Развитие творческих способностей дошкольников через занятия в кукольном
театре
Становление творческой личности ребенка особенно эффективно
происходит в условиях реализации театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональной
эмпатии, развивает творческую активность, их исполнительные возможности.
Занятия по театрализованной деятельности выполняют ряд функций: познавательную,
воспитательную и развивающую.
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период
всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все
психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и
речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности.
Особое значение для развития творческих способностей
дошкольников играет кукольный театр как наиболее доступный в этом возрасте.
Кукольные спектакли: соответствуют потребностям детского восприятия; делают
увлекательным и доступным непростой для ребенка процесс постижения действительности,
сложностей взаимоотношений между людьми; дают ориентиры в мире нравственных
представлений; вводят в мир литературы, живописи, музыки; дают первое
представление об особенностях художественного отражения действительности в
искусстве. Это один из самых демократичных и доступных видов искусства, который
позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и
нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием
воображения, фантазии и т.д. Кукольный театр является источником развития
чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста
всегда имеют нравственную направленность, что позволяет формировать опыт социальных
навыков поведения. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в
совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.
Кукольное искусство – искусство особого рода. Театр кукол
имеет свою индивидуальную неповторимость. Арсенал его выразительных средств
значительно отличается от арсенала средств театра драматического. Кукла не
способна раскрыть многостороннюю психологическую структуру образа человека. Но
значительно лучше, чем человек-актер, кукла может показать наиболее яркие,
характерные черты человека в их наиболее общем проявлении.
Развитие творческих способностей в контексте
театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию,
возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны
педагогов. Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая
формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям,
развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет
комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане,
эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает
эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корригирует отклонения
в разных сферах психической деятельности.
Творческое развитие личности дошкольника происходит в
процессе системного и личностно значимого приобщения к искусству кукольного
театра и предполагает последовательное усложнение учебного материала в
соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное
вхождение ребенка в многогранный мир театра.
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной
деятельности решаются следующие задачи: развитие творческих способностей и
творческой самостоятельности дошкольника; воспитание интереса к различным видам
творческой деятельности; овладение импровизационными умениями; развитие всех
компонентов, функций и форм речевой деятельности; совершенствование
познавательных процессов. Наибольший эффект дают такие методы развития
творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание
проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более
сложный творческий уровень; упражнения; этюды.
Огромную роль в организации театрализованной деятельности
играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы
воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел
смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому
"превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также
основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого
потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Ни
в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения.
Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить
внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей
актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не
превратить его только в зрителя.
В рамках дополнительного образования в колледже существует
кукольный театр, где студенты специальности Дошкольное образование приобретают
умения и навыки по организации и деятельности кукольного театра в дошкольном
учреждении. В наше время - время стрессов, резких взлетов и более резких
падений в судьбах людей - все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение,
фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд
агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими
явлениями. Все это обрушивается на незащищенную психику ребенка. Как уберечь их
от этой страшной и разрушительной силы? Именно через кукольный театр учатся
студенты прививать детям интерес к музыке, к литературе, к русскому слову и
развить творческие способности у детей. Студентам дается возможность не только
самим стать участниками театрализованных действий, но и изучить методику
организации кукольного театра в дошкольном образовательном учреждении,
апробировать приемы работы, использовать полученный опыт на практике.
Литература:
1.
Грегори, Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия/ Р. Грегори. – М. :
Прогресс, 1970 .
2.
Образцов, С.В. Эстафета искусств / С.В. Образцов. – М. : Искусство, 1983. – 208
с.
3.
Симонович-Ефимова, Н.Я. Записки петрушечника и статьи о театре кукол/ Н.Я.
Симонович-Ефимова. – Л. : Искусство, 1980. – 271 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.