Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЧУТКОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЧУТКОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Скачать материал
Скачать материал "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЧУТКОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Развитие социальной чуткости у учащихся начальной школыСлащева Ольга Львовна...

    1 слайд

    Развитие социальной чуткости у учащихся начальной школы
    Слащева Ольга Львовна
    Учитель начальных классов
    ГОУ СОШ №163

  • Социальную основу воспитания необходимо формировать в младшем  школьном возра...

    2 слайд

    Социальную основу воспитания необходимо формировать в младшем школьном возрасте.

  • Ребенокэмоционально – бережное
 отношение
 к окружающему проявление альтруист...

    3 слайд

    Ребенок
    эмоционально – бережное
    отношение
    к окружающему
    проявление альтруистических
    чувств
    социальной чуткости

  • Характерные признаки проявления социальной чуткости у учащихся начальной школ...

    4 слайд

    Характерные признаки проявления социальной чуткости у учащихся начальной школы:
    1.Радость при успехе другого ребёнка, словесное признание этого успеха.
    2.Отказ от чего – либо в пользу другого ребёнка.

  • 3. Предоставление другому ребёнку возможности порадоваться. 
 4. Приглашение...

    5 слайд

    3. Предоставление другому ребёнку возможности порадоваться.
    4. Приглашение к совместным играм, действиям нерешительного ребёнка, одиноко стоящего в стороне.

  • 5. Забота о равноправии всех детей. 
 6. Умение приносить извинения и умение...

    6 слайд

    5. Забота о равноправии всех детей.
    6. Умение приносить извинения и умение принимать их.
    7. Словесное или физическое ободрение другого ребёнка.

  • Вывод:Многие дети, придя в школу, не понимают таких абстрактных понятий, как...

    7 слайд

    Вывод:
    Многие дети, придя в школу, не понимают таких абстрактных понятий, как ДОБРОТА, ЗАБОТА, ВНИМАНИЕ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ и другие.
    Социальная чуткость – необходимое качество ребёнка. Оно помогает ему в любой ситуации хорошо себя чувствовать и успешно действовать.

  • Литература1.Актуальные проблемы нравственного воспитания /Л.Ф. Колесников. –...

    8 слайд

    Литература
    1.Актуальные проблемы нравственного воспитания /Л.Ф. Колесников. – М.: Наука, 1987.
    2.Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. М., «Просвещение» 2011
    3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9
    4. Реккаро А. О развитии социальной чуткости…//Дошкольное воспитание,1989 № 8

  • 9 слайд

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Социальную основу воспитания необходимо формировать уже в младшем школьном возрасте.

Следует отдавать предпочтение новым идеям и поискам в работе, которые направляли бы внимание ребёнка не на своё «Я», а на окружающую жизнь, людей.

  Уже у первоклассников мы развиваем миролюбивое отношение к другим детям, поощряем желание действовать совместно. У ребёнка хотим видеть такие качества, как эмоционально – бережное отношение к окружающему, проявление альтруистических чувств и социальной чуткости. Ребёнок должен сам замечать, что друг грустит, и утешать его, без напоминания помогать младшему.

  Социальную чуткость нужно развивать и воспитывать как в семье, так и в школе.

  Вот характерные признаки проявления социальной чуткости у учащихся начальной школы:

 1.Радость при успехе другого ребёнка, словесное признание этого успеха. Ребёнок старательно делает из бумаги птицу, а другой наблюдает за ним и говорит: «Вот молодец! Как красиво получилось!»

  Выражать признание успехам товарища надо учить на всех уроках, особенно на уроках труда и изобразительной деятельности. При подведении итогов и анализе работ можно предложить каждому ребёнку рассказать о рисунке друга, отметить что – то хорошее, достойное признания. Учитель дополняет оценку своим мнением, обращая внимание на то, что ребёнок не заметил.

2.Отказ от чего – либо в пользу другого ребёнка.

  Отказ, от какого – то права, преимущества, как один из видов альтруистической деятельности, часто требует от ребёнка определённого внутреннего само преодоления.

  Но детей никогда не надо принуждать к отказу ради кого – либо то. Надо постараться объяснить им, что отказ должен доставлять радость, а не вызывать сожаление.

  Можно заметить, что девочки отказываются от чего – либо в пользу другого из нежности и потребности заботиться. Например, пирожок, который ребёнку дают в столовой оставляет для младшего брата или сестры.

  3. Предоставление другому ребёнку возможности порадоваться.

  Для ребёнка очень важна обратная связь. Ему необходимо видеть на лице другого человека радость или удовольствие, от сделанного им хорошего поступка. Если этого не последует за хорошим поступком, то учитель должен позаботиться о том, чтобы ребёнок был твёрдо уверен в правильности своего поступка. Можно просто поощрить ребёнка, можно в его присутствии спросить другого, испытывает ли он радость, можно высказать одобрение и показать положительную направленность поступка. Главное – распознать, уловить это мгновение. Чтобы не пропустить возможность похвалить ребёнка за его доброе дело.

  4. Приглашение к совместным играм, действиям нерешительного ребёнка, одиноко стоящего в стороне.

  Часто дети не замечают, что один ребёнок стоит рядом и наблюдает за игрой. Он хотел бы принять участие, но что – то мешает ему. Может быть, эта игра для него новая и незнакомая и ему трудно сразу найти в ней роль для себя. Может быть, он боится, что ему откажут, ведь так уже случалось раньше. Тяжёлое переживание помнится долго. Такое можно увидеть в группе продлённого дня.

  Учитель не должен «втискивать» ребёнка в игру других детей. Но, тем не менее может направлять их внимание на одиноко стоящего товарища, например, тихо спросить у кого – либо из детей: «Как ты думаешь, всем сейчас хорошо?» или « Посмотри вокруг, вдруг кто-нибудь печально стоит один?». Обычно ребята сразу обнаруживают свою «ошибку» и тут же быстро исправляют её: приглашают ребёнка играть вместе (2).

 5. Забота о равноправии всех детей.              

  В начальной школе мы часто играем. Учитель должен следить, чтобы каждый ребёнок был и в руководящей роли, и в роли исполнителя, чтобы никто из детей не требовал для себя особых правил.

  6. Умение приносить извинения и умение принимать их.

  Необходимо, чтобы ребёнок ощущал потребность извиниться, если сделал что – то плохое, признать свою вину и сохранить хорошие отношения с товарищами. Очень важно, как дети извиняются и как принимают извинения. Недовольный вид ребёнка, повернувшегося, спиной, к приносящему, извинение, вызывает у последнего неприятное ощущение, что его не простили. Такое положение приводит в дальнейшем к нежеланию извиняться. Извинения должны вызывать радостное чувство освобождения, желание не повторять допущенную ошибку.

  Есть дети, которые друг с другом плохо контактируют. Их обучают извиняться словесно. Если тот, которому приносят извинения, не отвечает товарищу, то вмешивается учитель, дружелюбно спрашивая: « Ты его простил?». Обычно ребёнок в ответ кивает головой. Педагог подтверждает: « Всё в порядке, он простил тебя, теперь опять можете вместе делать уроки».

Более близким друзьям советуем обняться, что уже без слов доказывает: прощение принято.

  7. Словесное или физическое ободрение другого ребёнка.

  Если в класс приходит новенький, надо найти того, кто возьмёт над ним шефство, только не навязчиво, а очень аккуратно. Это сблизит детей между собой. А затем надо похвалить шефа, за поддержку нового товарища или погладить по голове в знак одобрения. Для ребёнка младшего школьного возраста учитель авторитет , но и похвала товарища так же дорога(4,с.41).

Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: "Книга - это открытие мира". Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

После прочтения детской сказки Ганса Христиана Андерсена "Гадкий утенок", учитель предлагает детям ответить на следующие вопросы:

Объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других;

Кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?

Считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся?

У людей, которых презирают и отвергают, часто развивается комплекс неполноценности, наносящий ущерб их самоуважению. Учитель предлагает найти в тексте предложения, из которых ясно, что утенок теряет самоуважение. Цель - применить историю гадкого утенка к ситуациям, реально существующим в семьях или обществе. Входя в роль, дети на себе испытывают, что значит быть изгоем. Все вместе обсуждают, могли бы утята как-то иначе отнестись к не похожему на них утенку.

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Именно на первом этапе, когда родители хотят, легко идут на контакт, необходимо поддержать их желание, дать возможность, связать всех в единое целое, чтобы вместе делить радости и огорчения, вместе преодолеть трудности и праздновать победы.

Основной задачей общественного образования является воспитание современного культурного человека. Какими же качествами должен обладать член цивилизованного общества? Несомненно, в первую очередь, это чувство самоуважения и уважения окружающих. И роль школы в формировании навыков умения строить взаимоотношения с окружающим миром выходит на первый план. Задача педагогов заключается в том, что бы научить детей взаимодействовать с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания (1).

Сейчас мы очень много говорим о толерантности. Воспитание толерантности у детей важно потому, что для гармоничного сосуществования людей в социуме необходимо иметь нравственную позицию, которая будет основана на открытости, и желании понять различия между социальными группами, имеющими различные религиозные убеждения, основу взято понимание толерантности с педагогической точки зрения, то есть толерантность – способность, умение терпеть, уважать чужое мнение, позиции и ценности других людей, понимая и принимая свою собственную позицию.

Основной акцент сделан на то, что настоящая терпимость – признак силы, а не слабости человека. Она стремится сохранить за счёт терпения и компромисса нечто более важное в человеческих отношениях. Терпимость – это понимание моральной основы мира, признание реальных различий между людьми в сфере достижений, мировоззрений и т.п. А толерантность базируется именно на такой настоящей терпимости, на осознанном интеллектуальном убеждении(3).

Многие дети, придя в школу, не понимают таких абстрактных понятий, как ДОБРОТА, ЗАБОТА, ВНИМАНИЕ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ и другие. И мы учителя делаем всё возможное, чтобы ребенок осознал эти абстрактные понятия, принял их сердцем и душой.

В результате многолетней работы можно прийти к выводу, что социальная чуткость – необходимое качество ребёнка. Оно помогает ему в любой ситуации хорошо себя чувствовать и успешно действовать.

 

 

Литература.

1.Актуальные проблемы нравственного воспитания /Л.Ф. Колесников. – М.: Наука, 1987.

2.Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. М., «Просвещение» 2011

3.Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9

 

4. Реккаро А. О развитии социальной чуткости…// Дошкольное воспитание, 1989 № 8

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 452
    • PPTX 8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Слащёва Ольга Львовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Слащёва Ольга Львовна
    Слащёва Ольга Львовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9074
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 222 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2675 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 456 человек

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек