Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРазвитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения.

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения.

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Соколова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие о способностях.

 

Способностями называют такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью.

Проблема способностей – одна из актуальных психологических проблем, имеющих большое теоретическое и практическое значение. Способности относятся к дифференциальному плану личности. Отсюда, когда говорят о способностях, то имеют в виду высокие достижения в деятельности одних по сравнению с другими. Высота достижений зависит от ряда условий, объективных и субъективных; так, например, высокие достижения школьника в учебе зависят от мастерства преподавателя, отношения учителя к ученику, а также от подготовленности самого ученика, его знаний, умений и навыков, наконец, его способностей.

Некоторые способности связанны с хорошей работой памяти. Ярко проявляются способности в мыслительной деятельности человека. Большое значение для способностей имеет и творческое воображение.

Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе.

Различают общие и специальные способности при наличии общих способностей человек может успешно заниматься разными видами деятельности. Школьники, обладающие общими способностями, обычно хорошо и легко учатся по всем предметам. Специальные способности позволяют человеку успешно заниматься какой-либо определенной деятельностью. Так, бывают математические, технические, литературные, музыкальные, изобразительные способности.

Сочетания выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности, называется талантом. К числу талантливых людей могут быть отнесены те, кто способен к творческой деятельности.

Высшая ступень талантливости называется гениальностью.

Способности человека тесно связаны с его склонностями. По этому интерес к какому-нибудь  занятию,  увлечение им часто говорят о наличии способностей к данному виду деятельности.

Среди всех видов способностей выделяют творческие способности. Они определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

К творческим способностям можно отнести:

-        способность рисковать;

-        дивергентное мышление;

-        гибкость в мышлении и действиях;

-        быстрота мышления;

-        способность высказывать оригинальные идеи, изображать что-то новое;

-        богатое воображение;

-        восприятие неоднозначных вещей;

-        высокие эстетические ценности;

-        развитая интуиция.

 

Критерии оценки способностей.

При развитии умственных и других способностей учащихся должны быть приняты во внимание следующие условия:

1)      учебную деятельность следует организовывать в соответствии с принципом: «мы  познаем явления действительности, воздействуя на них, в частности, самая глубокая и конкретное познание людей достигается в процессе их переделки». (С.Л. Рубинштейн)  Этот принцип обучения показал, в частности, что решение сложных задач  осуществляется на более высоком уровне абстрагирования, чем решение простых, а степень сложности и степень трудности зачастую на практике не совпадают.

2)      Субъективная возможность ученика должна постоянно соотносится с объективными требованиями. Постоянное взаимодействие между объектом и познающим субъектом существенно влияет на особенности его мышления, зависящего от содержания анализируемого индивидом объекта.

3)      Чтобы определить уровень развития личности и характер ее способностей, недостаточно установить, может ли она выполнить определенное задание, необходимо рассмотреть ход выполнения этого задания. При этом следует обратить внимание на такую особенность хода деятельности, как обучаемость, проявляющуюся в уровне обобщения, продуктивности и оригинальности деятельности в новых условиях и при изменении предъявляемых к личности требований.

Эти факторы могут служить исходным моментом оценки уровня развития способностей.

При определении уровня развития способностей важно также установить, чем определяются ошибки, которые делают ученики при выполнении заданий: невнимательностью, пробелом в знаниях, неумением анализировать исходные данные, выделять существенные аспекты, обобщать. Характер ошибок достаточно точно подскажет те меры. Которые позволяют педагогу усовершенствовать способности ученика.

 

Роль обучения в развитии способностей.

При рассмотрении конкретных условий обучения и их значения для развития способностей необходимо иметь в виду, что

1)      Учащиеся развивают свои способности не только в учебной деятельности.

2)      Условия обучения и педагогические методы, прежде всего, значимы для развития умственных способностей.

 

Предметное содержание обучения как фактор развития способностей.

Если основным условием для развития способностей является интенсивное взаимодействие с каким-либо предметом действительности, то в обучении это означает следующее:

1)      раскрытие теоретического содержания учебного предмета, его систематизацию и ориентацию на основные структуры научного познания;

2)      практическое использование полученных знаний, выработку системы методов обобщения;

3)      мировоззренческое осмысление содержания учебного материала;

4)      систематическое построение всех ступеней обучения и учебных предметов, способствующее выработке умственных способностей, что реализуется в целевых установках и координации учебных планов отдельных предметов.

 

Как надо развивать творческие способности.

Условия развития творческих способностей:

1)      раннее начало. Первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, т.е. с очень раннего, по современным представлениям, физического развития. Да и позже раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей, и самых разных.

2)      насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития способностей.

3)      это условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше.

4)      ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

5)      предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое важное и сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространенная форма  «помощи» детям, но она только ВРЕДИТ делу!

Существует великая формула К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Этому прямо служат развивающие игры.

 

 

 

Сущность и особенность развивающих игр.

 

Развивающие игры исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1.      каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластилина, деталей из конструктора и т.д.

2.      задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже; письменной или устной инструкции и т.д. И таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3.      задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4.      задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

5.      постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти в перед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

6.      нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом.

7.      нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать дань, неделю, месяц или даже больше.

8.      Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математический задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

9.      Большинство развивающих игр не исчерпываются предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

10.  Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

Во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

Во-вторых, их задания-спутники всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

В-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

В-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

В-пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него того, что он может сделать сам.

Существует множество развивающих игр, например: «Уникуб», «Обезьянка», «Точечки», «Часы», «Кирпичики», «Узелки» и т.д.

 

Измерение творческих способностей.

 

Оценка творческих способностей является важной составляющей в процессе установления одаренности детей. В настоящее время оценка творческих способностей в основном проводится на основе методик Торренса (1966г.).

Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление, формы  А и Б.

Этот тест Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемым таких заданий, как конструирование картин: ребенку дается лист бумаги с изображением ярко раскрашенной фигуры неправильной формы, которую он должен использовать как отправной пункт для построения собственного изображения; завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изображений.

Тесты Торренса на вербальное творческое мышление, формы  А и Б.

Задачей этого теста является оценка вербальных творческих способностей детей и взрослых. Тестирование охватывает такие характеристики, как умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предположения.

 

Творческие способности в действии и движении.

Этот наиболее поздний по времени создания тест разработан в качестве дополнения для серии Торренса на определение способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Задание этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком-либо  помещении. Качественные показатели, исследуемые с помощью данных теста, аналогичны показателям двух предыдущих тестов: легкость, гибкость, точность и оригинальность мышления.

Кроме тестов Торренса существуют и другие методики на выявление творческих способностей. Например, методики: «Скульптура», «Рисунок», «Вербальная фантазия».

Методика «Вербальная фантазия».

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1.      скорость процессов воображения;

2.      необычность, оригинальность образов воображения;

3.      богатство фантазии;

4.      глубина и проработанность образов;

5.      впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ, получается, от 0 до 2 баллов.

0 баллов. Ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует.

1 балл. Рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо.

2 балла. Рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Скорость процессов воображения:

·         если в течении одной минуты ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит ноль баллов.

·         если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то получает один балл.

·         если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение 30 секунд, или если в течение 1 минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то ставится два балла.

Необычность, оригинальность образов воображения расценивается следующим образом:

·         если ребенок просто пересказал то, что когда-то  от кого-то слышал, или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов.

·         если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается 1 баллом.

·         если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность воображения получает оценку в 2 балла.

Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.

·         если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла.

·         если общее количество деталей указанного типа находятся в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл.

·         если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то ставиться 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяется по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе.

·         0 баллов – центральный объект рассказа изображен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов.

·         1 балл – если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная.

·         2 балла – главный образ рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Впечатлительность и эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателей.

·         если образы малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка 0 баллов.

·         если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны слушателей и некоторую эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу.

·         если ребенком были использованы яркие весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже за тем не угасала, и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п. – 2 балла.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение 10 баллов, а минимальное 0 баллов.

 

Уровни развития:

10 баллов – очень высокий;

8 – 9 баллов – высокий;

4 – 7 баллов – средний;

2 – 3 балла – низкий;

0 – 1 балл – очень низкий.

 

 

Заключение.

 

Для быстрого перехода способности с одного уровня на другой, более высокий уровень развития, необходимо:

1.      заинтересовать ребенка творческой деятельностью;

2.      научить его владеть основными способами творческого решения вопросов;

3.      предоставить самим школьникам возможность для проявления большей активности и самостоятельности в решении учебных и общественных задач.

Заинтересовать ребенка творческой деятельностью можно, используя на уроках различные творческие задания, упражнения, упражнения (примерные задания указаны в приложении). Хорошим стимулятором для развития творческих способностей являются развивающие творческие игры.

Также очень важно помнить, что на творческое поведение детей оказывает большое влияние поведение взрослых, к которым дети относятся с уважением. Взрослые не должны критиковать творческие начинания детей, а должны быть опорой и поддержкой для них во всем.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

Творческие задания.

 

Русский язык: игра «Узелок на память».

Безударная гласная в корне.

В слове один слог всегда ударный. Он произносится с особой силой голоса. Отмечается косой черточкой над гласной.

Цветы – 2 гласные, 2 слога, 2-й ударный, безударная гласная в корне слова, изменяем (цвет), ясно слышится гласная е и пишется в безударном положении.

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Сделать ответ рассуждением по образцу:


Лесной –

Распевали –

Распивали –

Прилетели –

Цветы –

Бежали –

За рекой –

Не ленись –


 

Разделить слова на слоги для переноса, указать в них ударный слог: ельник, береза, пенек, возле, встречайте, ежи, веселые, Елена, вернусь, ежевика, ежиха.

 

Игра «Поле чудес».

М _ лодия

Сн _ жок

Вол _ йбол

_ диница

_ нот

_ ралаш

плать _

полот _ нц _


_ нот

_ жиха

_ ралаш

солнц _

плать _

пол _

дела _

черне _

тепле _


 

 


Е… (ежиха)

Е… (енот)

Е… (Ералаш)

Е… (единица)

Е…Е…Е (евангелие)

Е…Е…Е…Е (еженедельник)

В…ТКА

П…РЬЯ


 

 

Объяснить значение слов.

Нарисовать один из предметов. Вложить рисунок в альбом-копирку.

Составить слова, используя предложенные буквы и буквосочетания: ли, ла, са, то, ло, до, нь, с.

Сколько здесь звуков? Почему?

 

Математика: игра «Арифметические кубики».

a)      Для игры нужны 3 кубика, один из них по цвету отличается от двух других. Каждый из играющих  бросает подряд все кубики. Сумму чисел, выпавших на двух одноцветных кубиках, умножают на число, выпавшее на третьем кубике, и записывают произведение. В конце игры(сколько раз бросать, договариваются зарание) подводятся итоги. Выигрывает тот, у кого сумма всех полученных чисел окажется наибольшей.

b)      Для игры нужен один кубик. Каждый из играющих на листке бумаги пишет в столбик числа от 1 до 10 и перед каждым числом ставит  знак умножения.  Играющие по очереди бросают кубик десять раз подряд. Числа, выпавшие на кубике, перемножаются с числами на листке бумаги. После десятого броска подводится общий итог. Выигрывает тот, у кого окажется наибольшая сумма.

 

Задача – шутка: «Из Москвы в Тулу».

В полдень из Москвы в Тулу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Тулы в Москву выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе, но, конечно, значительно медленнее, чем автобус. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, то кто из них будет дальше от Москвы?

Пояснение: встретившиеся путешественники находятся в одном месте и, следовательно, на одинаковом расстоянии от Москвы.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

     Существует великая формула К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Заинтересовать ребенка творческой деятельностью можно, используя на уроках различные творческие задания, упражнения. Хорошим стимулятором для развития творческих способностей являются развивающие творческие игры. в данной статья приводятся примеры заданий и упражнений способствующих развитию творческих способностей.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 159 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 395
    • DOCX 79.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Соколова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Соколова Елена Викторовна
    Соколова Елена Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3575
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 286 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 104 человека

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 889 человек

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 416 человек

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе