КГУ
«Областной детский противотуберкулезный санаторий» УЗКО
«Развитие творческого мышления младших школьников»
Авторы:
Карасташева Ирина Валерьевна,
педагог-психолог, Карагандинское государственное учреждение «Областной детский противотуберкулезный
санаторий» управления здравоохранения Карагандинской области
Емельянова Ирина Викторовна,
воспитатель, Карагандинское государственное учреждение «Областной детский
противотуберкулезный санаторий» управления здравоохранения Карагандинской
области
Караганда
2015
Развитие у ребёнка
эстетических чувств и творческих способностей, является одной из задач
воспитания и обучения в государственном общеобязательном стандарте образования
РК.
Содержание
базового школьного воспитания и обучения направлено на формирование
компетентностей ребенка как результата образовательной деятельности.
Творческая
компетентность позволяет ребёнку: проявлять интерес к основам знаний о музыке,
искусстве; выражать свое отношение к художественным произведениям; народному
творчеству; создавать индивидуальные художественные образы выразительными
средствами.
В настоящее время
специалисты по работе с детьми и родители всё чаще сталкиваются с трудностями
адаптации детей к меняющимся социальным условиям. В процессе становления
личности ребёнок подчас встречается с ситуациями, приобретающими выраженный
кризисный характер. Дети не всегда успешно преодолевают эти стрессовые
ситуации. Поэтому актуальным является вопрос о том, как помочь им
устоять перед неблагоприятными условиями социальной среды, научить
преодолевать психотравмирующую ситуацию, справляться с негативными
эмоциональными переживаниями и тем самым сохранить свое психическое и
психологическое здоровье.
Решить проблему
облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь
на идею Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при
определенной внешней помощи любой ребёнок делает значительно больше, чем может
сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития
младшего школьника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает
ребенку шанс обратиться к собственным, ещё не использовавшимся внутренним
ресурсам.
Поощрение
творческих проявлений особенно важно в младшем школьном возрасте. Именно у
младшего школьника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив
должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда
проявится в будущем.
Процесс
творческого развития школьника неизбежно сопровождается определёнными эмоциями
и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать собственные чувства, мы не
научим его проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью. Ребенок
все дальше будет уходить от самого себя, от своих проблем и противоречий,
которые открываются ему в его чувствах.
Кроме того,
креативность, или способность к творчеству является залогом успешного обучения
детей в школе, поэтому обращение к этой теме обоснованно и актуально.
Что же характеризует
творческое мышление? Это особенность необходимости применения нетрадиционного
способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы
привычного способа рассуждений.
Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы
- это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи,
выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных,
прогнозировать возможные варианты развитий. Что же такое творческое мышление?
По мнению Р.С. Немова - это вид мышления, связанный с созданием или открытием
чего-либо нового. Дж. Гилфорд считал, что “творческость” мышления связана с
доминированием в нем четырех особенностей: оригинальность, нетривиальность,
необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной
новизне. Творческий человек почти и всегда и везде стремится найти свое
собственное, отличное от других решение.
В классической системе образования учебные программы построены, как
правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах
деятельности. Потому большинство учащихся, особенно из числа хорошо успевающих
в школе, оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба или работа
требует от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов
можно, если тренировка и поощрение творческой деятельности начинается в самом
начале образовательного курса.
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином
«креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления
послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения
проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности
по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип
мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали
креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление,
связанное с созданием или открытием чего-либо нового.
В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы
творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления
в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в
любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.
Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению
механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
В
младшем школьном возрасте ребенок впервые осознает отношение между ним и
окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения,
нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте
формирование личности вступает в сознательную фазу. Если раньше ведущей
деятельностью была игра, то теперь стала учеба - эквивалент трудовой
деятельности, причем оценка других зависит и определяется школьными успехами.
Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно
лишь на основе учёта основных особенностей детского творчества и знания
психических особенностей данного возраста. Интеграция в учебной программе
специальных развивающих методов способствующих развитию у детей творческих
способностей предполагает создание и внедрение программы по развитию
творческого потенциала младших школьников.
Совместная работа психолога с педагогами должна реализовываться в
четыре этапа:
1 этап – диагностический (установочный)
Цели: изучение
личностной сферы ребенка, определение уровня развития креативности.
Диагностические
средства:
Методика дорисовывания
фигур О. М. Дьяченко;
Методика «Где чье место»
Е. Е. Кравцовой;
Краткий тест творческого
мышления П. Торренса (адаптированный вариант)
Анкета для родителей «Как
развита фантазия у вашего ребенка».
Дополнительные
методики диагностики уровня творческих способностей:
«нарисуй человечка»;
«придумай рисунок»;
«завершение сказки».
Изучение личностных
особенностей детей может проводиться 2 раза в год: в начале учебного года и в конце,
после завершения практического курса занятий – для оценки эффективности данного
воздействия на детей.
Участие в
диагностическом исследовании учителей, других специалистов, родителей поможет
психологу получить более полную информацию об индивидуальных особенностях
ребенка, а результаты исследований – использовать в подборе методических
приемов и материалов в работе учителя, реализации индивидуального подхода к
детям для коррекции социальных и эмоциональных проблем.
2 этап – консультативный (обучающий)
Цель: определение
основных целей, задач, принципов и форм работы.
Консультативная
работа психолога с учителями и родителями по результатам 1 этапа и составление
практических рекомендаций для педагогов по работе с детьми, а также для
родителей, которые активно подключаются к педагогическому процессу.
Учитель совместно с
психологом определяет темы для индивидуальных бесед с родителями, а также темы
родительских собраний для ознакомления родителей с результатами
диагностического обследования и анкетирования, а также с формами методами
работы с детьми по повышению их уровня креативности.
3 этап – практический
Цель: реализация
поставленных целей с помощью выбранных форм работы, определение системы работы,
составление и реализация программы развивающих занятий.
Формы работы:
1.
Составление картотеки для
использования дидактических упражнений в работе учителей.
2.
Проведение специально
организованных занятий с детьми по программе развития эмоционально-личностной
сферы и креативности младших школьников.
3.
Проведение практикумов для
расширения теоретических и практических психологических знаний педагогов.
4.
Организация практических
занятий для ознакомления родителей с играми, способствующими развитию
творческих навыков детей.
4 этап – контрольно – итоговый.
Цель: определение
динамики развития учеников, с которыми проводилась направленная
коррекционно-развивающая работа, и результативность этой работы.
Итоговая диагностика
может проводиться по тем же методикам, которые использовались на 1 этапе.
Результаты используются для определения итогов работы и коррекции выбранных
форм и методов работы.
Внедрение и
реализация психолого-педагогической программы на основе четко
структурированного плана создает благоприятные условия для развития
креативности младших школьников. Они овладевают навыками саморегуляции,
способностью управлять своим эмоциональным состоянием, осознают свои творческие
возможности и могут реализовать их в рамках учебной и свободной досуговой
деятельности.
Литература:
1.
Махмутов
М. И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. – М.:
Просвещение, 1997.
2.
Психолого-педагогические
особенности проведения дидактических игр. /Под ред. Акшиной. А, Жарковой Т./
М.-Просвещение, 1999г.
3.
Тунник Е. Е. Креативные
тесты. С.Пб. 2002г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.