Развитие внимания
у детей
Развитие внимания
– это один из самых важных процессов постановки базовых психических функций и
интеллектуальных способностей ребенка. Дети раннего возраста пока не обладают
зрительной избирательностью и произвольным вниманием, поэтому акцентируют
взгляд и внимание на каждом предмете, попадающем в их поле зрения. Малыши
стремятся как можно более полно познать окружающий мир, и их внимание легко
переключается с одного объекта на другой. Развиваясь, ребенок постепенно
овладевает произвольным вниманием.
Чем старше
становится ребенок , тем дольше он может сосредоточиваться на одном предмете.
Способность концентрироваться более 10-15 минут появляется у большинства
дошкольников к 6 годам.
Нарушение внимания
у детей
Причиной нарушения
внимания у детей может быть рассеянность. Это явление часто встречается у творческих
и впечатлительных детей . Из-за сильных эмоций или возникших в сознании ярких
образов такие дети не могут осознанно переключить внимание на другие объекты.
Родители и педагоги должны помнить, что неспособность долго концентрироваться –
это естественное явление, обусловленное особенностями развития внимания у
детей. Однако существует несколько причин, негативно сказывающихся на умении
ребенка сосредоточиваться на одном предмете или занятии.
Какие
факторы влияют на особенности развития внимания у детей
1. Высокие
нагрузки и переутомление.
Дети с большим
интересом воспринимают новую информацию, однако довольно быстро устают от
огромного потока сведений, ежедневно обрушивающегося на них из различных
источников. Из-за особенностей внимания детям младшего возраста трудно на
протяжении более 5-10 минут посвящать себя только одному занятию. Слишком
большое количество внешних раздражителей негативно сказывается на формировании
психических функций. Особенно часто утомление наступает после выполнения
скучной, однообразной или трудной работы, требующей значительного напряжения
слухового и зрительного аппаратов. Из-за перегрузки впечатлениями и эмоциями
нервные клетки перестают реагировать на внешние импульсы, и ребенок становится
вялым.
2.
Гиперактивность и импульсивность.
Многие дети от
природы подвижны и не могут подолгу концентрироваться на одном объекте. Однако
некоторые из них отличаются повышенной импульсивностью и чрезмерной
двигательной активностью – это уже нарушение нормального развития.
Гиперактивный ребенок обычно отвечает, не дослушав вопрос, часто требует
внимания окружающих сверстников и взрослых, легко отвлекается и поэтому не
всегда может закончить поставленное перед ним задание. Обычно такой ребенок не
реагирует на замечания старших. К особенностям гиперактивности у детей относят
рассеянность и суетливость. Они нередко теряют свои вещи, у них плохо развито
чувство опасности.
3. Компьютер и
телевизионные передачи
Многие взрослые
уверены, что телевизор и компьютер помогают ребенку всесторонне развиваться.
Однако, согласно научным исследованиям, длительный просмотр телепрограмм или
частые занятия за компьютером могут негативно повлиять на малыша и привести к
тому, что обычные игры и общение со сверстниками станут ему неинтересны. Частое
сидение у монитора или телеэкрана не способствует формированию воображения и
может вызывать нарушения произвольного внимания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.