Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазвитие текстовой компетентности обучающихся: ассоциативный аспект

Развитие текстовой компетентности обучающихся: ассоциативный аспект

Скачать материал

Развитие текстовой компетентности обучающихся: ассоциативный аспект

Ахкобекова Х.З.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназия № 13 г.Томска

 

      Современный урок русского языка и литературы, направленный на развитие ключевых компетенций школьника посредством текстовой деятельности, ставит в центр внимания личность ученика, его саморазвитие и самореализацию, а значит, как никогда ранее, должен выстраиваться на основе диалогизации и индивидуализации учебного процесса,  взаимодействия учебных предметов одной образовательной области (русского языка и литературы), обеспечивающего понимание текста как формы коммуникации; взаимодополняемости классно-урочной и внеурочной деятельности, позволяющей углублять знания по русскому языку и литературе, что является особенно актуальным в условиях сокращения часов учебного плана.

      Умение работать с текстом, важнейшим компонентом информационной основы общения и формой трансляции культуры, и создавать собственные тексты (устные и письменные)  требует от обучающихся на каждом этапе обучения   новых знаний и умений. В поиске эффективных приемов обучения словесному творчеству мы прошли ряд экспериментов.

      Использовали НЛП (Нейролингвистическрое программирование) как в формировании правильного образа слова на основе его визуализации и ассоциации с каким – либо образом, так и в создании текстов на основе ассоциаций. При этом одним из важных требований являлось задействование всех репрезентативных систем восприятия: слуха, зрения, ощущения, вкуса. Тогда «сухие» тексты кинестетиков перестали быть лишь перечислением действий, а визуалы добавили звуков, аудиалы смогли расцветить свой текст. При этом черновая работа происходит совершенно просто: в созданном тексте необходимо подчеркнуть одним цветом действия, другим звуки, третьим краски, а затем добавить в текст недостающий материал. Подводя итоги данной работы, проведенной совместно с психологом гимназии мы отметили увеличение орфографической грамотности и улучшение качества текстов.

     Следующим этапом нашего поиска  стали  коммуникативно-творческие игры-упражнения, понятие, представленное нами максимально широко: от языковых игр-упражнений до ролевых, ситуативных. В основу таких игр – упражнений мы положили понятие ассоциации как  связи между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного  из них влечет за собой появление другого (Краткий психологический словарь). 

      Согласно периодизации возраста, разработанной Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, и Д.Б.Элькониным, ведущей деятельностью среднего школьного возраста является интимно-личностное общение. Поэтому наилучшим условием развития личности подростка стало использование игровых и коммуникативных технологий обучения.

       Активизация познавательных способностей в процессе обучения русскому языку и литературе, осуществляемая на основе ассоциаций широко применяется в заданиях, направленных на развитие одаренности личности. Она основывается на одном из законов творчества – законе познавательного разнообразия. Психологи У.Эшби и А.И.Субето сформулировали действие закона в виде двух постулатов:

1.     Мыслительная продуктивность растет пропорционально росту разнообразия и «мощи» «тезаурусного» потенциала;

2.     Способность к ассоциациям и аналогиям возрастает по мере увеличения «тезаурусного» потенциала.

«Тезаурус» памяти (словарь понятий, отношений и пр.) должен быть достаточно богатым у творящей личности. Объект творения должен овладеть разнообразием («панорамой знаний»).

   Предлагаем задания следующего рода: объединить слова, не связанные между собой по смыслу в текст; придумать новые названия привычным предметам, сочинение сказок по принципу Д.Родари.

   Ассоциативный подход требует  рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

   Ассоциации могут предварять задание или быть его частью. Если ассоциативный ряд предваряет задание, он способствует насыщению речевой среды, активизирует словарь школьника и запускает в действие механизмы воображения. Во втором случае, когда ассоциации используются как часть задания, они помогают устанавливать взаимосвязи между различными, даже не схожими, на первый взгляд, явлениями, позволяют создать более сложный семантический контекст, способствуя развитию одаренности обучающихся.

 Например, в сочетании «весна пришла» каждое слово необходимо заменить синонимом – ассоциацией. Весна – утро года, подруга подснежника, нежный взгляд. Пришла – пробиралась, подкрадывалась, журчала ручейками, примчалась на крыльях ветерка, ласкала, пела, бежала, струилась. Однако без подготовительной работы получить такой яркий образный материал невозможно. Необходимо создать обогащенную речевую среду. Так, при подготовке к сочинению – описанию природы мы можем предложит следующие задания:

1.     По приведенным зачинам определите, для какой ситуации общения создается текст, к какому стилю и типу речи он будет принадлежать?

·        Сообщает Гидрометцентр…

·        Ты знаешь, я только что вернулся из прекрасной поездки. Ну и места я повидал…

·        Без воды жизнь на Земле невозможна…

·        Мы вошли в лес. Молодые осинки и березки спускаются по косогору. Вот где по-настоящему чувствуется весна!..

2.     Устраните недостатки в рабочих материалах: непоследовательность и нарушение стиля.

План наблюдений

Рабочие материалы

Небо

Низкие, темные, косматые тучи. Из них сыплется снежок.

Снег

Колючий, злой, обильный. Вьется, кружит, бьет в лица прохожих, в стекла и стены домов.

Прохожие

Ежатся, прячут лица в воротники. Торопятся, хотят укрыться от непогоды.

Ветер

Сильный, порывистый, до 5м/сек. Гонит и кружит снег. Помахивает голыми ветками деревьев. Временами гнет их до самой земли. Забирается под шапки и пальто людям.

 

3.     Подберите слова к теме «Дождь»: сильный, проливной, небольшой, крупный, мелкий, моросящий, редкий, частый, косой, теплый, холодный, весенний, грибной.

4.     Нарисуйте картинку какого – либо месяца так, чтобы его можно было узнать.

5.     О каком месяце писал А.П.Чехов: «Погода чудесная. Все поет. Цветет, блещет красотой. Сад уже совсем зеленый. Стволы яблонь, груш, вишен выкрашены в белую краску. Цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест».

Подобные задания актуализируют и пополняют словарный запас обучающихся, формируют ассоциативные связи между словами и включают обучающихся в широкий круг взаимосвязей с окружающим миром.

     Для активизации словаря мы можем предложить составить как можно больше слов из любого слова (например, «словесность»). После включения обучающихся в речевую деятельность дать более сложное задание: составить текст, чтобы все слова начинались на О (Один ослик отправился обедать…). Кроме того, можно поработать с геометрическими фигурами. На листе ватмана предложить им геометрические фигуры, которые необходимо дорисовать, чтобы получились предметы. Полезно познакомить ребят с формообразованием. Например, чем отличаются геометрические фигуры от геометрических тел (фигуры плоские, а тела имеют объем). Готовые рисунки вывешиваются на доску для дальнейшей работы. По следующему алгоритму смоделируйте загадку.

Алгоритм

1.     Выберите предмет и определите, какой он по форме, цвету, настроению и т.д.

2.     Определите, что бывает таким же?

3.     Когда предмет бывает таким же?

4.     Соедините сравнения в текст с помощью связки «как» и «но не».

Пример:

 

Какой предмет?

Что бывает таким же?

Когда похожий предмет бывает таким же

По цвету: желтый

солнце

летнее

По форме: овальный

баклажан

зрелый

По вкусу: кислый

грейпфрут

недоспелый

 

Текст загадки: желтый, как летнее солнце; кислый, как недоспелый грейпфрут; овальный, но не баклажан зрелый. Что это?

  Основой для составления алгоритмов послужили технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо) и ТРИЗ (Теория решения исследовательских задач) в развитии речи школьников.  

   Таким образом, мы видим важность развития ассоциативных механизмов мышления для развития текстовой компетентности учащихся.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Развитие текстовой компетентности обучающихся: ассоциативный аспект"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Контент-менеджер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Современный урок русского языка и литературы, направленный на развитие ключевых компетенций школьника посредством текстовой деятельности, ставит в центр внимания личность ученика, его саморазвитие и самореализацию, а значит, как никогда ранее, должен выстраиваться на основе диалогизации и индивидуализации учебного процесса,  взаимодействия учебных предметов одной образовательной области (русского языка и литературы), обеспечивающего понимание текста как формы коммуникации; взаимодополняемости классно-урочной и внеурочной деятельности, позволяющей углублять знания по русскому языку и литературе, что является особенно актуальным в условиях сокращения часов учебного плана.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 978 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 325
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 612
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 283
    • DOCX 26.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ахкобекова Халимат Зафировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ахкобекова Халимат Зафировна
    Ахкобекова Халимат Зафировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8273
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 211 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 457 человек

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психоаналитический подход: изучение определенных аспектов психологии личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе