Развитие творческих способностей младших
школьников в процессе обучения.
Соколова Е.В.
Понятие о способностях.
Способностями
называют такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно
легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью.
Проблема способностей – одна из актуальных
психологических проблем, имеющих большое теоретическое и практическое значение.
Способности относятся к дифференциальному плану личности. Отсюда, когда говорят
о способностях, то имеют в виду высокие достижения в деятельности одних по
сравнению с другими. Высота достижений зависит от ряда условий, объективных и
субъективных; так, например, высокие достижения школьника в учебе зависят от
мастерства преподавателя, отношения учителя к ученику, а также от подготовленности
самого ученика, его знаний, умений и навыков, наконец, его способностей.
Некоторые способности связанны с хорошей работой
памяти. Ярко проявляются способности в мыслительной деятельности человека.
Большое значение для способностей имеет и творческое воображение.
Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам,
хотя проявляются и развиваются на их основе.
Различают общие и специальные способности при наличии
общих способностей человек может успешно заниматься разными видами
деятельности. Школьники, обладающие общими способностями, обычно хорошо и легко
учатся по всем предметам. Специальные способности позволяют человеку успешно
заниматься какой-либо определенной деятельностью. Так, бывают математические,
технические, литературные, музыкальные, изобразительные способности.
Сочетания выдающихся способностей, обусловливающих
особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо
деятельности, называется талантом. К числу талантливых людей могут быть
отнесены те, кто способен к творческой деятельности.
Высшая ступень талантливости называется гениальностью.
Способности человека тесно связаны с его склонностями.
По этому интерес к какому-нибудь занятию, увлечение им часто говорят о
наличии способностей к данному виду деятельности.
Среди всех видов способностей выделяют творческие
способности. Они определяют создание предметов материальной и духовной
культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом индивидуальное
творчество в различных областях человеческой деятельности.
К творческим способностям можно отнести:
-
способность рисковать;
-
дивергентное мышление;
-
гибкость в мышлении и
действиях;
-
быстрота мышления;
-
способность высказывать
оригинальные идеи, изображать что-то новое;
-
богатое воображение;
-
восприятие неоднозначных
вещей;
-
высокие эстетические
ценности;
-
развитая интуиция.
Критерии оценки способностей.
При развитии
умственных и других способностей учащихся должны быть приняты во внимание
следующие условия:
1)
учебную деятельность
следует организовывать в соответствии с принципом: «мы познаем явления
действительности, воздействуя на них, в частности, самая глубокая и конкретное
познание людей достигается в процессе их переделки». (С.Л. Рубинштейн) Этот
принцип обучения показал, в частности, что решение сложных задач осуществляется
на более высоком уровне абстрагирования, чем решение простых, а степень
сложности и степень трудности зачастую на практике не совпадают.
2)
Субъективная возможность
ученика должна постоянно соотносится с объективными требованиями. Постоянное
взаимодействие между объектом и познающим субъектом существенно влияет на
особенности его мышления, зависящего от содержания анализируемого индивидом
объекта.
3)
Чтобы определить уровень
развития личности и характер ее способностей, недостаточно установить, может ли
она выполнить определенное задание, необходимо рассмотреть ход выполнения этого
задания. При этом следует обратить внимание на такую особенность хода
деятельности, как обучаемость, проявляющуюся в уровне обобщения, продуктивности
и оригинальности деятельности в новых условиях и при изменении предъявляемых к
личности требований.
Эти факторы
могут служить исходным моментом оценки уровня развития способностей.
При определении уровня развития способностей важно
также установить, чем определяются ошибки, которые делают ученики при
выполнении заданий: невнимательностью, пробелом в знаниях, неумением
анализировать исходные данные, выделять существенные аспекты, обобщать.
Характер ошибок достаточно точно подскажет те меры. Которые позволяют педагогу
усовершенствовать способности ученика.
Роль обучения в развитии способностей.
При
рассмотрении конкретных условий обучения и их значения для развития способностей
необходимо иметь в виду, что
1)
Учащиеся развивают свои
способности не только в учебной деятельности.
2)
Условия обучения и
педагогические методы, прежде всего, значимы для развития умственных
способностей.
Предметное
содержание обучения как фактор развития способностей.
Если основным
условием для развития способностей является интенсивное взаимодействие с
каким-либо предметом действительности, то в обучении это означает следующее:
1)
раскрытие теоретического
содержания учебного предмета, его систематизацию и ориентацию на основные
структуры научного познания;
2)
практическое использование
полученных знаний, выработку системы методов обобщения;
3)
мировоззренческое
осмысление содержания учебного материала;
4)
систематическое построение
всех ступеней обучения и учебных предметов, способствующее выработке умственных
способностей, что реализуется в целевых установках и координации учебных планов
отдельных предметов.
Как надо
развивать творческие способности.
Условия
развития творческих способностей:
1)
раннее начало. Первые
толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней
гимнастики, раннего хождения или ползания, т.е. с очень раннего, по современным
представлениям, физического развития. Да и позже раннее чтение, ранний счет,
раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки
развитию способностей, и самых разных.
2)
насколько это возможно,
заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы
стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь
развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее
эффективно развиваться. Именно в этом и состоит второе важное условие
эффективного развития способностей.
3)
это условие вытекает из
самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения
сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности
человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот
«потолок» все выше и выше.
4)
ребенку надо предоставлять
большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности
занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание
ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что
даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.
5)
предоставленная ребенку свобода
не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную,
доброжелательную помощь взрослых. Самое важное и сложное здесь, пожалуй,
заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в
подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за
него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространенная
форма «помощи» детям, но она только ВРЕДИТ делу!
Существует
великая формула К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения
творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать
истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».
Видимо, это и
есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского
и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот
путь. Этому прямо служат развивающие игры.
Сущность и особенность развивающих игр.
Развивающие
игры исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
1.
каждая игра представляет
собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков,
квадратов из картона или пластилина, деталей из конструктора и т.д.
2.
задачи даются ребенку в
различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже;
письменной или устной инструкции и т.д. И таким образом знакомят его с разными
способами передачи информации.
3.
задачи расположены
примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип
народных игр: от простого к сложному.
4.
задачи имеют очень широкий
диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных
среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5.
постепенное возрастание
трудности задач в играх позволяет ребенку идти в перед и совершенствоваться
самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от
обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в
ребенке.
6.
нельзя объяснять ребенку
способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни
взглядом.
7.
нельзя требовать и
добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не
дорос, не созрел, и надо подождать дань, неделю, месяц или даже больше.
8.
Решение задачи предстает
перед ребенком не в абстрактной форме ответа математический задачи, а в виде
рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора,
т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно
«задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
9.
Большинство развивающих
игр не исчерпываются предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям
составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры,
т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
10.
Развивающие игры позволяют
каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее
успешно.
В развивающих
играх удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к
сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по
способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с
развитием творческих способностей:
Во-первых,
развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с
самого раннего возраста;
Во-вторых, их
задания-спутники всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
В-третьих,
поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается
наиболее успешно;
В-четвертых,
развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме
того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного
творчества;
В-пятых,
играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают
очень важное умение – сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать
решения, не делать за него того, что он может сделать сам.
Существует
множество развивающих игр, например: «Уникуб», «Обезьянка», «Точечки», «Часы»,
«Кирпичики», «Узелки» и т.д.
Измерение творческих способностей.
Оценка
творческих способностей является важной составляющей в процессе установления
одаренности детей. В настоящее время оценка творческих способностей в основном
проводится на основе методик Торренса (1966г.).
Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление,
формы А и Б.
Этот тест
Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как
беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки
способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается
выполнение испытуемым таких заданий, как конструирование картин: ребенку дается
лист бумаги с изображением ярко раскрашенной фигуры неправильной формы, которую
он должен использовать как отправной пункт для построения собственного
изображения; завершение начатой картинки, использование параллельных линий или
кругов для составления изображений.
Тесты Торренса на вербальное творческое
мышление, формы А и Б.
Задачей этого
теста является оценка вербальных творческих способностей детей и взрослых.
Тестирование охватывает такие характеристики, как умение задавать информативные
вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям,
изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения
обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого
предмета, строить предположения.
Творческие способности в действии и движении.
Этот наиболее
поздний по времени создания тест разработан в качестве дополнения для серии
Торренса на определение способностей у детей дошкольного и младшего школьного
возраста. Задание этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку
возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного
передвижения в каком-либо помещении. Качественные показатели, исследуемые с
помощью данных теста, аналогичны показателям двух предыдущих тестов: легкость,
гибкость, точность и оригинальность мышления.
Кроме тестов
Торренса существуют и другие методики на выявление творческих способностей.
Например, методики: «Скульптура», «Рисунок», «Вербальная фантазия».
Методика «Вербальная фантазия».
В ходе
рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:
1.
скорость процессов воображения;
2.
необычность,
оригинальность образов воображения;
3.
богатство фантазии;
4.
глубина и проработанность
образов;
5.
впечатлительность,
эмоциональность образов.
По каждому из
этих признаков рассказ, получается, от 0 до 2 баллов.
0 баллов. Ставится тогда, когда данный признак в
рассказе практически отсутствует.
1 балл. Рассказ получает в том случае, если данный
признак имеется, но выражен сравнительно слабо.
2 балла. Рассказ зарабатывает тогда, когда
соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.
Скорость
процессов воображения:
·
если в течении одной
минуты ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам
подсказывает какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит ноль баллов.
·
если же сам ребенок
придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то получает один
балл.
·
если ребенку удалось
придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение 30 секунд, или если в течение
1 минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то ставится два
балла.
Необычность,
оригинальность образов воображения расценивается следующим образом:
·
если ребенок просто
пересказал то, что когда-то от кого-то слышал, или где-то видел, то по данному
признаку он получает 0 баллов.
·
если ребенок пересказал
известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его
воображения оценивается 1 баллом.
·
если ребенок придумал
что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то
оригинальность воображения получает оценку в 2 балла.
Богатство
фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При
оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число
различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных
характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.
·
если общее число
названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла.
·
если общее количество
деталей указанного типа находятся в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1
балл.
·
если признаков в рассказе
мало, но в целом не менее 5, то ставиться 0 баллов.
Глубина и
проработанность образов определяется по тому, насколько разнообразно в рассказе
представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую
роль или занимающему центральное место в рассказе.
·
0 баллов – центральный
объект рассказа изображен весьма схематично, без детальной проработки его
аспектов.
·
1 балл – если при описании
центрального объекта рассказа его детализация умеренная.
·
2 балла – главный образ
рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных
характеризующих его деталей.
Впечатлительность
и эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он
интерес и эмоции у слушателей.
·
если образы малоинтересны,
банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку
фантазия ребенка 0 баллов.
·
если образы рассказа
вызывают к себе интерес со стороны слушателей и некоторую эмоциональную
реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то
впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу.
·
если ребенком были
использованы яркие весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз
возникнув, уже за тем не угасала, и даже усиливалось к концу, сопровождаясь
эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п. – 2 балла.
Таким
образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить
за свое воображение 10 баллов, а минимальное 0 баллов.
Уровни
развития:
10 баллов –
очень высокий;
8 – 9 баллов
– высокий;
4 – 7 баллов
– средний;
2 – 3 балла –
низкий;
0 – 1 балл –
очень низкий.
Заключение.
Для быстрого
перехода способности с одного уровня на другой, более высокий уровень развития,
необходимо:
1.
заинтересовать ребенка
творческой деятельностью;
2.
научить его владеть
основными способами творческого решения вопросов;
3.
предоставить самим
школьникам возможность для проявления большей активности и самостоятельности в
решении учебных и общественных задач.
Заинтересовать
ребенка творческой деятельностью можно, используя на уроках различные
творческие задания, упражнения, упражнения (примерные задания указаны в приложении).
Хорошим стимулятором для развития творческих способностей являются развивающие
творческие игры.
Также очень
важно помнить, что на творческое поведение детей оказывает большое влияние
поведение взрослых, к которым дети относятся с уважением. Взрослые не должны критиковать
творческие начинания детей, а должны быть опорой и поддержкой для них во всем.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Творческие задания.
Русский язык:
игра «Узелок на память».
Безударная
гласная в корне.
В слове один
слог всегда ударный. Он произносится с особой силой голоса. Отмечается косой
черточкой над гласной.
Цветы – 2 гласные, 2 слога, 2-й ударный, безударная
гласная в корне слова, изменяем (цвет), ясно слышится гласная е и
пишется в безударном положении.
Как проверить
безударную гласную в корне слова?
Сделать ответ
рассуждением по образцу:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.