Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Школьному психологу / Развитие психолого-педагогической компетентности учителя при переходе на ФГОС

Развитие психолого-педагогической компетентности учителя при переходе на ФГОС

Скачать материал

Развитие психолого – педагогической компетентности учителя

при переходе на ФГОС

О.И. Жиляева, педагог-психолог МБОУ – лицея № 21

им. генерала А.П. Ермолова г. Орла

Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают

себя только тем, что, как они считают, они умеют делать.

Вы можете достичь намного больше.

Нужно только верить в то, что вы делаете.

Мэри Кей Эш

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Какой он, современный учитель? Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с обучающимися, готов к сотрудничеству и открыт для общения, способный создавать условия для развития творческих способностей, учить самостоятельно мыслить, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием, самосовершенствованием. При переходе на ФГОС педагоги сталкиваются с определёнными проблемами. Общие проблемы заключаются в неготовности педагогов к:

  • планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

  • изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

  • выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды;

  • переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников

  • развитию индивидуального подхода в образовательной деятельности.

Личностные проблемы (связанные с особенностями личности учителя):

  • психологические, связанные с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа», с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением;

  • дидактические, обусловленные недостаточным уровнем подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности;

  • организационно-нормативные, связанные с отсутствием научной организации трудовой деятельности, навыков командно-проектной работы;

  • профессиональные, связанные с неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.

В современном образовании становится все более очевидным тот факт, что никакие изменения в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Учитывая современные условия и инновационные технологии– именно личность педагога формирует личность ребёнка, в большей степени влияет на достижение планируемых результатов обучения.

Развитие готовности к инновационной деятельности, без которой невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, приводит к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияет на степень их уверенности в своих силах.Таким образом, кадровое обеспечение образовательного процесса - одно из обязательных условий для работы образовательных учреждений по ФГОС. Вторым показателем кадровых условий выступает уровень профессиональной компетентности педагогов.

Несомненно, компетентность - многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система внутренних психолого-педагогических составляющих и свойств личности учителя. Есть связь и с глубинными свойствами личности - с потребностью в общении, уверенностью в себе и самооценкой. Компетентность включает в себя такие характеристики, как интегральное соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач, результативность и успех в проблемных ситуациях. Компетентность имеет и свои функции: познавательную, регулятивную, функцию контроля и оценки, самооценки. Психолого-педагогическая компетентность учителя рассматривается, как способность рефлексивно строить и осуществлять профессиональную деятельность, способность осуществлять педагогическую деятельность во всей полноте ее психологической структуры: постановка целей и задач; способов воздействия; изучение педагогических ситуаций и принятие решений; владение педагогической технологией, предполагающей умение проектировать учебно-воспитательный процесс с учетом перспектив развития и деятельности самих учащихся с последующим контролем за этим процессом, т.е. подчинять целям развития школьников выбор средств, осуществлять самостоятельный педагогический и психологический анализ деятельности и поведения.

В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности учителя, которая включает в себя:

  • осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

  • осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;

  • осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

Содержание компетенций учителя

Компетенция

 

Содержание компетенции

Предметно-

методологическая

 

система знаний по базовым наукам, знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету, владение разнообразными методами предметной дидактики – в том числе групповыми, проектными, с применением медиатехнологий и др., владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими каждого ученика, осознание связи предметных знаний с системой общечеловеческих и собственных ценностей

Психолого-педагогическая

система знаний о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха ученика, знания об особенностях познавательной сферы каждого ученика, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся, умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика, умение использовать знания об учебно-познавательных особенностях каждого ученика для конструирования реального образовательного процесса, личностная позиция учителя при оценке возможностей ученика

Компетенция

в области валеологии

образовательного процесса

 

теоретические знания в области валеологии и проектировании здоровьесберегающей образовательной среды, система нормативно-правовых знанийвладение навыками конструирования здоровьесберегающей среды,
принятия решений по проблемам здоровьесбережения в системе «учитель-ученик», стремление к самообразованию в вопросах здоровьесбережения, осознание необходимости в создании и функционировании здоровьесберегающей среды, видение себя, как психически, физически и нравственно здоровой личности

Коммуникативная компетенция

 

 


система знаний о законах общения,

владение приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик» и успешно взаимодействовать с коллегами в профессиональном социуме, осознание ценности общения, стремление строить педагогическое взаимодействие с учетом особенностей личности другого человека – как ученика, так и коллеги

Компетенция в области

управления системой

«учитель-ученик»

 

 

система знаний о педагогическом экспериментировании; система знаний о способах и формах профессионального самосовершенствования, умение планировать учебный процесс от конечной цели, грамотно спроектировать или выбрать форму и содержание тематической и промежуточной диагностики, умение проанализировать результаты своей работы, выделить недостатки, провести коррекцию, владение приемами анализа и обобщения собственного опыта через статьи, выступления на конференциях, семинарах, участие в профессиональных объединениях, самопрезентация.



Формирование психолого-педагогической компетентности проходит в несколько этапов.

1 этап Выявление уровня психолого-педагогической компетентности учителя

(диагностирование, тестирование, определение путей совершенствования психолого-педагогической компетентности)

2 этап Механизмы развития психолого-педагогической компетентности педагога.

(самообразование, работа в творческих группах, повышение квалификации, активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях, участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций, разработка системы стимулирования деятельности учителя)

3 этап Анализ деятельности учителя

(обобщение опыта, разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, самоанализ деятельности)

Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). Внедрение стандартов предполагает развитие учительского потенциала, уровень квалификации, профессиональное развитие. Личностное и профессиональное развитие находится в прямой зависимости от самообразованияи саморазвития.

Задача психологической службы образовательного учреждения: помочь учителям в повышении общей психолого-педагогической грамотности, помочь овладеть доступными диагностическими методами для изучения процесса развития личности, коллектива в условиях учебно-воспитательного процесса:

Просветительная функция состоит в знакомстве учителей с явлением психолого-педагогической компетентности трех сторон труда учителя: педагогической деятельности, педагогического общения, личностного развития учителя.

Развивающая функция заключается в развитии у учителей мотивов повышения психолого-педагогической компетентности, а также в развитии практических приемов повышения психолого-педагогической компетентности учителя.

Корректирующая функция программы заключается в коррекции дефектов психолого-педагогической компетентности учителя.

Психологическое сопровождение педагогов

Мероприятия

Время проведения

Результат


Анкетирование

(сборзапросов на психологическое просвещение)

В конце учебного года (для планирования работы психолога на учебный год)

Формирование банка данных о запросах педагогов

Психологическое

просвещение

(выступление на заседаниях педагогического совета, методических объединений)


В течение учебного года

Повышение психологической грамотности и развитие психологической культуры


Психологическое

консультирование


В течение года

Психологическая поддержка педагогов, профилактика эмоционального выгорания


Психологический анализ

уроков


В течение года

Психологическая экспертиза профессиональной деятельности учителя


Одним из способов повышения профессиональной компетентности является психологический анализ урока.

Основные задачи психологического анализа урока:

  • развитие у педагогов мотивации к применению психологических знаний в практике профессиональной деятельности;

  • развитие внутренних резервов личности педагога;

  • возможность диагностики внутригрупповых отношений в классном коллективе, исследования индивидуальных особенностей учащихся, педагогических способностей учителя.

После посещения урока педагог-психолог:

  • делится результатами наблюдения ( какие методы и формы урока были наиболее эффективны для решения поставленных педагогом задач, какие методы не по могли достигнуть высоких результатов, как это связано с индивидуальными особенностями учащихся, со спецификой классного коллектива)

  • формулирует рекомендации по оптимизации учебно- воспитательного процесса в данном классе (с учётом запроса педагога);

  • формулирует рекомендации для администрации образовательного учреждения по развитию профессионального мастерства педагогов;

  • способствует обучению и овладению педагогом методами самодиагностики профессионально-личностных качеств, стиля педагогического общения.

Таким образом, психолого-педагогическая компетентность представляет собой максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучающихся. Повышение психолого-педагогической компетентности предполагает целую систему мер просвещения в образовательном учреждении. Для развития профессионально-значимых личностных качеств педагогов, их личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности психоэмоционального состояния, необходима организация взаимодействия психологов образовательных учреждений с учителями в различных формах.

Литература

  1. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса // Управление школой № 17, 2007

  2. Галеева Н. Л. Система компетенций как инструмент управления качеством образования. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября

  3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.

  4. Овчарова Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: учебное пособие.- М.: ИЗД-ВО Артикул 2007.

  5. Ривкин Е. Ю. “Профессиональная деятельность учителя в условиях перехода на

ФГОС основного образования. Теории и технологии” (Серия “Методическая

лаборатория”) – М.: 2013.

  1. Якушина Е. В. “Подготовка к уроку в соответствии с ФГОС” // Справочник

заместителя директора школы, №10, 2012 г




Развитие психолого-педагогической компетентности учителя при переходе на ФГОС
Скачать материал
  • Школьному психологу
Описание:

       Переход на новые образовательные стандарты требует изменений деятельности учителя. Сегодня учитель не просто передаёт знания ученикам, он должен быть открыт для общения, готов к сотрудничеству, способен создавать условия для развития детей. 

      Развитие готовности к новой деятельности приводит к изменениям психологического состояния учителя. Следовательно подготовка кадров - одно из обязательных условий для работы образовательных учреждений по новым образовательным стандартам, вторым немаловажным условием является уровень профессиональной компетентности учителей.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 11 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Жиляева Ольга Ивановна
Дата добавления 20.04.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 4376
Номер материала 59838
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓