Развитие творческих
способностей студентов
через применение технологий развивающего
обучения
Зубанова
Ирина Николаевна
ГОБУ
СПО ВО «Павловский сельскохозяйственный техникум»
Для получения новых образовательных результатов необходимо
использование новых педагогических технологий. Одним из решений этой проблемы
является использование на уроках информатики технологии «Портфолио», которая
помогает поддерживать высокую учебную мотивацию, помогает формировать умение
учиться, создает предпосылки для успешной социализации выпускников техникума.
Эта технология формирует умение ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность.
Использование технологии «Портфолио» в проектной деятельности студентов
на занятиях развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности, а
самостоятельное создание авторских документов – это процесс творческий,
ориентированный на воображение, поиск и открытие.
Например, на уроках информатики и ИКТ по специальности 120701 – «Землеустройство»
по теме обработки текстовой информации студенты должны уметь формировать
текстовые документы, включающие таблицы и формулы. Тема изучения достаточно
гибкая, чтобы ее можно рассматривать с разных точек зрения, с тех позиций,
которые отражают личный опыт студента и психологические свойства его личности и
знания по спецпредметам.
В накопительную папку (портфолио) студенты
создают документ по теме: «Экономическое обоснование организации системы
севооборотов». В документах они оформляют формулы расчета выноса гумуса в
процессе эрозии; расчета стоимости валовой продукции с целью сопоставления
вариантов севооборотов; расчета сроков полевых работ; расчета процента потерь
урожая на площади, обработанной в неоптимальные сроки и т.д. Можно оформление
таблиц закрепить на составлении таблиц расчета стоимости дополнительной
продукции за счет сокращения сроков уборки зерновых, сводной таблицы оценки
вариантов организации севооборотов и др. Решение задач предполагает различные
виды деятельности. Это важно для применения метода проектов в обучении.
Метод проектов предполагает сбор и обработку информации по проекту: информацию
об объекте познания; информацию о продвижении по проекту; вспомогательную
информацию, рабочие материалы. Работа с большим объемом информации в течение
проекта позволяет перевести метод в плоскость технологии портфолио.
Отличием новых образовательных стандартов является ориентация на
результат образования. Кроме привычной системы оценивания, появляется оценка
индивидуального прогресса, оценка личностных результатов обучения, оценка
сформированности межпредметных умений и умения применять знания при решении
профессиональных задач. Работа над проектом начинается всегда с определения
перечня конкретных действий, указания сроков и ответственных, а главное, с
уточнения желаемого результата. Перед изучением данной темы студенты заполняют
карту самодиагностики, которую получают от преподавателя и заполняют
самостоятельно.
В процессе изучения темы студентам можно предлагать заполнение
рефлексивных карт с подборкой вопросов по прохождению образовательного маршрута
по теме, например:
1) Подумай, ради чего ты будешь сегодня работать на занятии.
2) Попробуй определить важность изучаемого материала.
3) Ответь себе, удалось ли достичь поставленную тобой задачу.
4) Обозначь свои затруднения в ходе изучения темы.
5) Предложи удобные формы изучения данного материала и т.д.
Для пробуждения познавательной активности студенты вовлекаются в
деятельность по формулировке гипотез и предположений. С
постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются
движущей силой проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их
достичь. Коллективно или по группам студенты заполняют лист планирования
проекта.
На
этапе изучения нового материала портфолио пополняют следующие документы: памятка
с правилами редактирования текста, составленный коллективно или индивидуально;
творческие работы по оформлению профессиональных документов, выполненные задания
по анализу текста . Студенты составляют
табличную модель объекта.
Исследовательская деятельность предполагает изучение большего объема
материала, чем предусмотрено в учебном плане. Студенты на этом этапе учатся
систематизировать новый материал, сопоставлять его с уже известными данными. Желательно,
чтобы материалы сопровождались кратким рефлексивным комментарием студента о
том, что удалось, каким образом может быть использовано в дальнейшем. Материал
может быть представлен на занятии в виде сообщений, презентаций, рисунков или
плакатов, выставки подборки соответствующей литературы, WEB-сайта, газеты, журнала, мультимедийного продукта.
В процессе изучения темы ведется контроль над усвоением знаний студентов
с помощью компьютерного тестирования, поэтому в портфолио может находиться контрольный
лист прохождения по теме.
На последнем этапе
проходит презентация портфолио. При этом в оценивании исследовательской
деятельности принимает участие сам студент. Конечно, в оценке конечного
продукта приоритетное внимание уделяется содержанию, а уже затем организации
информации, структуре и графическим элементам.
Итогом работы (образовательный
результат) является система технологических компетенций и компетенций личностного
роста, которые выявляются в анализе (и самоанализе) презентационных работ по
изученным и освоенным дисциплинам. Портфолио показывает рефлексивные
способности студента и степень его мотивации.
Включение новых технологий в
образовательный процесс, возможность разностороннего проявления творческих
способностей современных студентов, отказ от репродуктивной формы обучения -
все это должно дать новые образовательные результаты.
Список литературы:
1.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения:
учеб.пособие для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288 с.
2.
Джонсон Д. Джонсон Р. Джонсон-Холубек Э. Методы
обучения. Обучение в сотрудничестве. Пер. с англ.-СПб.: Экономическая школа,
2001. – 136 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.