Развитие творческих
способностей у детей -инвалидов
Наше учреждение уже более 3-х лет
сотрудничает с образовательными организациями города Бердска, в которых
функционируют коррекционные группы, классы, где обучаются дети-инвалиды. За
годы сотрудничества более 30 детей-инвалидов были вовлечены в образовательно-воспитательный
и творческий процесс учреждения.
Ежегодно на базе
Центра функционирует детское объединение «Чародеи», в рамках которого мной реализуется
дополнительная общеобразовательная программа «Ты можешь всё», целью которой
является развитие творческих способностей детей-инвалидов через занятия
декоративно-прикладным творчеством».
Задачами
программы являются:
- Развитие мелкой и
крупной моторики;
- Развитие образного
мышления;
- Развитие
цветовидиния;
- Развитие понимания
форм и фигур животных и растений;
- Развитие фантазии,
воображения;
- Формирование
способов самовыражения и уверенности в себе;
- Снятие
психоэмоционального напряжения.
Программа
рассчитана на работу с детьми – инвалидами в возрасте 6-10 лет.
В структуру
программы включено изучение таких видов техник декоративно-прикладного
творчества, как аппликация из различных материалов, роспись, лепка из различных
материалов, мозаика, коллаж.
Творческая деятельность имеет
огромное значение в жизни таких детей, так как способствует развитию их
личностных качеств, успешной самореализации, даёт возможность проявить себя в
современном мире.
Нашим детям-инвалидам учение дается
с большим трудом. В большинстве случаев, у них помимо недостатков умственного
и физического развития, нарушены такие личностные качества, как
самостоятельность, настойчивость, самооценка. Им приходится переживать
неудачи, убеждаться в том, что они не всегда в состоянии правильно выполнить
задание педагога.
Моя задача - научить детей видеть
прекрасное в обыденном, сделать что-то самостоятельно, своими руками; тем
самым способствовать их дальнейшей социальной адаптации. Результаты труда
можно ощутить непосредственно.
Сама работа и получаемый продукт -
поделки, сувениры, открытки - вызывают у обучающихся живой интерес и побуждают их
к активной и целенаправленной деятельности.
Понимая всё это, я на своих занятиях вношу
в жизнь детей положительные эмоции и использую различные стимулирующие
«уловки»: поощрения, похвалу, ласковые слова, позитивные комментарии к
выполняемым работам, а так же разрешаю присутствие родителей. Творческая
деятельность детей-инвалидов становится эффективнее и результативнее только при
совместной деятельности педагога и родителей. Родители в нашем случае
сопровождают своих детей на занятиях, вместе с детьми осваивают дополнительные
общеобразовательные программы для того, что бы дома помогать им закреплять,
полученные на занятиях навыки и доводить до совершенства продукт творческой
деятельности.
Так же я считаю, что на занятиях с
детьми-инвалидами необходимо использовать не только вербальный подход, но и
наглядные средства, вовлекать детей в практическую деятельность, развивать творческий
подход к своим работам.
Поэтому на занятиях по программе «Ты
можешь всё» я в полном объёме использую ресурсы нашего учреждения: минизоопарк,
оранжерею, Музей «Природа НСО».
Прежде чем начать
выполнение какого-либо изделия декоративно-прикладного творчества с
изображением животных, растений, мы с ребятами посещаем минизоопарк, музей или
оранжерею, где рассматриваем, знакомимся и общаемся с животными, растениями,
изучаем их внешний вид и особенности.
И только после знакомства
с «живыми объектами творчества» мы начинаем заниматься самим творческим
процессом. Многие
считают, что гораздо проще заменить живой объект картинкой, материалами, размещенными
на видео носителях, но в нашем случае после общения с животными, растениями,
оставшаяся сложная практическая часть занятий проходит легко, так как дети не
переутомлены предыдущей работой, и деятельность их мотивирована. Кроме того,
специалисты подтверждают, что общение с животными и растениями снимает стресс,
нормализует работу нервной системы, психическое состояние и даёт правильный
настрой на дальнейшую работу.
Так как, у моих воспитанников есть
определённые особенности (ослабленные память и внимание, быстрая утомляемость,
им надоедает долго слушать и делать любую монотонную работу), то я на своих
занятиях даю минимум теории (самой элементарной) и максимум практической
деятельности.
Одним из
важных направлением в работе нашего объединения стало оформление выставок к
праздничным датам, событиям, а так же после окончания изучения каждой темы. На этих
выставках представляются творческие работы детей и приглашаются родители.
Подобные мероприятия дают возможность продемонстрировать разнообразие
творческих достижений детей.
Участвуя в творческой
деятельности, дети-инвалиды могут пройти путь от интереса, через приобретения
конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что очень важно для
успешной социализации. Развивая творческие способности у детей – инвалидов, мы
создаём условия для успешной адаптации в социуме.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.