистики и
пр.
Новые федеральные
государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) предлагают
конкретные инструменты, обеспечивающие переход:(слайд 3)
- изменение метода обучения (с объяснительного
на деятельностный);
- изменение оценки результатов
обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и
личностных результатов).
Работая по теме
"Исследовательская деятельность на уроках математики" обратила
внимание на избирательную внимательность учащихся. Дети легко откликаются на
необычные уроки и внеклассные дела, они склонны к спорам и возражениям.
Учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходства и различия,
определять причину и следствия, самому решать проблему, участвовать в
дискуссиях, отстаивать и доказывать свою правоту.
Для учителя и для школы особенно
актуальными в настоящее время являются вопросы:
Как обучать?
С помощью чего учить?
Как проверить достижение новых
образовательных результатов?
Как обучать по новым гос
стандартам? (
слайд 4) Ученик, получает знания не в готовом виде, а, добывается их сам, что
способствует активному успешному формированию его общекультурных и
деятельностных способностей, общеучебных умений. Именно самостоятельно добытая
информация задерживается в памяти ребенка дольше. В этом я убедилась работая
над своей предыдущей темой. Также необходима преемствеенность между всеми
этапами обучения. необходимо осуществлять межпредметные связи которые дадут
возможность формирования системного представления о мире.
Мы должны предоставить ученику
возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и
обеспечить при этом его усвоение на уровне государственного стандарта. Конечно
же на каждом уроке должна быть создана атмосфера доброжелательности, диалога и
сотрудничества.
Так же предлагать как можно больше
задач практической направленности для приобретения собственного опыта
творческой деятельности.
С помощью чего учить?(слайд 5)Изучив литературу по теме
"Деятельностный способ обучения" я отметила, что уроки по
данной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы:слайд
1. Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся
способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе
метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по
учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся
способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе
рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных
способов действий - понятий, алгоритмов.
Дети на этих уроках не просто тренируются в решении
задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется
возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем
убедиться в правильности своих действий.
3. Урок общеметодологической направленности (обобщения
и систематизации знаний).
Деятельностная цель: формирование у учащихся
способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого
предметного содержания.
Образовательная цель: систематизация учебного
материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов. построение
методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне
рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или
других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой
технологии деятельностного метода.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся
способностей к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль
изученных понятий и алгоритмов. Поскольку данные уроки подводят итог
изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по
объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на
уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:
1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;
2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы
и коррекция допущенных в работе ошибок.
Структура урока по технологии деятельностного метода
представлен на слайде 6.
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней
речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Обязательным элементом такого
урока является учебная проблема: (слайд 7)
учитель может лично заострить
противоречие и сообщить учебную проблему;
учащиеся совершенно самостоятельно
осознают противоречие и формулируют проблему;
учитель в диалоге побуждает учеников
осознать противоречие и сформулировать учебную проблему. Следующий этап это
выдвижение гипотезы.
Используя исследовательскую деятельность на уроках
пришла к выводу, что есть два принципиально разных способа выдвижения и
проверки гипотезы на уроке:
учащиеся совершенно самостоятельно выдвигают или
проверяют гипотезу;
учитель в диалоге побуждает учеников к выдвижению или
проверке гипотезы.
И тот и другой способ приводит к
ожидаемому результату. На слайде 8 приведен пример данной ситуации.
( слайд 9) Ну и самое
сложное на мой взгляд это проверка достижений новых образовательных
результатов?
На каждом из уроков в основной
и старшей школе можно создать условия для выполнения учащимися всего комплекса
УУД, входящих в структуру учебной деятельности. А как же их проверить? (слайд
10) Во всех статьях в основном дается характеристика УУД, рассказывается о том
как правильно формировать и развивать их. По всей видимости для проверки уровне
сформированности УУД должны быть специальные диагностики с применением
психологических тестов. Приведу примеры таких тестов :"Выделение
существенных признаков"- тест выявляющий уровень мышления, тест
"Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении", тест
"Сложные аналогии" Уровеня сформированности способностей к пониманию
сложных логических отношений и выделения абстрактных связей, и многие другие
которые мы можем найти в сети Интернет и соответствующей литературе.
Итак, мы должны получить
следующие позиции характеризующие ученика основной школы - это приемственная ,
но углубленная и дополненная версия выпускника начальной школы. Выпускник
основной школы- это умеющий учиться, осознающий важность образования и
самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания
на практике, быть социально активным, уметь соизмерять свои поступки с
нравственными ценностями и осознавать свои обязанности перед семьей обществом
Отечеством
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.