Государственное
образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный
институт повышения квалификации
и переподготовки работников
образования»
Факультет повышения
квалификации
Кафедра психологического и
социально педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного)
образования
Адаптация первоклассников
к обучению в начальной школе
Исполнитель:
Филиппова Наталья
Сергеевна,
Педагог-психолог
МБОУ СОШ №14
Консультант:
Приходько Надежда
Ивановна,
канд. пед. наук,
доцент,
зав. кафедрой
Кемерово 2013
Пояснительная записка
Настоящая программа построена
в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной
документации педагога-психолога и ФГОС к структуре основной общеобразовательной
программы, на основе ФГОС 2 поколения.
Действующий ФГОС к структуре
основной общеобразовательной программе устанавливают необходимость
психологического сопровождения всего образовательного процесса. ФГОС определяет
цели и основные составляющие психологического сопровождения, которые
сформулированы в частности в п.6.2. «Сохранение психологического здоровья
воспитанников, мониторинг их развития, организация развивающих занятий с
детьми, направленных на коррекцию определенных недостатков в их психологическом
развитии. В соответствии с ФГОС у выпускника начальной школы должны быть
сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные
универсальные учебные действия (УУД).
Личностные УУД:
ü Личностное, жизненное
самоопределение;
ü Действие смыслообразования;
ü Действие
нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
ü Ребенок начинает понимать
и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает
события.
Познавательные
УУД:
ü Общеучебные;
ü Логические учебные действия;
ü Постановка и решение
проблемы.
Коммуникативные
УУД:
ü Планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками;
ü Постановка вопросов —
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
ü Разрешение конфликтов ;
ü Управление поведением
партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
ü Умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации.
Регулятивные УУД:
ü
Целеполагание;
ü
Планирование;
ü
Прогнозирование;
ü
контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
ü
Коррекция ;
ü
Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и
что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
ü
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к
волевому усилию.
Поступление в
школу – это новый этап в жизни ребенка. Школа с первых же дней ставит перед
ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом,
но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На
ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога,
изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и,
конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей [7].
Главным фактором,
влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность
к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные
требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой
общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это
может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.
Дарвиш О. Б. отмечает
– «младший школьный возраст в современно периодизации психического развития
охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.
В этом возрасте,
продолжает Дарвиш О. Б., происходит смена образа и стиля жизни: новые
требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности
– учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения,
но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе
отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни [4].
С физиологической
точки зрения – это время физического ростра, когда дети быстро тянутся вверх,
наблюдается дисгармония физического развития ребенка, что сказывается на
временном ослаблении нервной системы. Появляются повышенная утомляемость, беспокойство,
повышенная потребность в движениях.»
Главная особенность детей
этого возраста – первичное осознание позиции школьника, прежде всего, через
новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое
желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и
любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо,
поэтому переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Настоящая
программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и
актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях
психопрофилактики. В последнее время появляется все больше детей, которые уже в
начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе
особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в начальной школе
отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии
ребенка [7].
Приход ребенка в
школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из
причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним
относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков
учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения,
большая эмоциональность в общении и др.
При поступлении в
школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность
педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной
активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм
приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных
реакций [3].
Школа с первых же
дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной
деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному
коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму.
Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом
ребенка.
С поступлением
ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных
процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с
тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы
межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических
качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны
стать их произвольность, продуктивность и устойчивость [6].
Некоторая часть
первоклассников испытывает трудности в налаживании взаимоотношений с учителем и
одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной
программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога,
напряженность типичны для них.
Дезадаптированность
обучающихся к школе связана, с поведенческими проблемами – низкое усвоение
школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают
объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они
сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене
происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все
это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки
гнева, злости по отношению к одноклассникам.
Первый класс школы – один из
наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу
для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный
стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет
адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и
успеваемостью обучающихся в последующие годы.
Психологическая
программа направлена на помощь учащимся адаптироваться к школьному обучению,
коррекцию и развитие психических функций.
Цель: Содействие психологической
адаптации первоклассников к условиям начальной школы.
Задачи:
1. Диагностировать
психологическую готовность первоклассников к обучению в начальной школе;
2.
Создать
условия для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у
первоклассников при вхождении в школьную жизнь;
3.
Создать
благоприятные условия для знакомства детей друг с другом;
4. Способствовать формированию
внутренней позиции школьника;
5.
Способствовать
формированию у учащихся 1 класса навыков учебного сотрудничества;
6.
Создать
условия для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки
для освоения пространства школы.
Отличительной особенностью данной
программы является подбор материала и разработка занятий с учащимися первых
классов, которые рассчитаны на учебный год, для адаптации ребенка к школьной
жизни, повышения уверенности в себе, развития способности управлять своим
поведением, расширения опыта сохранения и укрепления здоровья.
Младший школьный возраст
— период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к
следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. В этом возрасте чаще всего ребенок практически готов к расширению своего
микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену
деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. Постепенно
ребенок данного возраста социализируется, адаптируется к социальной среде. Он
становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к
объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними
сотрудничать. Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только
на непосредственное восприятие. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие
точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например,
в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими,
приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка,
оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет. К
7 годам ребенок способен сосредотачиваться не только на увлекательной
деятельности, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его
игровым интересам добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще
продолжает формироваться, и, поэтому, ребенку не всегда легко быть усердным и долго
заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений,
переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Часто ребенок не
только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает
ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность
ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и
интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть
способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду
задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.
Программа рассчитана на один год обучения.
Занятия проходят один раз в неделю протяжённостью 1 час. Всего за учебный год –
33 часа.
Занятия
проводятся 1 раз в неделю по 20-25 минут. Строятся в доступной и интересной для
учащихся форме:
· психогимнастика;
· рисование:
· ролевые игры;
· групповая работа;
· освоение приемов
саморегуляции.
В работе используются группы методов:
· метод убеждения (разъяснение
и внушение, рассказ и беседа);
· метод стимулирования;
· метод самовоспитания;
· метод психологической
саморегуляции;
· метод игровой терапии.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
ü основные школьные правила;
ü позитивные взаимоотношения между
людьми (вежливость, терпение, уважение прав другого человека и др.);
ü формы обращения;
ü невербальные средства общения (знаки,
взгляд, жесты) для регуляции и саморегуляции нормативного поведения;
ü некоторые положительные и
отрицательные черты характера;
ü правила дружбы, честной игры;
ü приемлемые для себя стереотипы
поведения и способы разрешения конфликтов;
ü приемы мобилизации, концентрации
внимания, а также снятия мышечного и эмоционального напряжение.
Учащиеся должны уметь:
ü подчинять свое поведение новым нормам
и правилам, ориентироваться на указания учителя;
ü общаться со сверстниками и старшими;
ü преодолевать негативные эмоциональные
состояния;
ü анализировать собственный
жизненный опыт;
ü останавливаться и принимать
конструктивное решение в трудных и опасных ситуациях.
К концу учебного года 80% учащихся благоприятно
адаптируются к обучению в начальной школе
Длительность программы 1 год
Программа реализуется на основе
психодиагностики (2 раза в год)
Программу реализует педагог-психолог Филиппова
Наталья Сергеевна
Эффективность программы оценивается по
результатам наблюдения,
психологического обследования.
Программа составлена с
учетом интересов и психолого-возрастных
особенностей учащихся начальной школы.
Учебно-тематический план
№
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов
|
1.
|
Раздел 1.
Введение в школьную жизнь
|
4
|
2.
|
1. Узнаем друг друга
|
2
|
3.
|
2. Выбор приветствия
|
1
|
4.
|
3. Лента школьного времени
|
1
|
5.
|
Раздел 2. Изучаем правила
общения
|
7
|
6.
|
4. Учимся договариваться
|
2
|
7.
|
5. Спор и ссора
|
2
|
8.
|
6. Пойми меня
|
1
|
9.
|
7. Уважая себя, уважай других
|
2
|
10.
|
Раздел 3. Познаем себя и
других
|
9
|
11.
|
8. Все люди разные
|
1
|
12.
|
9. «Если б я был волшебником»
|
1
|
13.
|
10. Я глазами других
|
2
|
14.
|
11. Всё, что с нами происходит
|
1
|
15.
|
12. Мальчики и девочки
|
2
|
16.
|
13. Помоги себе сам
|
1
|
17.
|
14. Посвящение в ученики
|
1
|
18.
|
Раздел 4. Мир вокруг меня
|
2
|
19.
|
15. Взгляд на мир
|
1
|
20.
|
16. Пути-дороги в мир здоровья
|
1
|
21.
|
Раздел 5. Я и моё здоровье
|
4
|
22.
|
17. Я и другие
|
1
|
23.
|
18. Познай себя и соблюдай правила
для всех
|
1
|
24.
|
19. В единстве с природой
|
1
|
25.
|
20. Движение – жизнь
|
1
|
26.
|
Раздел 6. Мой внутренний
мир
|
7
|
27.
|
21. В стране Доброландии и
Злосландии
|
2
|
28.
|
22. Остров Чунга- Чанга
|
2
|
29.
|
23. Учусь владеть собой
|
2
|
30.
|
24. Прощай, первый класс!
|
1
|
31.
|
Итого
|
33
|
Содержание
программы
Раздел 1.
Введение в школьную жизнь. - 4 часа
Тема 1. Узнаем друг друга. - 2 часа
Установление контакта между детьми.
Создание условий для самораскрытия. Демонстрация вариантов знакомств. Выработка
правил приветствия.
Тема 2 . Выбор приветствия - 1 час
Осознание ответственности школьника
за свои поступки. Практиковать в учебном взаимодействии. Нормализация мышечного
тонуса.
Тема 3. Лента школьного времени. – 1
час.
Уточнение представления о времени.
Уроки и перемены. Планирование времени. Тренировка в направлении и задержании
внимания на своих ощущениях.
Раздел 2. Изучаем правила
общения. – 7 часов.
Тема 4. Учимся договариваться. – 2
часа.
Освоение новой школьной нормы
общения. Уточнение возможностей человеческого общения. Тренировка невербального
воздействия детей друг на друга.
Тема5. Спор и ссора. – 2 часа.
Умение вести дискуссию, доказывать
свою точку зрения и выслушивать различные мнения. Понимание и осознание своих и
чужих эмоций.
Тема 6. Пойми меня. – 1 час
Воспитание чувств, эмпатии,
толерантности. Создание условий для анализа собственного жизненного опыта.
Тема 7. Уважая себя, уважай других. –
2 часа.
Толерантное отношение к другим людям.
Оказание помощи другим и умение принять помощь от других. Тренировка общих
способностей несловесного воздействия друг на друга.
Раздел 3. Познаем себя и
других. – 9 часов
Тема 8. Все люди разные. – 1 час.
Разнообразие человеческих типов,
поведенческих реакций. Способность считаться с различиями между людьми.
Терпимое отношение к различиям в поведении людей. Ценностное отношение к иному.
Тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции.
Тема 9. Если б я был волшебником. – 1
час.
Актуализация эмоционального состояния
учащихся. Способствование переживанию чувств торжества, победы, удачи,
уверенности в своих силах.
Тема 10. Я глазами других. – 2 часа.
Социально-психологическая
компетентность. Выработка новых способов поведения. Позитивный эмоциональный
тон общения.
Тема 11. Всё, что с нами происходит.
– 1 час.
Анализ и разрешение внутриличностных
конфликтов. Снижение уровня тревожности. Приобретение и закрепление приемлемых
стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов.
Тема 12. Мальчики и девочки. – 2
часа.
Культура взаимоотношений. Позитивные
отношения между девочками и мальчиками. Тренировка в определении характера
физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями.
Тема 13. Помоги себе сам. – 1 час.
Осознание возможности и необходимости
саморегуляции. Приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия
мышечного и эмоционального напряжения.
Тема 14. Посвящение в ученики. – 1
час.
Обобщение представлений о школе, об
учениках, об учителе. Осознание того, что в школе важны и нужны любые ученики,
все они одинаково любимы учителем. Развитие способности понимать, осознавать
свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Раздел 4. Мир вокруг меня – 2
часа.
Тема 15. Взгляд на мир. – 1 час.
Осознание зрения как основного
способа познания и установления отношения с миром. расширение опыта
зрительного восприятия предметов ближайшего окружения для улучшения его
спонтанного использования в оценке окружающей среды. Развитие зрительной
чувствительности посредством восприятия своих собственных движений.
Тема 16. Пути-дороги в мир здоровья.
– 1 час.
Осмысление необходимости двигательной
активности. Приобретение элементарных навыков саморегуляции. Приобщение к
регулярным занятиям физическим упражнениями.
Раздел 5. Я и моё здоровье –
4 часа.
Тема 17. Я и другие. – 1 час.
Умение воспринимать другого человека,
понимать его внутренний мир. Эмоциональная близость. Переживание единства и
доверия друг другу. Преодоление эмоциональной замкнутости. Невербальный опыт
взаимодействия с другими детьми.
Тема 18. Познай себя и соблюдай
правила для всех. – 1 час.
Контроль и оценка своего физического
состояния. Потребность в выполнении гигиенических правил. представление о
валеологической культуре.
Тема 19. В единстве с природой. – 1
час.
Способы сохранения здоровья.
Приобщение к зравотворчеству. Совершенствование физических качеств.
Тема 20. Движение - жизнь. – 1 час.
Приобщение к регулярным занятиям
физическими упражнениями. Осмысление необходимости двигательной активности.
Приобретение элементарных навыков саморегуляции.
Раздел 6. Мой внутренний мир.
– 7 часов.
Тема 21. В стране Доброландии и
Злосландии. – 2 часа.
Тренировка регуляции своих
поведенческих реакций. Приобретение и закрепление приемлемых и способов
разрешения конфликтов.
Тема 22. Остров Чунга- Чунга. – 2
часа.
Овладение навыками управления своей
эмоциональной сферы. Подражательное воспроизведение чужих эмоций.
Тема 23. Учусь владеть собой. – 2
часа.
Расширение представления о способах
саморегуляции в критическом состоянии. Тренировка умения останавливаться и
принимать конструктивное решение в трудных и опасных ситуациях.
Тема 24. Прощай, 1 класс! – 1 час.
Обобщение полученных знаний.
Закрепление саморегуляции.
Литература для педагогов.
1. Алябьева, Е.А.
Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста
[Текст] - Т.Ц. Сфера, 2005. – 90 с.
2. Битянова М.Р.,
Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной
школе [Текст] – М: Изд-во Совершенство, 1998. - 352 с.
3. Дереклеева, Н.И.
Родительские собрания 1-4 класс [Текст] – Изд-во Вако, 2005. - 252 с.
4. Рудова, А.С. Дни
рождения - обучайки. Развивающие театрализованные программы и кукольные
спектакли-сказки [Текст] - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2009, - 205с.
5. Сухин, И.Г. Веселые
скороговорки для «непослушных звуков» [Текст] – Ярославль: Академия развития,
2002, - 192 с.
Литература для родителей.
1. Афанасьев, С.П.,
Коморин, С.В. Триста творческих конкурсов [Текст] – Кострома: МЦ Вариант, 2000,
- 112 с.
2. Болотова Т.Е. Как
помочь себе и своему ребенку [Текст] – СПб.: Речь, 2009. – 176 с.
3. Соколова, Л. А.
Играем на прогулке. Наблюдаем, познаем, учимся [Текст] – Новосибирск: Сиб.
Унив. Изд-во, 2010, - 255с.
4. Шмаков, С.А. Уроки
детского досуга [Текст] - М.: Новая школа, 1993, – 88с.
Литература для детей.
1.
Вакуленко,
Ю.А., Попова, Г.П. Веселая карусель для младших школьников: частушки-хохотушки,
узелок загадок [Текст] – Волгоград: Учитель, 2007, - 88 с.
2.
Драгунский,
В. Ю., Медведев, В. В., Коваль, Ю. И. Смешные рассказы о школе [Текст]- Изд-во:
Самовар, 2009, - 112 с.
3.
Козлов,
С.Г. Трям! Здравствуйте! [Текст] – Изд-во: Лабиринт, 2013, - 96с.
4. Носов, Н.Н. Живая шляпа
[Текст] – Изд-во: Эксмо, 2013, - 112 с.
5.
Носов, Н.Н. Фантазеры
[Текст] – Изд-во: Эксмо, 2013, - 112 с.
Список литературы:
1. Айзман, Р.И., Жарова, Г.Н.,
Айман, Л.К., Савенков, А.И.,Забрамная, С.Д., Ядрихинская, И.Е. Подготовка
ребенка к школе [Текст] – М. 1991 – 134с.
2. Ануфриев, А. Ф., Костромина,
С. Н. Как
преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические
методики. Коррекционные упражнения [Текст] – М.: Издательство «Ось89», 1997. –
272 с.
3. Грищук, Л.А. Школа
дошкольников [Текст] – Изд-во Панорама, Изд-во Глобус, 2007. – 124 с.
4. Дарвиш О.Б., Возрастная
психология [Текст] - Изд-во Владос-Пресс, 2003. – 263 с.
5. Ильина, М.В. Тренируем внимание и память.
Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет [Текст]: пособие для психологов,
воспитателей ДОУ, учителей – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с.
6. Практикум по возрастной
психологии: Учебное пособие /под ред. Головей, Л.А., Рыбалко, Е.Ф. [Текст] –
СПб.: Речь, 2008 – 688 с.
7.
Понфилова,
М.А. Школа сказки для детей [Текст] – Изд-во Т.Ц. Сфера, 2012. – 92 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.