Звуки
речи
от года до трех
К
полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда
четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х),
а также звук й. Многие из
согласных звуков произносятся смягченно ("дяй" вместо
"дай"). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их
места в слове. Так, если слово состоит из двух открытых слогов (после
согласного идет гласный: мама,
Вова, Катя), то малыш произносит его правильно. Если же слово состоит из трех и
более слогов, то ребенок часто заменяет одни звуки другими, пропускает звуки и
слоги (вместо "машина" - "паина", вместо
"велосипед" - "апипед"). Пропускается звук и в том случае,
когда два согласных стоят рядом ("второй" произносится как
"тоой", "коёй"; "дверь" как "вей").
Знакомя
малыша с новыми словами, обращайте внимание на твердость произнесения согласных
звуков. Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Показывая
игрушечного гуся, взрослый говорит ребенку: "Это гусь. Он кричит:
га-га-га! А теперь ты скажи как кричит гусь." Если малыш будет ошибаться и
произносить звук г мягко (гя-гя-гя), поправьте его.
Общая смягченность речи характерна и для
третьего года жизни. Многие звуки еще отсутствуют и заменяются более легкими по
произношению. Так, шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) нередко заменяются мягкими
свистящими звуками: "сяпка" (шапка), "зюк" (жук),
"сенок" (щенок), "цяйник" (чайник), иногда вместо звука ч ребенок может произносить звук ть: тисы (часы). Твердые
свистящие заменяются мягкими ("сянки" вместо "санки"),
согласные р, рь, л отсутствуют
или заменяются звуками ль, й:
ыба (рыба), гия (гиря), двель (дверь).
Внимание
к правильному формированию звуковой стороны речи должно быть не меньшим, чем
внимание к содержательной ее стороне. Обращайте внимание малыша на то, как
правильно произносятся слова, требуйте от него выговаривать фразы четко,
внятно.
Несовершенства речи впоследствии (на 4-6 году
жизни), чаше всего, постепенно исчезают сами собой, по мере того, как ребенок,
постоянно слыша правильную речь взрослых, прилаживаясь к ней, овладевает
правильной артикуляцией. Однако, малышу нужно помогать в этом, используя
звукоподражания, показывая рисунки предметов, в названиях которых есть тот или
иной звук, не произносимый или неправильно произносимый ребенком. Так, можно
попросить малыша изобразить жужжание жука (ж-ж-ж), шум деревьев (ш-ш-ш) и т.п.
Когда детям читают народные песенки,
потешки, когда разучивают их с ними, то, разумеется, это, прежде всего, важно
для ознакомления детей с художественным словом. Но вместе с тем это
способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из потешек и
песенок, наверное, и создавались для того, чтобы дать малышу возможность
"поиграть" звуками.
Ночь прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Полежала
немножко,
Распахнула окошко.
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
Чики-чики, чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
Едет Дуня в тележке,
Щелкает орешки.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу -
Во серебряную.
Нередко взрослые подражают несовершенной речи
ребенка, заимствуют у него неправильно произносимые слова: "Ах, ты мой
теньцик далягой!" и т.п. Делать этого не следует. Незачем своим
авторитетом закреплять недостатки речи ребенка, тем более, что он сам уже может
слышать неправильности звукопроизношения в речи других людей и даже в какой-то
мере понимать, осознавать недостатки своей речи.
Внимание ребенка к особенностям слышимой им
речи, умение слышать тонкости произношения слов и помогает ему в усвоении
правильного произношения звуков и слов. Поэтому важно, чтобы взрослые,
разговаривая с маленьким ребенком, следили за четкостью, ясностью своей речи,
за ее темпом.
Желаю удачи!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.