Инфоурок Логопедия, Дефектология ПрезентацииРазвитие речи у детей с умеренной умственной отсталостью

Развитие речи у детей с умеренной умственной отсталостью

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ педсовет .Развитие речи.docx

Тақырып: Ақыл – ойы кем балалардың тілдерін дамыту

Тема: Развитие речи у детей с умеренной умственной отсталостью

Дайындаған:

Подготовила: учитель русского языка и чтения Хохлова А. В.

Педагогикалық кеңесте хабарландыру

Сообщение на педагогическом совете

11.11.2014г.

Категория детей с умеренной степенью умственной отсталости представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является психофизический дефект и в большинстве случаев наличие выраженных органических нарушений.

      У этих детей общий интеллектуальный дефект связан либо с отсутствием устной речи, либо с общим ее недоразвитием. Нарушена импрессивная речь, т.е. восприятие и понимание устной речи других людей.

      Нарушена экспрессивная, произносительная речь. Она монотонна, нарушен темпоритм, отсутствует эмоциональная окраска. Словарь крайне ограничен. Общее недоразвитие речи сочетается с тяжелыми дополнительными речевыми нарушениями: дизартрией, алалией, заиканием, грубыми органическими дефектами артикуляционного аппарата. Из-за нарушенного строения центрального и периферического отделов речевого аппарата наблюдается нарушение звукопроизношения, коррекция которого трудна и малопродуктивна. Речь большинства представлена случайным, хаотичным набором слов, фраз, если они есть, построенных неправильно.

Проблема развития  речи актуальна, поскольку речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность  речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию  речи способствует  развитию мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.

Формирование устной речи умственно отсталых детей – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. От нее зависит успех всей коррекционно-развивающей работы.

Слайд 2

Большинство исследователей выделяют 3 уровня недоразвития речи у умственно отсталых детей:

1 уровень. Ребенок с трудом понимает речь. В его речи имеются лишь отдельные слова. Вербальная недостаточность восполняется использованием жестов.

2 уровень. У ребенка имеются трудности понимания речи. На этом уровне ребенок грамматически организует речь, объединяя слова в короткие фразы, может сказать отдельные слова, но не способен составить связный рассказ.

3 уровень. Ребенок правильно строит фразы, но предложения стереотипны, мало варьируются. Словарь беден. Ребенок может правильно сказать простые слова и короткие фразы.

Формы расстройства речи у детей с умеренной умственной отсталостью поддаются коррекции с большим трудом и скромными результатами.

 

Слайд 3

Большой вклад в становление методики развития речи глубоко умственно отсталых детей внесли  А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Они описали трёхуровневую модель развития речи у этой категории детей, в которую включены следующие разделы:

формирование действия понимания речи;

формирование значения слов и обогащение активного словаря;

формирование грамматических категорий и связной речи.

Слайд 4

Особое внимание вышеназванные авторы уделяют работе над словарём. Они подчёркивают важность работы над значением слов, уточнением словесных понятий, овладением обобщающими значениями слова, над дифференциацией значений слов, обозначающих близкие понятия, над пониманием многозначности слов.

Слайд 5

Развитию понимания речи нужно придавать особое значение на протяжении всего обучения. У детей с умственной отсталостью знания об окружающем мире и предметах очень бедные, а иногда и вообще отсутствуют. Одной из причин ограниченности знаний и бедности словаря является плохое понимание детьми речи окружающих. Без специального обучения дети с умеренной умственной отсталостью слабо понимают обращённую к ним речь.

Слайд 6-7

На первоначальных этапах необходимо учить детей понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции педагогов,  участвовать в несложном диалоге, договаривать фразы за взрослым, обращаться к педагогу с просьбами. На более поздних этапах обучения формируют умение общаться со взрослыми, с детьми, развивают навыки вопросно-ответной и диалогической речи, обучают связному высказыванию с помощью взрослого, по данному образцу, по серии картинок, действий.

Слайд 8-9

Пониманию речи помогает ее выразительность: повышение и понижение, усиление и ослабление голоса, различная длительность пауз между словами и предложениями, ударения в словах и т. п. Дети ориентируются и на невербальные средства речевого сообщения: мимику, жесты, эмоциональную окрашенность речи.

Ребенок в первую очередь должен научиться смотреть на педагога, реагировать на обращение. Для понимание речи очень важно, чтобы ребенок смотрел на учителя и отвечал либо словами, либо жестами (например кивком).

Слайд 10-11

Обучение пониманию смысла речи включает развитие и умения повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции: называние  своего имени и фамилии, а также родителей; выражение просьб и желаний; называние предметы обихода и действия с ними и т.д. Слова играют большую роль в взаимодействии с ребенком. Даже, если ребенок вас не копирует, надо стараться, чтобы он слушал, реагировал на голос и учился понимать значения слов. Для этого можно потрогать изучаемый предмет, рассмотреть, потрясти, погладить, обвести и т.д., т.е. действовать с данным предметом.

Слайд 12

На уроках  в коррекционной школе большое внимание необходимо уделять формированию номинативной функции речи. Дети усваивают и запоминают названия различных предметов, обобщающих понятий, действий, признаков, отношений предметов, понятий между собой.  Словарный запас формируется медленно. Дети с умеренной умственной отсталостью испытывают значительные затруднения в усвоении семантики слов.

Стимуляция познавательной деятельности – важное условие усвоения значений слов. Организация познавательной деятельности наиболее эффективна  в предметно-практической деятельности. При данной работе выделяются свойства, функции  предмета, происходит их называние.

Необходимо обогащать словарь ребенка новой лексикой, объяснять каждое новое слово и вводить в активный словарь, упражнять его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений. Положительно воздействует на формирование представлений и обозначение их словом наглядные методы обучения. Работа по вызыванию, активизации речи детей и расширению их активного словаря представляет большую трудность. «Безречевые» дети, большей частью пассивные, инертные, со слабыми интересами, нуждаются в создании эмоционально ярко окрашенной обстановки игр и занятий.

В лексических играх нужно учить детей классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, учить устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия. В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность.

Постепенно слова, изучаемые на уроке, войдут в активную речь ребенка, обогащая ее, облегчая общение с окружающими. С ребенком надо постоянно общаться, добиваясь от него более четкого произношения. Говорить медленно, плавно, четко, не проглатывая окончания. Искаженные слова ребенка следует исправлять. Главное условие к чему должен стремиться педагог, обучая детей, - это не только умение произносить их, но и умение осмысливать их, чтобы речь не превращалась в набор заученных и непонятных слов.

В этом вам помогут игры, направленные на развитие словарного запаса:  Слайды 13-19

·         "Назови картинки на определенную тему"

·      Лото "Кто или что" "

·      "Подберем красивые слова о предмете: Какая она? Какой он?"

·      "Подбери действие к предмету?" ,«Глаголы в картинках»

·      "Скажи наоборот"

·      "Узнай предмет по описанию"

·      «Описание предмета по схеме»

·      «Сравнение» (по картинному плану: небо, деревья, трава золотой и поздней осенью)

·      «Рассказы о временах года по мнемотаблице» - устанавливать простые связи, понимать и сравнивать явления природы.

·      «Группировка»,"Доскажи слово" или «Подбери слово»

Слайд 20

Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений. Грамматический строй речи является показателем умственного развития ребенка и средством формирования связной речи. Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками.         

Формирование связного высказывания начинается с понимания, повторения и выполнения простых поручений по словесной инструкции, которая может сопровождаться показом, совместной деятельностью с детьми. На уроках организуются учебные диалоги на определённую тему, дети учатся не только отвечать на вопросы, но и задавать их.

Изучаемые слова вводятся в речевой контекст сначала в виде простых, малораспространённых предложений, затем  проводится работа по распространению фразы. Наиболее доступная форма – подражание образцу речи учителя, одноклассника, владеющего речью. Поощряется любая речевая активность ребёнка.

Постепенно воспитывается внимание детей к окончаниям слов, к предлогам, которые меняют смысл высказывания. Сначала дети учатся понимать различия, затем педагог добивается правильно использования форм слов в речи учеников. Эта работа, как правило, продвигается крайне медленно и требует постоянных систематических усилий со стороны учителя. Нельзя забывать о необходимости соблюдения принципа доступности и дозированности учебного материала.

Одним из приёмов овладения фразовой речью является заучивание наизусть потешек, считалок, коротких стихотворений, песенок, коротких сказок.

Слушание сказок также служит для стимуляции речи учащихся.  Обычно требуется многократное возвращение к одной и той же сказке: рассказывание сказки учителем с показом кукол, картинок,  рассказывание сказки с использованием медиа-презентации, рассказывание сказок с показом действий детьми, драматизация сказки (дети могут пользоваться жестами, мимикой, а учитель оречевляет их действия, другие дети говорят сами). Работа над сказками помогает сформировать последовательность не только действий, но и речевого сообщения. Развивается диалогическая речь детей.

Слайды 21-33

В процессе работы по развитию речи дети узнают назначение предметов окружающего быта, узнают и показывают действия бытового характера, по возможности называют все это, учатся строить простую фразу, знакомятся с предметами и явлениями окружающего мира. У детей расширяется пассивный словарь, активизируется собственная речь, она становится в большей мере средством коммуникации и помогает в дальнейшем обучении.

Слайды 34-40

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей, и даже самых тяжёлых, можно  целенаправленно учить, используя специфические методы, приёмы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения. Работа над развитием речи очень важна, поскольку речевая деятельность способствует развитию познавательной, эмоциональной, личностной сфере ребёнка, улучшает его социально-коммуникативные возможности, что способствует повышению уровня социализации и самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с умеренной умственной отсталостью не являются исключением. Слайд 41

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Развитие речи у детей с умеренной умственной отсталостью"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по взаимоотношениям

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ педсовет.развитие речи УУО.ppt

Скачать материал "Развитие речи у детей с умеренной умственной отсталостью"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Педсовет ноябрь 2014 г.Тема: «Развитие речи у детей с умеренной умственной от...

    1 слайд

    Педсовет ноябрь 2014 г.
    Тема: «Развитие речи у детей с умеренной умственной отсталостью»
    Учитель русского языка и чтения: Хохлова А.В.

  • Нарушение речи у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется как СИС...

    2 слайд

    Нарушение речи у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется как 
    СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕРЕЧИ 
    (тяжелой, средней, легкой степени тяжести).

  • Большой вклад в становление методики развития речи глубоко умственно отста...

    3 слайд




    Большой вклад в становление методики развития речи глубоко умственно отсталых детей внесли А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Они описали трёхуровневую модель развития речи у этой категории детей, в которую включены следующие разделы:
    - формирование действия понимания речи;
    - формирование значения слов и обогащение активного словаря;
    - формирование грамматических
    категорий и связной речи.

  • Формирование речевой деятельности у учащихся 9 «Б» класса с УУО

    4 слайд

    Формирование речевой деятельности у учащихся 9 «Б» класса с УУО

  • Формирование действия понимания речи

    5 слайд

    Формирование действия понимания речи

  • 6 слайд

  • 7 слайд

  • 8 слайд

  • 9 слайд

  • 10 слайд

  • 11 слайд

  • Формирование значения слов и обогащение активного словаря

    12 слайд

    Формирование значения слов и обогащение активного словаря

  • 13 слайд

  • 14 слайд

  • 15 слайд

  • 16 слайд

  • 17 слайд

  • 18 слайд

  • 19 слайд

  • Формирование грамматических категорий и связной речи

    20 слайд


    Формирование грамматических категорий и связной речи

  • 21 слайд

  • 22 слайд

  • 23 слайд

  • 24 слайд

  • 25 слайд

  • 26 слайд

  • 27 слайд

  • 28 слайд

  • 29 слайд

  • 30 слайд

  • 31 слайд

  • 32 слайд

  • 33 слайд

  • 34 слайд

  • 35 слайд

  • 36 слайд

  • 37 слайд

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Несформированность речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи способствует развитию мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы. Формирование устной речи умственно отсталых детей – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. От нее зависит успех всей коррекционно-развивающей работы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 586 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2020 1000
    • RAR 23.3 мбайт
    • 16 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Челепис Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Челепис Татьяна Николаевна
    Челепис Татьяна Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 60142
    • Всего материалов: 218

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Нормативное управление и регулирование процессов организации строительства

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Написание и произнесение речи. Копирайтинг

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 64 человека

Курс повышения квалификации

Профессиональные аспекты деятельности оператора по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам

108 ч.

2070 руб. 1240 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек